Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации xx.xx.xxxx года г. Новосибирск Заельцовский районный суд г. Новосибирска Новосибирской области в составе: судьи Борисовой Т.Н. при секретаре Трофимовой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смагиной Лидии Константиновны к мэрии г.Новосибирска, администрации Заельцовского района г.Новосибирска о признании права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставить жилое помещение по договору социального найма у с т а н о в и л: Смагина Л.К. обратилась в суд с иском с требованиями о признании за ней права стоять на учете на улучшение жилищных условий по основаниям, предусмотренным п.п.2 п.1 ст. 51 ЖК РФ и п.п.3 п.1 ст. 51 ЖК РФ, возложении на администрацию Заельцовского района г.Новосибирска обязанности поставить ее на учет по данным основаниям, о возложении на мэрию г.Новосибирска и администрацию Заельцовского района г.Новосибирска обязанности предоставить ей жилое помещение социального фонда во исполнение Указа Президента РФ №714 от xx.xx.xxxxг. В ходе рассмотрения дела истец уточнила свое требование и просила обязать предоставить жилую площадь жилищного фонда социального использования по договору социального найма (л.д.118), обратить решение суда к немедленному исполнению (л.д.137-138). Свои требования Смагина Л.К. мотивировала тем, что является пенсионером по старости, ветераном труда, тружеником тыла, пострадавшей от политических репрессий, вдовой инвалида 3 группы- участника Великой Отечественной Войны, умершего xx.xx.xxxx года. В соответствии с Законом «О ветеранах» она, как вдова инвалида ВОВ, приравнена по правам и льготам к ветеранам ВОВ 1941-xx.xx.xxxxг.г. xx.xx.xxxxг. она предоставила в администрацию Заельцовского района г.Новосибирска необходимые для постановки на учет документы. Письмом __ от xx.xx.xxxxг. ей было отказано в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий по той причине, что у нее, имеющей в собственности 24,5 кв.метров имеется превышение учетной нормы общей площади жилья, установленной в г.Новосибирске в размере 12 кв.метров. Письмом __ от xx.xx.xxxxг. ей отказали в постановке на учет, ссылаясь на общую площадь ее __ кв.метров. В этом же письме указано на такое основание постановки на учет как факт проживания в жилом помещении, которое не отвечает установленным для жилых помещениям требованиям, но не указано какой документ нужно предоставить. Она обращалась к ответчикам с заявлениями о признании ее дома не пригодным для проживания, в ответах предложено обратиться в суд. У нее имеется заключения двух экспертных организаций, ими жилой дом был признан непригодным и опасным для проживания. Отказывая ей в постанове на учет администрация района не приняла во внимание, что в момент подачи ею документов xx.xx.xxxxг. на 1/2 принадлежащей ей доле в праве собственности на дом было зарегистрировано 4 человека, с июля xx.xx.xxxxг. - 6 человек. Не согласна с тем, что подарив внуку Петренко К.В. половину дома она совершила неправомерное действие – умышленно ухудшила свои жилищные условия: действующее законодательство не ограничивает собственника в части распоряжения своим имуществом; глава администрации не принял во внимание, что на момент заключения договора дарения на общей площади 48,8 кв.метров уже проживало и было прописано 5 человек, она уже имела меньше учетной нормы; сделка дарения была совершена в соответствии со ст. 209, 246, 288, 558 ГК РФ, ст. 16,30 ЖК РФ; сделка дарения была совершена до издания Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945»; с xx.xx.xxxx года она стояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учета снята не была. Истец в судебное заседание не явилась, просила рассматривать дело в свое отсутствие (л.д.81). В судебном заседании представитель истца Козлов С.А. исковые требования и доводы искового заявления поддержал и пояснил, что жилой дома по адресу г.Новосибирск, ... является ветхим, xx.xx.xxxx года постройки. Когда Смагиной Л.К. отказали в постановке на учет, она за свой счет провела две экспертизы. Второе основание для постановки ее на учет – на каждого члена ее семьи зарегистрированного и проживающего на ее жилой площади приходится менее 12 кв.м. Представитель истца Ворошилова Т.П пояснила, что является дочерью Смагиной Л.К., членом ее семьи. Их семья в составе 5 человек занимала половину дома, вторую половину занимал Петренко. Заключая договор дарения половины дома Петренко, Смагина Л.К. хотела, чтобы после ее смерти между ее родственниками не было споров о разделе дома. Ворошилова О.Н. и Ворошилов С.Н. брак заключили в xx.xx.xxxx году. Ворошилова К. родилась в xx.xx.xxxx году и с этого времени постоянно проживает в их доме, ее мать живет отдельно, место жительства матери не известно. Представитель ответчика Администрации Заельцовского района г.Новосибирска исковые требования не признала, в письменном отзыве и в судебном заседании указала, что истец обратилась в администрацию Заельцовского района вместе с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых __ представила документы о праве собственности на 1/2 долю жилого __ по ..., (другую долю данного дома Смагина Л.К. подарила своему внуку Петренко К.В.); выписку из домовой книги, в которой указано, что в данном жилом помещении зарегистрировано 4 человека - члены семьи. Общая площадь жилого дома составляет 48,9 кв.м. На одного члена семьи приходится 12,2 кв.м, что является более учетной нормы, следовательно, оснований для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях не имеется. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. 02.04.2010 Смагиной Л.К. в постановке на учет было отказано. Ворошилова К.П. (xx.xx.xxxxг.р.) регистрируется в __ по ....2010. В соответствии с решением городского Совета Новосибирска «О территориальных органах мэрии города Новосибирска» от 22.02.2006 __ в полномочия администрации района не входит создание межведомственной комиссии, проведение оценки соответствия жилого помещения, признание его непригодным для проживания. На сегодняшний день жилой дом по адресу ... не признан в установленном порядке аварийным, непригодным для проживания и у администрации не имеется оснований для принятия истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п.п.3 п.1 ст.51 ЖК РФ. Ссылка истца на то, что она с xx.xx.xxxxг. состояла на учете в администрации Заельцовского района является не обоснованной и не подтверждена документально. Требование истца об обязанности администрации Заельцовского района предоставить жилое помещение по договору социального найма во исполнение Указа Президента от 07.05.2008 не основано на законе. В соответствии с решением городского Совета Новосибирска «О территориальных органах мэрии города Новосибирска» от 22.02.2006 __ в полномочия администрации района не входит предоставление жилого помещения по договору социального найма. Представитель ответчика мэрии г.Новосибирска исковые требования не признала, в письменном отзыве и в судебном заседании указала на то, что в соответствии со ст.210 ГК РФ на собственника возлагается бремя содержания принадлежащего ему имущества. Следовательно, истица и иные проживающие с ней лица должны содержать жилой дом в нормальном эксплуатационном состоянии. На сегодняшний день жилой дом по адресу: ... не признан в установленном порядке аварийным, непригодным для проживания. Заключения частных организаций, на которые ссылается представитель истца, таковыми не являются. Ссылка истца на отказ муниципальной жилищной комиссии рассматривать заявления о признании ее дома непригодным для проживания, как нарушение ее прав, не основана на действующих нормативно - правовых актах. Согласно п.7 Положения о признании помещения жилим помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу ( утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.06г. №47) - орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, чем и занимается муниципальная межведомственная комиссия г.Новосибирска, созданная распоряжением мэрии от 12.04.06г. №2404-р. Рассмотрение заявлений граждан о непригодности частных жилых помещений, признания их аварийными и подлежащими сносу в компетенцию муниципальной межведомственной комиссии не входит. Последствия работы межведомственной комиссии таковы, что на основании ее заключения собственник жилых помещений, муниципалитет, обязан в соответствии со ст.85- 89 ЖК РФ произвести расселение граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, аварийными. Но в данных нормах права речь идет о жилых помещениях, в которых граждане проживают на условиях социального найма. Расселение индивидуальных аварийных жилых домов, не является обязанностью органов местного самоуправления силу действующего законодательства (ст.209, 210 ГК РФ). Кроме того, воля других собственников жилого дома ею не учитывается. Считает, что заявленное требование к Мэрии об обязании предоставить истице жилое помещение во исполнение Указа Президента от 07.05.08г. не основаны на нормах права. Во-первых, согласно ст.2 Указа обеспечение жильем ветеранов ВОВ осуществляется за счет средств федерального бюджета. Федеральным законом от 21.12.10 №327-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» в ст.23.2 внесены изменения, согласно которым определение порядка представления жилых помещений гражданам (участникам ВОВ и др.), нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов РФ. Следовательно, возложение обязанностей на органы местного самоуправления по выполнению Указа Президента РФ возможно только в порядке наделения их государственными полномочиями, ссылки на это в иске нет. Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Доказательства выделения финансирования для приобретения жилого помещения Смагиной Л.К. как вдове участника ВОВ, отсутствуют. Согласно 1126 ч.5 ГК РФ субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. Считает, что требование к мэрии г.Новосибирска заявлено преждевременно, т.к. истец не поставлена на учет нуждающихся. Считает, что предоставление жилых помещений ветеранам должно осуществляться в порядке сложившейся очередности. Жилой дом, принадлежащий истцу, не признан в установленном порядке непригодным для проживания и аварийным, также следует учитывать положения ст. 209 ГК РФ. Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области присоединилась к мнению представителей ответчиков. В письменном отзыве указала, что Смагина Л.К. в составе семьи из 4-х человек зарегистрирована в доме общей площадью 48,9 кв.м., что превышает учетную ному по г.Новосибирску, принятую равной 12 кв.м. Кроме того, дом в котором проживает Смагина Л.К не признан непригодным для проживания в установленном порядке, так как вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, т.е. межведомственной комиссией. Следовательно, у истицы не возникает права быть признанной нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации №714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов" и Федеральным законам от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах») предусмотрены обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и состоящих по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах». Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 ст. 23.2 мер социальной поддержки, предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов РФ ежеквартально предоставляют в федеральный орган исполнительной власти отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки. Постановление Правительства РФ от 15 октября 2005 г. N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее Правила). Пунктом 2 Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, финансирование расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 09 декабря 2005 года №354-03 "О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, признанных нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 33 ст. 2 Закона № 354-ОЗ отдельными государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления городского округа Новосибирской области города Новосибирска. Постановка на учет граждан, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны относится к полномочиям органов местного самоуправления. Третье лицо Петренко К.В. в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие. В письменном заявлении указал на то, что в доме по адресу г.Новосибирск, ул. Дальневосточная, 25 проживает с рождения, имеет в пользовании две комнаты, а Смагина Л.К. и другие зарегистрированные в доме лица проживают в других двух комнатах. Считает жилой дом ветхим и непригодным для проживания. Выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу, что требования Смагиной Л.К. подлежат частичному удовлетворению. Судом установлено, что Смагина Л.К. является вдовой умершего инвалида ВОВ Смагина П.Ф. (л.д.48), в соответствии с п.п.4 п.1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах»имеет право на меры социальной поддержки предусмотренные данным законом. Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008г. постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях изложен в ст. 51 ЖК РФ. На основании п.п.2 п.1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилом помещении признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. На основании п.п.3 п.1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилом помещении признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно п.3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Смагина Л.К. и Петренко К.В. являются в равных долях собственниками индивидуального жилого дома, расположенного по адресу г.Новосибирск, ул. Дальневосточная, 25 и земельного участка, необходимого для его эксплуатации. Право собственности указанных лиц подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав (л.д.179-182). Петренко К.В. стал собственником 1/2 доли на основании договора дарения, заключенного между ним и Смагиной Л.К. 08.02.2007г. (л.д.34), государственная регистрация сделки и права собственности произведены 09.03.2007г. Согласно техническому паспорту по состоянию на 01.11.2005г. жилой дом по адресу г.Новосибирск, ул. Дальневосточная, 25 имеет общую площадь 48,9 кв.метров, жилую площадь 36,1 кв.метров (л.д.37-46). По состоянию на 16.02.2010г. в жилом доме были зарегистрированы по месту жительства 4 человека: Смагина Лидия Константиновна, Ворошилова Тамара Петровна – дочь, Ворошилов Семен Николаевич – внук, Ворошилов Петр Николаевич - внук (л.д.162). По состоянию на 15.12.2010г. зарегистрировано 6 человек: те же и Ворошилова Ольга Николаевна – сноха, Ворошилова Ксения Петровна – правнучка (л.д.29). В судебном заседании из журнала регистрации лиц, поставленных на учет и справки администрации района (л.д.108) было установлено, что Смагина Л.К. ранее на учете нуждающихся в жилье не состояла. 03.03.2010г. Смагина Л.К. обратилась в администрацию Заельцовского района г.Новосибирска о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерана ВОВ (л.д.160), в качестве документов, подтверждающих право предоставила в том числе выписку из домовой книги от 16.02.2010г. о регистрации в помещении 4-х человек, сведения о праве собственности на 1/2 долю в общей собственности на жилой дом по ул. Дальневосточная, 25, технический паспорт на жилой дом. В письмах от 02.04.2010г. и 17.06.2010г. истцу было отказано в постановке на учет. В ответах указано, что на площади 48,9 кв.метров проживает 4 человека, на одного человека приходится по 12,2 кв.метра, что более учетной нормы. Также предложено предоставить документ, подтверждающий признание дома непригодным для проживания в установленном порядке (л.д.176, 177). 1.В судебном заседании было установлено, чтов жилом доме на общей площади 24,45 кв.метров (составляющих долю истца) фактически постоянно проживают 6 человек, являющиеся членами семьи Смагиной Л.К. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителей истца, третьего лица Петренко К.В., свидетелями Половниковой Т.С., Смирновой В.П., медицинской карточкой Ворошиловой К.П., 2002 года рождения (л.д.131), квитанциями и договором об оплате за детский сад (л.д.152, 156), личной карточкой ученика Ворошиловой К.П. (л.д.154-155) в которых указан адрес проживания несовершеннолетней Ворошиловой К.П. на ул. Дальневосточная, 25, т.е. по месту жительства ее отца, свидетельством о заключении брака между Ворошиловым С.Н. и Ворошиловой О.Н. 03.09.2004 года (л.д.148). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (п.5 ст. 50 ЖК РФ). Согласно п.4.1 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска, утв.решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005г. №94 учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Таким образом, в ходе рассмотрения дела было установлено, что Смагина Л.К. проживает в жилом помещении, где на нее приходится 4,1 кв.метров общей площади, поэтому она имеет право стоять на учете нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда на основании п.п.2 п.1 ст. 51 ЖК РФ. Поскольку обязанность поставить гражданина на учет нуждающихся в жилом помещении возложена на администрации районов г.Новосибирска по месту жительства гражданина, суд удовлетворяет требование Смагиной Л.К. о возложении на администрацию Заельцовского района г.Новосибирска обязанности поставить ее на учет как нуждающуюся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п.п.2 п.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Доводы представителей ответчиков и третьего лица о необходимости применения нормы ст. 53 ЖК РФ к рассматриваемому делу не подтверждены доказательствами. Согласно определения Конституционного суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. В судебном заседании было установлено, что договор дарения с Петренко был заключен истцом до принятия Указа Президента РФ от 07.05.2008г., доказательств того, что действия Смагиной Л.К. по отчуждению имущества являются умышленными и недобросовестными, направленными на ухудшение жилищных условий, ответчиками не предоставлено. Вселение в качестве членов семьи собственника несовершеннолетней правнучки Ворошиловой К.П. и снохи Ворошиловой О.Н. действующее законодательство не нарушает, о причинах их вселения даны пояснения, предоставлены доказательства. Вселение было произведено до 2008 года. 2. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) было утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение). Данное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. Его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. В соответствии с п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Решение о признании жилого дома непригодным для проживания принимается исключительно межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления (п.7, 8, 42). При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. В настоящее время в г.Новосибирске создана комиссия о признании непригодными для проживания многоквартирных жилых домов, находящихся в муниципальной собственности. Из пояснений сторон установлено, что такая комиссия решение по дому Смагиной Л.К. не принимала, в ее компетенцию оценка непригодности индивидуальных жилых домов не входит. На обращения истца в администрацию Заельцовского района г.Новосибирска (л.д.82) и в мэрию г.Новосибирска (л.д.85) о создании межведомственной комиссии и проведении оценки ее дома на предмет пригодности его для проживания были направлены отказы со ссылкой на решение данного вопроса в судебном порядке (л.д.120, 121). В качестве доказательств непригодности жилого дома для проживания, расположенного по адресу г.Новосибирск, ул. Дальневосточная, 25, истец предоставила: заключение ООО «Стинэкс» № Р-274-2011, где указано на физический износ здания 69% (л.д.22-28) и заключение ООО «Лаборатория судебная экспертиза» №985 от 16.02.2011г., в котором указано на аварийное состояние дома и на физический износ здания более 60% (л.д.50-53). Согласно п.34 Положения аварийным признается жилой дом, имеющий деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Из предоставленных заключений не усматривается наличие у жилого дома №25 по ул. Дальневосточной таких повреждений, которые дают основание для признания дома аварийным. Также из заключений не следует, что специалистами были проверены указанные в Положении обстоятельства, свидетельствующие о пригодности (непригодности) жилого дома для дальнейшего проживания, не указано на основании чего были сделаны выводы. В заключении ООО «Лаборатория судебная экспертиза» указано на разрушение и повреждение конструкций, но каких и с какой степени не указано. В судебное заседание для дачи пояснений специалист ООО «Лаборатория судебная экспертиза» Хищенко не явился. Учитывая изложенное, суд считает недоказанным обстоятельство проживания Смагиной Л.К. в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, отказывает ей в праве встать на учет нуждающихся на основании п.п.3 п.1 ст. 51 ЖК РФ. 3. Обеспечение членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны жилыми помещениями в соответствии с п.п.4 п.1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» осуществляется за счет средств федерального бюджета. Согласно п.2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. Постановление Правительства РФ от 15 октября 2005 г. N 614 утверждены «Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (далее Правила). Согласно Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития РФ согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта РФ по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития РФ. Перечисление субвенций в бюджеты субъектов РФ осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ. Постановлением администрации Новосибирской области от 26.12.2008 №363-па утверждено «Положение о порядке расходования субвенций из фонда компенсаций Новосибирской области на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий и лиц, на которых распространяется мера социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года». Данное Положение определяет порядок расходования субвенций из фонда компенсаций Новосибирской области для обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, на которых распространяется мера социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями. Согласно указанному Положению государственные полномочия Новосибирской области по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляются путем строительства или приобретения жилых помещений в муниципальную собственность с последующим их предоставлением этим гражданам по договорам социального найма либо предоставления единовременных денежных выплат для строительства или приобретения жилья в собственность. После регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение органы местного самоуправления предоставляют данное жилое помещение по договору социального найма гражданину с соблюдением требований ЖК РФ. В соответствии с п.3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005 № 94 функции органа местного самоуправления по управлению муниципальным жилищным фондом, предоставлению по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда возложена на мэрию г.Новосибирска (п.2.3 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска). На основании п.5 ст. 12 Устава г.Новосибирска органы местного самоуправления города Новосибирска несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в порядке, установленном соответствующими федеральными законами и законами Новосибирской области, в пределах выделенных городу Новосибирску на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Таким образом, предоставить муниципальное жилое помещение Смагиной Л.К. как вдове инвалида ВОВ по договору социального найма обязан орган местного самоуправления в лице мэрии г.Новосибирска, но только после того, как на указанные цели из федерального бюджета поступят денежные средства. 4. На основании ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Представитель истца мотивировал свое заявление об обращении решения суда к немедленному исполнению тем, что Смагиной Л.К. 88 лет, имеет заболевания, может не дожить до исполнения решения. Также указала, что по вине ответчиков она добивается исполнения Указа Президента РФ почти два года, состояла на учете на улучшении жилищных условий с 1986 года, снята с очереди не была (л.д.137-138). Суд считает, что оснований для обращения решения суда в части предоставления жилого помещения к немедленному исполнению не имеется. Порядок предоставления жилых помещений определен в ЖК РФ. Согласно п.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст. 57 ЖК РФ случаев. В Федеральном законе «О ветеранах», ЖК РФ, иных федеральных законах нормы о праве вдов инвалидов ВОВ на внеочередное получение жилья по договору социального найма не содержатся. Кроме того, имеются лица, претендующие наравне со Смагиной Л.К. на получение жилого помещения, вставшие на учет ранее нее, но не обеспеченные жилыми помещениями. Внеочередное предоставление жилого помещения истцу нарушит принцип равноправия граждан. 5.В соответствии со ч.2 ст.96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. К судебным расходам ГПК РФ относит государственную пошлину и расходы на оплату услуг представителя, иные признанные необходимыми судебные расходы. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Судебные расходы Смагиной Л.К. состоят из расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, что подтверждается квитанцией (л.д.2) и расходов на представителя в размере 26200 рублей, что подтверждается договором от 24.06.2011г. (л.д.65-66), актами приема-передачи денежных средств от 02.08.2011г. на сумму 6500 рублей (л.д.67), от 05.06.2011г. на сумму 9500 рублей (л.д.133), от 09.11.2011г. на сумму 10200 рублей (л.д.147). Учитывая сложность дела, объем оказанных истцу услуг, а также то, что были удовлетворены два из трех заявленных исковых требования, суд взыскивает с ответчиков в равном размере судебные расходы на представителя в сумме 10000 рублей, а также по 1/3 части от уплаченной госпошлины в сумме 400 рублей (10000 /2 + 400/3). Суд считает, что расходы истца на составление двух заключений о техническом состоянии жилого дома возмещению не подлежат, поскольку суд не принял данные заключения в качестве надлежащих доказательств по делу. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Исковые требования Смагиной Лидии Константиновны удовлетворить частично. Обязать администрацию Заельцовского района г.Новосибирска поставить Смагину Лидию Константиновну на учет как нуждающуюся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п.п.2 п.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Обязать мэрию г.Новосибирска предоставить Смагиной Лидии Константиновне по договору социального найма жилое помещение в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Взыскать с администрации Заельцовского района г.Новосибирска в пользу Смагиной Лидии Константиновны судебные расходы в размере 5133 рублей. Взыскать с мэрии г.Новосибирска в пользу Смагиной Лидии Константиновны судебные расходы в размере 5133 рублей. В признании за Смагиной Лидией Константиновной права состоять на учете нуждающихся в жилье и возложении на администрацию Заельцовского района г.Новосибирска обязанности поставить ее на учет нуждающихся в жилье на основании п.п.3 п.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ отказать. Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Федеральный судья: Т.Н. Борисова Решение изготовлено в окончательной форме 19.12.2011г. Подлинное решение находится в гражданском деле №2-3287/2011