Гр.дело xxx г.
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
xx.xx.xxxx г.Новосибирск
Заельцовский районный суд города Новосибирска в с о с т а в е:
Судьи Коневой Ю.А.,
при секретаре Белоносовой К.В.
с участием истца Селифанова В.В.,
представителя истца Бугославской А.Н.
представителя третьего лица Управления Росреестра по НСО Гуриной Е.А.
представителя третьего лица Управления ФСТЭК России по СФО Бугославской А.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селифанова В.В. к Администрации Заельцовского района г.Новосибирска, Мэрии г.Новосибирска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к Комитету по жилищным вопросам Мэрии г.Новосибирска, Администрации Заельцовского района г. Новосибирска об оспаривании решения органов местного самоуправления, о признании данного решения незаконным и обязании органа местного самоуправления заключить с ним договор социального найма.
По ходатайству истца ответчик Комитет по жилищным вопросам Мэрии города Новосибирска заменен на Мэрию города Новосибирска.
В судебном заседании истец Селифанов В.В. уточнил исковые требования, пояснил, что в соответствии с п. 5 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Порядок предоставления жилых помещений военнослужащим установлен Инструкцией «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. № 80; жилые помещения распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили службу. Он поступил на службу в Вооруженные силы РФ в 1997г. После окончания института по распределению был направлен для дальнейшего прохождения службы в г. Новосибирск, где встал на очередь для получения жилья. В ноябре 2008г. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений и подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма. Общая выслуга лет в Вооруженных силах РФ составляет 11 лет 04 месяца.
Квартира xxx по ... была передана Гостехкомиссии СССР Распоряжением Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся исполкома от xx.xx.xxxx xxx. В соответствии с карточкой распределения жилья квартира была передана в счёт фонда горисполкома. На основании Постановления Верховного Совета РФ от xx.xx.xxxx xxx указанное жилое помещение включено в реестр муниципального имущества г. Новосибирска. Указанная квартира по решению жилищной комиссии Управления ФСТЭК России по СФО на основании протокола заседания жилищной комиссии xxx от xx.xx.xxxx распределена ему для проживания, о чем был составлен список распределения жилых помещений по Управлению от xx.xx.xxxx Решение жилищной комиссии подписано руководителем Управления ФСТЭК России по СФО, начальником Новосибирской КЭЧ, начальником Новосибирского гарнизона.
Администрацией Заельцовского района г. Новосибирска истцу отказано в заключении договора социального найма спорного жилого помещения ввиду того, что решение о предоставлении жилых помещений по договора социального найма принимает Мэрия города Новосибирска, а также в связи с тем, что документы, предоставленные для вселения в указанное помещение, оформлены ненадлежащим образом. Мэрией г. Новосибирска истцу также отказано в заключении договора социального найма, передаче квартиры в собственность в связи с тем, что Мэрия г. Новосибирска до настоящего времени не наделена полномочиями по предоставлению военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании договоров социального найма. Помимо этого, в соответствии с п. 2 ст. 15 «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих – граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которой предусмотрена военная служба.
Ссылаясь на п.п. 5,6 ст. 15 ФЗ от xx.xx.xxxx № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», 57 Жилищного Кодекса РФ, истец Селифанов В.В. просит суд признать за ним право пользования на условиях договора социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: ....
Представитель ответчика Администрации Заельцовского района г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен. Направил в суд отзыв на иск, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку в соответствии со ст. 15 ФЗ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Администрация Заельцовского района г. Новосибирска как территориальный орган мэрии г. Новосибирска не входит в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления г. Новосибирска до настоящего времени не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда военнослужащим, следовательно, незаконно возлагать на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда. Спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности. Селифанов В.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации района не состоит, в спорное жилое помещение вселился в нарушение установленного порядка. При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для признания за истцом права пользования на условиях социального найма жилым помещением муниципального жилого фонда. В иске просил отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 25, 26).
Представитель ответчика Мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку ... включена в реестр муниципального имущества на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1. Жилые помещения муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления иным категориям граждан, определенным федеральным законодательством в случае наделения данных органов в установленном порядке государственными полномочиями. Мэрия г. Новосибирска как орган местного самоуправления до настоящего времени не наделена полномочиями по предоставлению военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании договоров социального найма. Просил отказать в удовлетворении исковых требований, рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 21, 24, 47, 52, 53).
Представитель третьего лица Управления Росреестра по НСО Гурина Е.А. в судебном заседании, поддержав доводы отзыва на исковое заявление, пояснила, что в соответствии с выпиской xxx от xx.xx.xxxx Селифанов В.В. проходил военную службу в ВС с xx.xx.xxxx по xx.xx.xxxx и был досрочно уволен с военной службы в связи с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений и подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма. Согласно Распоряжения Новосибирского городского Совета трудящихся исполнительного комитета от xx.xx.xxxx xxx спорное жилое помещение передано Готехкомиссии СССР. Ранее указанное жилое помещение xxx по ... занимала семья военнослужащих, далее в порядке повторного заселения решением заседания жилищной комиссии xxx от xx.xx.xxxx в соответствии с п. 5 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998г. № 76 ФЗ О статусе военнослужащих» предоставлена Селифанову В.В. В соответствии с Определением Конституционного суда РФ № xxx от xx.xx.xxxx. оснований для отказа в заключении договора социального найма с Селифановым В.В. на предоставленную в порядке повторного заселения ... у органов местного самоуправления нет. Просила суд удовлетворить исковые требования Селифанова В.В. в полном объеме.
Представитель третьего лица Управления ФСТЭК России по СФО Бугославская А.Н. в судебном заседании, поддержав доводы отзыва на исковое заявление, пояснила, что Селифанов В.В. был прикомандирован и проходил военную службу по контракту в Управлении ФСТЭК России по СФО. В связи с проведением организационно-штатных мероприятий истец был досрочно уволен с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений как бесквартирный и подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма. Жилищной комиссией Управления освободившаяся за выездом другого военнослужащего квартира, расположенная по адресу: ..., была распределена истцу. Список распределения жилых помещений по Управлению был согласован ВрИО начальника ГУ Новосибирская КЭЧ и утверждён начальником Новосибирского гарнизона в августе 2010 г. согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых силах Российской Федерации». Квартира была передана Гостехкомиссии СССР Распоряжением Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся исполнительного комитета от xx.xx.xxxx xxx. В соответствии с карточкой распределения жилья квартира была передана в счёт фонда горисполкома.
В соответствии с пунктом 25 Приказа Министра обороны СССР от 10.11.1975 г. № 285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» жилая площадь в домах Министерства обороны СССР, а также закрепленная за гарнизонами в жилых домах исполкомов Советов депутатов трудящихся, министерств и ведомств закрепляется за теми воинскими частями, в которых проходят службу проживающие на ней военнослужащие. В соответствии с пунктом 26 Приказа Министра обороны СССР от 10.11.1975 г. № 285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР, в том числе построенную для хозрасчетных предприятий и организаций, а также на жилую площадь, закрепленную за Министерством обороны СССР в домах местных Советов, министерств и ведомств, производится через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. Пунктом 24 приказа Министра обороны СССР от 22.02.1977 г. № 75 «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» КЭЧ района руководит квартирно-эксплуатационной службой и ведает обеспечением всеми видами квартирного довольствия воинских частей, приписанных к КЭЧ района. На начальника КЭЧ района возлагается учет военнослужащих Советской Армии, нуждающихся в жилой площади; оформление в установленном порядке ордеров на заселение жилой площади. Пунктом 26 приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий). В соответствии с пунктом 22 -23 приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» учету подлежат жилые помещения: 1) поступающие от жилищного строительства Министерства обороны и приобретаемые Министерством обороны; 2) получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в домах государственного и муниципального жилищного фонда; 3) поступающие от переоборудования нежилых помещений Министерства обороны. Все жилые помещения учитываются в квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района в книге учета жилых помещений, подлежащих заселению, а жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Министерством обороны, кроме того, учитываются в карточках учета жилого помещения, закрепленного за воинской частью.
Из содержания карточки учёта xxx от xx.xx.xxxx, следует, что квартира предназначалась для использования как жилищный фонд социального использования войсковой части xxx. До распределения истцу в данной квартире проживали военнослужащие в/ч xxx Долгов В.В. и Лемехов И.К., что подтверждается корешками ордеров, выданных им ГУ Новосибирская КЭЧ.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право на жилище. В соответствии с частью 3 указанной статьи малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции РФ представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон от xx.xx.xxxx «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает яд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Статьей 3 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» возлагает реализацию мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в том числе на органы местного самоуправления. В связи с чем представитель третьего лица просила суд удовлетворить исковые требования Селифанова В.В. в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения истца, представителя истца, представителей третьих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу, что исковые требования Селифанова В.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению на основании ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п.п.1,5 ст.15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», определения Конституционного суда РФ от 25.12.2003 г. № 453-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «Сертолово» Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», п.п. 1, 22, 33 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в вооруженных силах РФ», утвержденной приказом министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80 (с изменениями от xx.xx.xxxx, xx.xx.xxxx).
Судом установлено следующее: Селифанов В.В. поступил на службу в вооруженные силы РФ в 1997г. После окончания академии по распределению был направлен для дальнейшего прохождения службы в г. Новосибирск, что подтверждается справкой Военного комиссариата Новосибирской области на л.д. 7. В ноябре 2008г. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений и подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма. Общая выслуга лет в Вооруженных силах РФ составляет 11 лет 04 месяца, что подтверждается выпиской из приказа по личному составу на л.д. 8 и справкой Военного комиссариата на л.д. 9. До настоящего времени Селифанов В.В. на территории Новосибирской области имущества, принадлежащего ему на праве собственности не имеет, что подтверждается справками ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Управления Росреестра по НСО (л.д. 55, 56).
Квартира xxx по ... была передана Гостехкомиссии СССР Распоряжением Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся исполнительного комитета от xx.xx.xxxx xxx (л.д. 13). В соответствии с карточкой распределения жилья квартира была передана в счёт фонда горисполкома, что подтверждается справкой на л.д. 41, учтена в ГУ Новосибирская КЭЧ, что подтверждается карточкой учета 8576а на л.д. 17. Согласно Положению о ГУ Новосибирская КЭЧ Сибирского военного округа, последняя руководит квартирно-эксплуатационной службой и производит обеспечение всеми видами квартирного довольствия воинских частей, приписанных к КЭЧ. Согласно данным МБУ г. Новосибирска «Городское жилищное агентство» от xx.xx.xxxx на основании Постановления Верховного Совета РФ от xx.xx.xxxx xxx указанное жилое помещение включено в реестр муниципального имущества г. Новосибирска (л.д. 12).
Жилое помещение – ... по решению жилищной комиссии Управления ФСТЭК России по СФО на основании протокола заседания жилищной комиссии xxx от xx.xx.xxxx распределена Селифанову В.В. для проживания (л.д. 10), о чем был составлен список распределения жилых помещений по Управлению от xx.xx.xxxx, решение жилищной комиссии, подписанное руководителем Управления ФСТЭК России по СФО, начальником Новосибирской КЭЧ, начальником Новосибирского гарнизона (л.д. 11). Ранее указанное жилое помещение было предоставлено военнослужащим Управления ФСТЭК Росси по СФО: Долгову В.В. – в период с xx.xx.xxxx по 2001г., Лемехову И.К. в период с xx.xx.xxxx по 2010г.(л.д.32).
Администрацией Заельцовского района г. Новосибирска истцу отказано в заключении договора социального найма спорного жилого помещения ввиду того, что решение о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма принимает Мэрия г.Новосибирска, Селифанов вселен по документам, оформленным ненадлежащим образом. Мэрией г. Новосибирска также истцу отказано в заключении договора социального найма в связи с тем, что Мэрия г. Новосибирска до настоящего времени не наделена полномочиями по предоставлению военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании договоров социального найма; полномочия наймодателя по договору социального найма осуществляет глава администрации района (л.д. 15-16).
Суд находит, что данный довод не основан на действующем законодательстве по следующим основаниям: в соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. При этом, в соответствии с частью 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, указанным выше категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение граждан жилыми помещениями.
К иным категориям граждан в смысле части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ относятся военнослужащие, которым государство гарантировало предоставление жилых помещений.
Военная служба по смыслу ст.ст. 59, 71 Конституции РФ является особым видом федеральной государственной службы, что обуславливает особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие конституционных положений ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, закрепленного в ст. 40 Конституции РФ, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Порядок предоставления жилых помещений военнослужащим установлен Инструкцией «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. № 80: жилые помещения, освобождаемые за выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили службу.
Положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими, другим военнослужащим, в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений; вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей имеют не только местное значение, а. потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Указанная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 г. №453-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования Сертолово Ленинградской области на нарушение конституционных права и свобод п. 5 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих».
Фактически спорное жилое помещение - ... - предоставлена истцу на условиях договора социального найма с 2010 года, истец состоял на учете как нуждающийся в жилье, при предоставлении помещения установлено, что он не имеет другого жилья, распределение и предоставлении жилого помещения произведено в соответствии с действующими нормативными актами.
То обстоятельство, что органы местного самоуправления г. Новосибирска до настоящего времени не наделены в установленном порядке государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда военнослужащим, как обстоятельство, не зависящее от воли сторон, не может служить препятствием к реализации установленного законом права и основанием для отказа в иске.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», поскольку по искам о признании разрешается вопрос о наличии или отсутствии того или иного правоотношения либо отдельных прав и обязанностей участвующих в деле лиц, суд при удовлетворении иска обязан в необходимых случаях указать в резолютивной части решения на те правовые последствия, которые влечет за собой такое признание.
Последствием признания за Селифановым В.В. права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, является заключение такого договора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Селифанова В.В. удовлетворить.
Признать за Селифановым Валентином Валерьевичем, xx.xx.xxxx года рождения, право пользования жилым помещением - квартирой xxx ... в г. Новосибирске на условиях договора социального найма.
Вступившее в законную силу данное решение суда является основанием для заключения с истцом договора социального найма жилого помещения по указанному адресу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Новосибирский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Конева Ю.А.
РЕШЕНИЕ ИЗГОТОВЛЕНО В ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ xxx Г.