П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
07 октября 2010 года г. Новосибирск
Судья Заельцовского районного суда г. Новосибирска Борисова Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело о привлечении ФГУП «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ» к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ
У с т а н о в и л:
02.09.2010г. в 11 часов в ходе проверки, проводимой Западно-Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, были выявлены нарушения требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов: нет договора с профессиональными аварийно-спасательными службами на обслуживание по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий возможных аварий на опасном производственном объекте (далее по тексту - ОПО) в части лифтов; нет договора страхования ответственности за причинение вреда жизни и здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на ОПО и страхового полиса в части лифтов; не представлен документ, подтверждающий наличие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий возможных аварий на ОПО (в части лифтов); лифты peг. № 366, 369, 379, 370, выведенные из эксплуатации при истечении установленного срока эксплуатации, находятся в работе; нет приказа о назначении работника, ответственного за осуществление производственного контроля в части лифтов; нет плана работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях организации на 2010 г. (в части лифтов); нет плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на 2010 г. (в части лифтов); не разработан план мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий на ОПО, где эксплуатируются лифты; нет журналов учета аварий и инцидентов на ОПО; не представлены сведения об организации и осуществлении производственного контроля за 2009 г. и 1-е полугодие 2010 г. в Западно - Сибирское управление Ростехнадзора в части подъемных сооружений (лифтов); нет удостоверения у электромеханика К.Е.Н., подтверждающего его аттестацию в качестве электромеханика по лифтам; руководители, специалисты эксплуатирующей организации не проходят подготовку и аттестацию по промышленной безопасности (по общим требованиям и по ПБ 10-558-03; нет приказа о возложении функций по организации эксплуатации и (или) техническому обслуживанию лифтов на специалистов завода; не снят кран СМК-7М зав. №952, рег. №8994 с регистрации в органах Ростехнадзора в связи с передачей его другому владельцу.
В судебное заседание представитель ФГУП «НЗПП с ОКБ» не явился, извещен.
В ходе рассмотрения дела получены пояснения специалистов Ростехнадзора относительно факторов опасности лифтов. Главный государственный инспектор Антропов Ю.Е. пояснил, что лифты с номерами 366, 369, 370, 379 имеют срок службы более 40 лет. Согласно Госту 22011-95 «Лифты пассажирские и грузовые» срок службы грузовых лифтов 25 лет. По методическим указаниям по обследованию лифтов, отработавших срок службы обследование за передами этого срока должно проводиться специализированной организацией, разрешение на эксплуатацию может быть продлено максимум на 12 лет. Отработавшие свой срок службы лифты должны быть демонтированы. При проверке было установлено, что 4 лифта отработали срок службы, отсутствуют документы подтверждающие что они находятся в исправном состоянии. Эти лифты представляют опасность из-за возможного обрыва канатов, что может привести к падению груза и сопровождающего его лица, возможно, что двери лифта откроются на другом этаже и человек упадет в шахту. Кроме того, эксплуатацией лифтов занимается необученный и неаттестованный персонал, нет производственного контроля. Главный специалист-эксперт Киселева Е.Е. просила приостановить эксплуатацию 4 лифтов на максимальный срок, пояснив, что руководство завода должно было принять меры к демонтажу лифтов, препятствуя их эксплуатации.
Выслушав представителя представителей Ростехнадзора, исследовав письменные материалы дела, суд установил вину ФГУП «НЗПП с ОКБ» в нарушении требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, перечисленные в протоколе об административном правонарушении, а также пришел к выводу, что эксплуатация лифтов №366, №369, №370, №379 представляет угрозу жизни и здоровью работников, в соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ является основанием для административного приостановления деятельности указанного оборудования.
Вина ФГУП «НЗПП с ОКБ» в нарушении перечисленных выше требований промышленной безопасности подтверждается протоколом об административном правонарушении, приказом № 331-пр от 19.08.2010г. о проведении плановой выездной комплексной проверки НЗПП с ОКБ, актом проверки № 06-22/2010 от 288.09.2010г. копиями паспортов лифтов № 366, 369, 370, 379, письменными объяснениями электромеханика завода П.Е.Н.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры также относятся к категории опасных производственных объектов.
Согласно ст. 9 Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
На основании ст. 10 и 15 Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
Перечисленные обязанности организации, эксплуатирующей лифты, предусмотрены также в Правилах организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 №263, Порядке проведения технического расследования и причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.06.2009г. №191.
Межгосударственным стандартом 22011-95 «Лифты пассажирские и грузовые» (таблица 2) установлен срок службы грузовых лифтов 25 лет. В пунктах 3.3, 3.4, 3.5 Методических рекомендациях по обследованию лифтов, отработавших нормативный срок службы, утв. Постановлением Госгортехнадзора России 22.06.1994г., предусмотрены максимальные сроки повторных обследований. Согласно п.4.3 указанных Мет одических рекомендаций после выполнения ремонта или модернизации лифта должна быть сделана соответствующая запись в паспорте и журнале технического обслуживания.
Из копий паспортов на лифты видно, что эксплуатация лифта №370 запрещена еще в 2006 году, лифта №369 – в 2006 году, лифта №366 – в 2007 году, лифта № 379 – в 2006 году. Несмотря на приказы по НЗПП с ОКБ 25.04.2006г. №195-13, 05.11.2008г. №338-В о прекращении эксплуатации лифтов отработавших свой ресурс, лифты № 366, 369, 370, 379 продолжали эксплуатироваться, о чем свидетельствуют письменные объяснения электромеханика П.Е.Н., личные наблюдения инспектора Ростехнадзора.
Также в ходе проверки было зафиксировано отсутствие аттестованного по лифтам персонала, ответственного за осуществление производственного контроля по лифтам, отсутствует назначенный специалист по организации эксплуатации и (или) техническому обслуживанию лифтов.
Суд соглашается с доводами специалистов о том, что указанные нарушения создают опасность жизни и здоровью граждан. Мер по приведению 4-х опасных объектов в состояние, не позволяющее из эксплуатировать, руководством завода не принято.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 9.1, ст. 29.9 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Приостановить деятельность грузовых лифтов № 366, №369, №370, №379, находящихся в ФГУП «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ» по адресу г.Новосибирск, ул...., на срок до 05.01.2011 года включительно.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.
Судья Заельцовского районного суда
г. Новосибирска Борисова Т.Н.
Подлинное постановление находится в материалах административного дела № 5-193/2010 в Заельцовском районном суде г. Новосибирска.