Постановление от 30.11.2010 г. в отношении ООО `АйТиИ Сибирская Ярмарка`, привлеченного к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 ноября 2010 года г. Новосибирск

Судья Заельцовского районного суда г. Новосибирска Борисова Т.Н., при секретаре Трофимовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело о привлечении ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка» к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ

У с т а н о в и л:

01.09.2010г. в ходе проверки противопожарного состояния помещений ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка» по адресу ..., ..., проводимой прокуратурой Заельцовского района г. Новосибирска при участии представителя отдела государственного пожарного надзора по Заельцовскому району г. Новосибирска, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности: помещения 1-го и цокольных этажей не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (прил. А, табл. А1, СП 5.13130.2009); в лестничной клетке (в осях 4-5/Г1-В1) отсутствуют световые проемы площадью не менее 1,2 кв. м в наружных стенах на 1-м, 2-м и 3-м этажах здания (п.4.4.7, СП 5.13130.2009); помещения выставочного зала не отделены противопожарными стенами 1-го типа от складских и технических помещений (п.2 ст.88 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» прил. табл.23); помещения разных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой противопожарными преградами с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (п.1 ст. 88 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); помещения разных классов функциональной пожарной опасности не обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами (п.9 ст. 89 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); отсутствуют противопожарные перегородки 1-го типа отделяющие лифтовые холлы от общих коридоров (п.4.25 СП 4.13130.2009); лестница, предназначенная для сообщения цокольного и 1-го этажа не выгорожена противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (п.4.26 СП 4.13130.2009); для отделки стен, в фойе цокольного этажа выставочной части здания применены горючие материалы (п.53 ППБ 01-03).

Определением от 08.10.2010г. главный государственный инспектор Заельцовского района г.Новосибирска по пожарному надзору материалы административного дела в отношении ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка» были переданы для рассмотрения и принятия решения по административному приостановлению деятельности в Заельцовский районный суд (л.д.15).

В судебном заседании, а так же в письменных объяснениях представитель лица, привлекаемого к административной ответственности - ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка» пояснила, что в определении от 08.10.2010 г., вынесенного Главным государственным инспектором Заельцовского района г. Новосибирска по пожарному надзору Косушкиным Е.Н., не содержатся сведения о времени проведения проверки. В нарушение требований ст. 16 Закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по результатам проверки не составлен акт, содержащий сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения. Также в ходе проверки не составлялись какие-либо протоколы осмотра помещений, не запрашивались объяснения работников, на которых возложена ответственность за противопожарную безопасность. Главный государственный инспектор по пожарному надзору ссылается на то, что основанием проведения проверки явились нарушения, установленные в результате проверки, проведенной 04.07.2005г. Однако, по результатам проверки 04.07.2005г. все выявленные недостатки были устранены. В ходе проверки 22.12.2007г. нарушений правил пожарной безопасности не выявлено.

Невозможностью установить основание и время проведения проверки лишает возможности обеспечить защиту своих интересов и дать пояснения по выявленным фактам, а так же не дает возможности определить наличие события административного правонарушения, время его обнаружения, соблюдение порядка и сроков привлечения к административной ответственности, что в соответствии со ст. 4.5, 24.5, 26.1, 29.10 КоАП РФ являются основаниями, препятствующими производству по делу об административном правонарушении и влекущими его прекращение.

В здании, арендованном ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка» для первичного тушения очагов пожара имеются стационарный пожарный водовод с пожарными кранами и ручные огнетушители в достаточном количестве. В здании, для контроля пожарной безопасности, круглосуточно дежурят подготовленные сотрудники охранного предприятия. Данные мероприятия и условия эксплуатации здания, позволяют не устанавливать автоматическую систему пожаротушения, что подтверждается расчетами пожарного риска.

Для устранения недостатка, связанного с отсутствием в лестничной клетке (в осях 4-5/Г1-В1) световых проемов площадью не менее 1,2 кв. м в наружных стенах на 1-м, 2-м и 3 этажах здания, выполнено эвакуационное освещение в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 п. 7.74 «Эвакуационное освещение в помещениях или в местах производства работ вне зданий следует предусматривать - в местах, опасных для прохода людей, в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 чел.», поскольку участок этой лестницы в указанных осях проходит внутри встроенного здания и ни одна из стен не выходит на улицу, следовательно, выполнить этот пункт конструктивно невозможно.

Требование о том, что помещения выставочного зала не отделены противопожарными стенами 1-го типа от складских и технических помещений, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку стены выстроены из сибита, который по своим свойствам относится к материалам для 1-го типа стен.

Недостатки, указанные в акте о том, что помещения разных классов функциональной опасности не разделены между собой противопожарными преградами с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградам, и о том, что помещения разных классов функциональной пожарной опасности не обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами, необоснованно и должно быть адресовано к другому лицу. Стены, отделяющие помещения столовой и трактира, принадлежащие на правах субаренды ООО «Кафе «У медведя», от выставочного зала, выполнены из сибита, который своим свойствам являются противопожарной преградой. Обшивка стен этих помещений выполнена из дерева, которое в апреле 2010 года обработано противопожарной пропиткой с гарантией до 6 лет. Подтверждающие документы у субарендатора ООО «Кафе «У медведя», представителями проверяющих структур не запрашивались.

Касаемо нарушения, связанного с отсутствием противопожарных перегородок 1-го типа, отделяющих лифтовые холлы от общих коридоров, указала, что в административной 7-ми этажной части здания лифтовые холлы не существуют, а двери лифтовых кабин выполнены из негорючих материалов. В аренде находится только несколько этажей, но к другим арендаторам офисной части или собственнику здания данные требования не предъявлены, что говорит об избирательности в наказании и привлечении к ответственности. Строительство противопожарных стенок является изменением архитектурно-планировочных решений и относится к реконструкции объекта, что является прерогативой собственника здания.

Лестница, предназначенная для сообщения цокольного и первого этажа, не выгорожена противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур - шлюза с подпором воздуха при пожаре. Указанная лестница находится между первым и вторым этажами выставочного центра и является основным входом и выходом на выставки, а также служит одним из путей эвакуации из выставочного зала. Кроме того, существует еще 5 эвакуационных выходов, ведущих непосредственно на улицу. Требование п.4.26 СП 4.13130.2009, на которое ссылаются проверяющие лица, противоречит п. 53 ППБ 01-03, согласно которому «запрещается устраивать на путях эвакуации раздвижные и подъемно-опускные двери», в то время как устройство тамбур-шлюза предусматривает создание таких дверей. Выполнение данного требования недопустимо, поскольку в случае пожара в выставочном зале на 2-м этаже создастся непосредственная угроза жизни и здоровью людей в виде блокирования эвакуационного выхода.

В фойе цокольного этажа выставочной части здания одна стена покрыта деревянной рейкой на высоту 150см, на которой проведены огнезащитные работы с первой группой огнезащитной эффективности.

В здании ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка», по адресу ... реконструкция не проводилась, а все ранее проведенные работы по ремонту здания не относятся к реконструкции. Орган исполнительной власти не вправе выдавать арендатору здания ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка» разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Расчетная степень пожарного риска позволяет безопасно проводить выставочные мероприятия, что обусловлено наличием автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией, стационарным пожарным водоотводом, достаточным количеством ручных огнетушителей, достаточным количеством эвакуационных выходов, организацией дежурства у эвакуационных выходов, подготовленных сотрудников охраны, круглосуточным дежурством охраны. Указанные правонарушения не создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. В большинстве перечисленные нарушения отсутствуют и не соответствуют фактическим обстоятельствам, по ряду пунктов носят надуманный характер. Административное приостановление деятельности ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка» является необоснованным видом административного наказания.

В ходе рассмотрения дела получены пояснения свидетеля – инспектора ОГПН по Заельцовскому району г. Новосибирска П.А.А. пояснил, что 01.09.2010г. с помощником прокурора Корсаковой Н.А. в качестве специалиста осуществлял выход по адресу ... для проверки соответствия пожарной безопасности помещения с массовым пребыванием людей. Акт о выявленных нарушениях был составлен 03.09.2010г. ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что до 01.05.2010г. юридическими лицами должна быть разработана и предоставлена декларация пожарной безопасности. В декларации было указано, что ООО «АйТиИ Сибирская ярмарка» выполнила все требования ФЗ № 123 и свода правил пожарной безопасности, поэтому осуществляли проверку соблюдения указанных требований. В здании, арендуемом ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка», имеется этаж, который по правилам пожарной безопасности относится к цокольным – этаж, который наполовину углублен в землю и располагается ниже уровня проезда пожарных машин. Поэтому в акте от 03.09.2010г. в списке нарушений указал, что помещения 1-го и цокольного этажей не оборудованы автоматической установкой пожаротушения. Площадь этажа, как пожарного сектора, превышает допустимые значения, поэтому и требуется установление автоматической системы пожаротушения. Расчет риска гибели людей без автоматической установки пожаротушения не будет соответствовать норме, о чем имеются расчеты к декларации. В лестничной клетке отсутствуют световые проемы не менее 1,2 кв.м в наружных стенах на 1, 2, 3 этажах здания, лестница располагается внутри здания, поэтому невозможно устранить данное нарушение. Помещения, имеющие разное функциональное значение должны быть разделены противопожарными стенами 1-го типа огнестойкости. Сибит относится к первому типу огнестойкости, однако, установленные двери не обеспечивают необходимой огнестойкости. В соответствии со СНиП для каждого помещения с разным функциональным назначением должен быть свой самостоятельный эвакуационный выход.

Выслушав прокурора, представителя ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка», свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд установил вину ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка» в правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. Данный вывод подтверждается следующими обстоятельствами.

Согласно договора аренды № 23/933 от 22.04.2008г. <данные изъяты> передало в аренду на срок до 28.02.2011г. нежилые помещения в корпусе xxx на ... ..., ... состоящие из помещений первого этажа площадью 7190,7 кв.метров, 2 этажа 671 кв.метров, 5 этажа – 675,10 кв.метров, 6 этажа – 682,4 кв.метров, из подвальных помещений площадью 6801,60 кв.метров и вестибюля площадью 385,7 кв.метров (л.д.5-13). По условиям договора аренды (раздел 2) арендатор обязался оборудовать помещения пожарной сигнализацией, несет ответственность за выполнение требований СНиП и правил пожарной безопасности, моет проводить перепланировки с разрешения арендодателя.

Суд не соглашается с доводами представителя ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка» о том, что при проведении проверки нарушены нормы Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», невозможно установить основание и время проведения проверки.

О том, что датой проведения проверки и соответственно датой обнаружения длящегося правонарушения является 01.09.2010г. пояснил свидетель П.А.А. Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ не истек.

В п.3 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прямо указано, что положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.

О необходимости обеспечения помещений автоматической установкой пожаротушения указано в расчетах пожарного риска, проведенных по заказу ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка» в апреле 2010г. По выводам ООО «Технический центр пожарной безопасности» в помещениях не обеспечен требуемый уровень пожарной безопасности, направленный на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений на требуемом уровне и составляет более 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей составляет более 10" воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека. Уровень расчетного пожарного риска на объекте обеспечивается при условии оборудования помещений выставочного комплекса ООО «АйТиИ Сибирская ярмарка» автоматической установкой пожаротушения. Из данного заключения следует, что обеспечить пожарную безопасность с помощью стационарного пожарного водовода с пожарными кранами и ручными огнетушителями невозможно.

Суд соглашается с тем, что поскольку невозможно сделать световые проемы в наружных стенах на 1, 2 и 3 этажах, оборудование лестничных площадок аварийным эвакуационном освещением является единственным возможным способом освещения лестницы. Свидетель П.А.А. пояснил, что такое освещение на момент проверки имелось на всех этажах.

ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка» не предоставило доказательств того, что помещения выставочного зала отделены от складских и технических помещений противопожарными стенами 1-го типа по всей поверхности стен, в том числе в месте расположения дверных проемов; помещения разных классов функциональной пожарной опасности разделены между собой противопожарными преградами с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами и обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами; имеются противопожарные перегородки 1-го типа отделяющие лифтовые холлы от общих коридоров или применены иные решения, указанные в п.4.25 СП 4.13130.2009; лестница, предназначенная для сообщения цокольного и 1-го этажа выгорожена противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре как того требует п.4.26 СП 4.13130.2009, на путях эвакуации людей в фойе выставочного зала применена негорючая отделка.

Из договора аренды видно, что в аренду ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка» были сданы в том числе подвальные помещения, куда имеется лестница с 1-го этажа и лифты (л.д.36), поэтому применение п. 4.25 СП 4.13130.2009 и п.4.26 СП 4.13130.2009 к данной ситуации является обоснованным. Запрет на применение горючих материалов для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости) установлен в п.53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), о том, что допускается использование горючих материалов, обработанных огнезащитным лаком, в Правилах не указано.

В соответствии с п.1.3 СП 1.13130.2009 при изменении функционального назначения существующих зданий и отдельных помещений в них, а также объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих помещений. Прокурором вменяется неисполнение ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка» данного правила, однако не указано какой именно нормативный документ общество не применило или применила неправильно, чем подтверждается это обстоятельство. Кроме того, не предоставлено доказательств того, что после получения помещений по договору аренды в 2008 году общество сделало не согласованную в установленном порядке перепланировку.

В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, и назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При назначении меры наказания суд учитывает обстоятельства совершенного правонарушения, объем выявленных нарушений, принимаемые ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка» меры к устранению нарушений. 29.11.2010г. обществом был заключен договор на разработку проектной документации автоматической установки пожаротушения. Согласно дополнительному отчету по оценке пожарного риска в здании в настоящее время обеспечен требуемый уровень пожарной безопасности, направленный на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе из проявлений на требуемом уровне, в случае оборудования помещений системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре 3 типа. Помощник прокурора не настаивала на наказании в виде приостановлении деятельности.

Смягчающих и отягчающих вину обстоятельств не установлено.

Учитывая изложенное, суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа в максимальном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.20.4, ст. 29.9 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Назначить ООО «АйТиИ Сибирская Ярмарка» по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.

Счет для уплаты штрафа: получатель : УФК по Новосибирской области (ГУ МЧС России по Новосибирской области, ИНН получателя платежа 5406297094, номер счета получателя платежа 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, БИК 045004001, ОКАТО 50401000000, КПП 540601001, КБК 17711627000010000140.

Судья Заельцовского районного суда

г. Новосибирска Борисова Т.Н.

Подлинное постановление находится в материалах административного дела № 5-196/2010 в Заельцовском районном суде г. Новосибирска.