о признании незаконным отказа УСЗН в присвоении звания `Ветеран труда`



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

( мотивированное)

Дата обезличена года г.Задонск

Задонский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего Крицыной А.Н.,

с участием заявителя Васильевой Н.И.,

при секретаре Мирошниченко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Васильевой Н.И. о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда»,

установил:

Васильева Н.И. обратилась в суд с заявлением к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда». В обоснование требований ссылалась на то, что в соответствии со ст.11.1 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-03 «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан» она обратилась в Управление социальной защиты населения Липецкой области с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», так как на сегодняшний день она работает в ..., стаж работы составляет ... лет, почётный диплом Государственного банка СССР победителю во Всесоюзном социалистическом соревновании среди работников ведущих профессий отрасли в 1984 году, которым она награждена, является ведомственным знаком отличия, критерии, по которым он вручался, частично были определены в постановлении от 18.06.1986 года № 735 Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Совета профессиональных союзов и Центрального комитета ВЛКСМ, прежде всего, одним из них является многолетний добросовестный труд.На момент вручения диплома она отработала в Госбанке СССР 10 лет, данным дипломом были отмечены её заслуги в трудовой деятельности, документами, обосновывающими подачу данного заявления, явились: её трудовая книжка, справка с места работы и почётный диплом Государственного банка СССР победителю во Всесоюзном социалистическом соревновании среди работников ведущих профессий отрасли в 1984 году. Однако решением УСЗН Липецкой области ей было отказано в присвоении этого звания со ссылкой на то, что ведомственный знак отличия- Почётный диплом Государственного банка СССР победителю во Всесоюзном социалистическом соревновании среди работников ведущих профессий отрасли в 1984 году не предусматривает награждение им за многолетний труд, а соответственно не представляется возможным на его основании присвоить ей звание «Ветеран труда».Считает, что данным отказом ей созданы препятствия к осуществлению как гражданина прав и свобод, предоставленных Закона Липецкой области «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан».

В судебное заседание Васильева Н.И. поддержала заявленные требования и суду дала объяснения согласно поданного заявления.

Представитель органа, чьи действия обжалуются, - УСЗН Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ неявка УСЗН Липецкой области не является препятствием к рассмотрению заявления по существу.

Выслушав объяснения заявителя Васильевой Н.И., изучив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к выводу о том, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2. ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч.2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с п. «в» ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с последующими изменениями, одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В силу ч.1-2 ст. 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В силу ч.2 ст.26.3 Федерального Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. Согласно ч.4. ст. 26.3 по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с последующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской. Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 указанного федерального закона ветеранами труда, в частности; являются лица, награжденные ведомственными - знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии: по старости или за выслугу лет. Порядок. и условия присвоения звания "Ветеран труда'' определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, действующей до 08.06.2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Законом Липецкой области от 8 июня 2006 г. N 304-03 в указанную статью были внесены изменения, согласно которым звание "Ветеран труда" присваивается лицам. награжденным ведомственными знаками отличия за многолетний и добросовестный труд и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Судом установлено, что Васильева Н.И., Дата обезличена года рождения, работает в ..., что общий трудовой стаж работы на Дата обезличена года составляет ... лет ... месяцев ... дней, основание запись в трудовой книжке ... была награждена почётным дипломом Государственного банка СССР победителю во Всесоюзном социалистическом соревновании среди работников ведущих профессий отрасли в 1984 году на основании постановления от Дата обезличена г. Номер обезличен Правления Государственного банка СССР и Центрального комитета профсоюза работников государственных учреждений ...

На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что почётный диплом Государственного банка СССР победителю во Всесоюзном социалистическом соревновании среди работников ведущих профессий отрасли в 1984 году, которым награждена Васильева Н.И., является ведомственным знаком отличия в труде.

Суд не может согласиться с позицией УСЗН Липецкой области, изложенной в уведомлении Номер обезличен от Дата обезличена года о том, что основанием к отказу в присвоении Васильевой Н.И. звания «Ветеран труда» является отсутствие у нее наград за многолетний и добросовестный труд, по следующим причинам:

Поскольку вопросы социальной защиты граждан находятся в.совместном ведении РФ и субъектов РФ, то согласно вышеприведенным нормам Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъектов РФ в области социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и ветеранов труда, должны соответствовать федеральным законам РФ. В случае несоответствия норм, определенных по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в федеральных законах РФ и в законах субъектов РФ, действуют федеральные законы. Федеральный закон РФ «О ветеранах» в качестве одного из необходимых условий отнесения граждан к категории ветеранов труда определяет награждение их ведомственными знакам отличия в труде, а не знаками за многолетний и добросовестный труд. Органы субъектов РФ вправе устанавливать лишь условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», которые не могут противоречить нормам федерального закона РФ «О ветеранах» (ст.7 ФЗ «О ветеранах»), В частности, субъекты РФ не вправе сужать установленный федеральным законодательством круг лиц. имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». Иная правовая позиция. может повлечь нарушение принципа равенства граждан, установленного в ст. 19 Конституции РФ, в частности, граждан, имеющих одинаковые награды всероссийского значения, но проживающих в разных субъектах РФ. Поэтому в рассматриваемой ситуации Управление социальной защиты населения Липецкой области при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» должно было руководствоваться федеральным законодательством.

Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж) подтвержден трудовой книжкой заявительницы, из которой усматривается, что по состоянию на Дата обезличена года ее стаж составляет ... лет. Таким образом, необходимый для назначения пенсии стаж у Васильевой Н.И. имеется, что не оспаривалось УСЗН по Липецкой области.

При наличии этих условий оснований у УСЗН Липецкой области отказывать Васильевой Н.И., обратившейся в установленном порядке за присвоением звания «Ветеран труда», не имелось.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

УСЗН Липецкой области какие-либо доказательства, опровергающие вышеприведенные выводы суда, не представило. В соответствии с ч.З. ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. При таких обстоятельствах заявление Васильевой Н.И. об оспаривании действий УСЗН Липецкой области является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 г. N 141-03 "О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области" основанием для реализации мер социальной поддержки ветеранами труда и приравненными по мерам социальной поддержки к ним лицами, является, в частности, удостоверение "Ветеран труда", то суд считает обязать УСЗН Липецкой области выдать Васильевой Н.И. удостоверение «Ветеран труда».

Заявитель Васильева Н.И. не настаивала на взыскании с УСЗН Липецкой области судебных издержек и уплаченной госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Липецкой области от Дата обезличена года об отказе в присвоении Васильевой Н.И. звания «Ветеран труда».

Обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области оформить удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца на имя Васильевой Нины Ивановны и выдать удостоверение в установленном законом порядке - через орган социальной защиты по месту жительства.

Управление социальной защиты населения Липецкой области обязано сообщить в Задонский районный суд Липецкой области и Васильевой Н.И. об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в законную силу решения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Задонский районный суд Липецкой области.

Председательствующий А.Н.Крицына

Мотивированное решение составлено Дата обезличена года