о признании права на улучшение жилищных условий и о постановке на учет на получение жилья как участника Великой Отечественной войны



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 ноября 2010 года Задонский районный суд Липецкой области в составе судьи Барминой Г.А., при секретаре Коротких Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Хлевное дело по иску Трухачева К.И. к Администрации сельского поселения Ворон-Лозовский сельсовет Хлевенского района Липецкой области о признании права на улучшение жилищных условий и о постановке на учет на получение жилья как участника Великой Отечественной войны,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Трухачев К.И. обратился в суд с иском о признании права на улучшение жилищных условий и о постановке на учет на получение жилья как участника Великой Отечественной войны к Администрации сельского поселения Ворон-Лозовский сельсовет Хлевенского района Липецкой области, указывая, что на основании распоряжения главы Администрации сельского поселения Ворон-Лозовский сельсовет Хлевенского района от 01.04.2010 он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На основании распоряжения главы Администрации Ворон-Лозовского сельсовета Хлевенского района от 26.08.2010 он был снят с учета на улучшение жилищных условий. Данное постановление истец считает незаконным, поскольку не имеет собственного жилья и нуждается в улучшении жилищных условий. В 2000 году он подарил принадлежащий ему жилой дом, расположенный в <адрес>, сыну ФИО6 В данном домовладении он зарегистрирован по месту жительства, однако фактически более 13 лет не проживает в <адрес>. В течение указанного периода времени он проживал с дочерью ФИО4, которая осуществляет за ним уход, в Краснинском районе Липецкой области, временно зарегистрирован по месту жительства дочери. Кроме того, домовладение, расположенное в <адрес>, в котором он зарегистрирован по месту жительства, не соответствующем установленным для жилых помещений требованиям, поскольку в домовладении отсутствует водоснабжение, канализация. В силу состояния здоровья он нуждается в медицинской помощи и уходе, которые не могут быть получены им по месту регистрации в связи с тем, что медицинское учреждение в <адрес> отсутствует. Истец просит суд признать за ним право на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», обязать ответчика поставить его на учет на получение жилья как участника Великой Отечественной войны.

В судебном заседании истец Трухачев К.И., представитель истца ФИО4 полностью поддержали заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также просили суд признать недействительным распоряжение главы Администрации сельского поселения Ворон-Лозовский сельсовет Хлевенского района от 26.08.2010 о снятии истца Трухачева К.И. с учета на улучшение жилищных условий.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании по обстоятельствам дела суду пояснила, что на основании распоряжения главы Администрации сельского поселения Ворон-Лозовский сельсовет Хлевенского района от ДД.ММ.ГГГГ истец, являющийся участником Великой Отечественной войны, был поставлен на учет на приобретение жилья по тем основаниям, что его жилье не соответствует социальной норме проживания. На основании распоряжения главы Администрации сельского поселения Ворон-Лозовский сельсовет Хлевенского района от 26.08.2010 Трухачев К.И. был снят с учета на улучшение жилищных условий в соответствии со ст.54 ч.1 п.2 ЖК РФ в связи с тем, что он является членом семьи собственника жилья и обеспечен жильем более учетной нормы. С данным распоряжением истец не согласен, поскольку не является членом семьи собственника жилья ФИО6 Будучи зарегистрированным по месту жительства в домовладении сына ФИО6 в <адрес>, истец с 1997 года фактически в данном домовладении не проживает, совместного хозяйства с собственником жилья не ведет. Жилой дом был подарен истцом своему сыну в 2000 году в связи с тем, что истец не мог в силу возраста и состояния здоровья содержать данное домовладение, и нуждался в постороннем уходе. На момент сделки истец фактически в данном домовладении не проживал. В настоящее время в силу состояния здоровья истец также нуждается в постоянном постороннем уходе и медицинском наблюдении. Члены семьи собственника жилого помещения в силу своего состояния здоровья и отсутствия необходимых жилищных условий отказываются предоставлять истцу данный уход. Медицинское учреждение – МУЗ Хлевенская ЦРБ находится в с.Хлевное, на далеком расстоянии от <адрес>. Имеющиеся жилищные условия не соответствуют требованиям, установленным для жилых помещений, поскольку в жилом доме зарегистрировано 4 человека, имеется только одна изолированная жилая комната, водоснабжение и канализация в доме отсутствуют.

Представитель ответчика Администрации сельского поселения Ворон-Лозовский сельсовет Хлевенского района Липецкой области ФИО5 в судебном заседании исковые требования истца Трухачева К.И. признал, по обстоятельствам дела суду пояснил, что истец зарегистрирован по месту жительства в домовладении, расположенном в <адрес>, собственником которого является ФИО6, однако фактически по месту регистрации не проживает. Основанием для снятия истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий явилось то обстоятельство, что истец в силу родственных отношений является членом семьи собственника жилого помещений и обеспечен жильем более учетной нормы.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.49 ч.4 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 ст.49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п. «а-ж» и «и» подпункта 1 п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 ФЗ «О ветеранах». Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N714 (с изменениями от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии со ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 ФЗ «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления указанными полномочиями.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не соответствующем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено, что истец Трухачев К.И. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы.

ДД.ММ.ГГГГ истец Трухачев К.И. обратился в отдел социальной защиты населения Администрации Хлевенского муниципального района с заявлением о постановке его как участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающегося в получении социального жилья. В данном заявлении Трухачев К.И указал, что зарегистрирован по месту жительства в <адрес> в домовладении, собственником которого с 29.09.2000 является его сын ФИО6, однако по месту регистрации не проживает. В данном домовладении зарегистрированы 4 человека, общая площадь домовладения составляет 76 кв.м.

Согласно договора дарения земельного участка с жилым домом от 29.09.2000 истец Трухачев К.И. подарил ФИО6 земельный участок и расположенный на нем жилой дом, общей площадью 76,1 кв.м., в том числе жилой 40,3 кв.м., находящийся в <адрес>.

Согласно справки Администрации Ворон-Лозовского сельсовета Хлевенского района от 15.03.2010 Трухачев К.И. зарегистрирован по месту жительства в <адрес>. Согласно выписки из похозяйственной книги № 1 за 2010 год, выписки из домовой книги от 01.04.2010 в данном домовладении также зарегистрированы по месту жительства собственник жилого помещения ФИО6, являющийся сыном истца, ФИО7 – сноха, ФИО8 – внук истца.

Согласно справки ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» Хлевенское БТИ от 24.03.2010, уведомления Управления Росреестра по Липецкой области от 25.05.2010 Трухачев К.И. в собственности жилья не имеет.

Судом установлено, что истец Трухачев К.И. является инвалидом 2 группы, в силу состояния здоровья согласно справки МУЗ «Краснинская ЦРБ» от 02.11.2010 нуждается в постоянном постороннем уходе.

Согласно акта обследования жилого дома ФИО6, расположенного в <адрес>, от 01.11.2010, общая площадь дома составляет 76, 1 кв.м., в доме имеется газовое отопление; водоснабжение, канализация отсутствуют. Согласно технического паспорта в доме имеются три жилые комнаты, одна из которых является изолированной.

На основании распоряжения главы администрации сельского поселения Ворон-Лозовский сельсовет Хлевенского района от 01.04.2010 № 06 истец, являющийся участником Великой Отечественной войны, был поставлен на учет на приобретение жилья по тем основаниям, что его жилье не соответствует социальной норме проживания.

01.04.2010 в адрес Трухачева К.И. Администрацией сельского поселения Ворон-Лозовский сельсовет было направлено уведомление о постановке на учет на улучшение жилищных условий с 01.04.2010.

На основании распоряжения главы Администрации сельского поселения Ворон-Лозовский сельсовет Хлевенского района от 26.08.2010 № 11 Трухачев К.И. был снят с учета на улучшение жилищных условий в соответствии со ст.54 ч.1 п.2 ЖК РФ в связи с тем, что он является членом семьи собственника жилья и обеспечен жильем более учетной нормы. Данное жилое помещение отвечает установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст.31 ч.1 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно справки Администрации сельского поселения Сотниковский сельсовет Краснинского муниципального района Липецкой области от 09.03.2010 Трухачев К.И. был временно зарегистрирован и проживал по адресу: д.Половнево, ул.Центральная д.22 Краснинского района в период с 12.01.1998 по 25.01.2009.

Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания от 09.02.2009 Трухачев К.И. зарегистрирован по месту пребывания в <адрес> на срок с 09.02.2009 по 09.02.2012.

Как следует из выписки из амбулаторной карты Трухачева К.И. истец наблюдается в МУЗ «Краснинская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец Трухачев К.И. не относится к членам семьи собственника жилого помещения ФИО6, поскольку не проживает совместно с собственником, что было подтверждено в судебном заседании представителем ответчика ФИО5, собственного жилья не имеет с 2000 года, нанимателем жилого помещения не является, в связи с чем, он является нуждающимся в получении социального жилья и подлежит постановке на жилищный учет. С учетом того, что Трухачев К.И., нуждающийся в жилом помещении, является участником Великой Отечественной войны, он обладает правом на обеспечение жилой площадью в соответствии с Указом Президента РФ N714 от ДД.ММ.ГГГГ.

. Ответчиком каких-либо доказательств о том, что истец является членом семьи собственника жилого помещения суду не предоставлено. Само по себе регистрация по одному месту жительства и наличие родственных связей, не свидетельствует с бесспорностью о том, что истец и собственник жилого помещения ФИО6 являются членами одной семьи.

В соответствии со ст.12 ГК РФ.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Оценивая, исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания распоряжения главы Администрации сельского поселения Ворон-Лозовский сельсовет Хлевенского района от 26.08.2010 № 11 о снятии Трухачева К.И. с учета на улучшение жилищных условий недействительным, поскольку оно вынесено с нарушением требований закона и обстоятельства, явившиеся основанием для снятия истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают права и законные интересы истца.

В соответствии с ч.3 ст.49, ст.51, ст.52 ЖК РФ Трухачев К.И. подлежит принятию на учет граждан, нуждающихся в жилом помещений, предоставляемом по договору социального найма, поскольку относится к определенной Федеральным законом "О ветеранах" категории лиц, имеющих право" на получение социальной поддержки как участник Великой Отечественной войны.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным распоряжение главы Администрации сельского поселения Ворон-Лозовский сельсовет Хлевенского района Липецкой области № 11 от 26.08.2010 о снятии Трухачева К.И. с учета на получение социального жилья.

Признать Трухачева К.И. нуждающимся в получении социального жилья.

Решение суда является основанием для постановки Трухачева К.И. как участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента первоначального обращения с заявлением о постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.А.Бармина

Решение в окончательной форме принято 16.11.2010

Судья Г.А.Бармина