о признании заключения межведомственной комиссии недействительным, признании постановления главы администрации сельского поселения незаконным и подлежащем отмене, признании вдовы участника ВОВ нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

( мотивированное )

ДД.ММ.ГГГГ г. Задонск

Задонский районный суд Липецкой области

в составе председательствующего судьи Крицыной А. Н.,

с участием прокурора Чурсина Д. В.,

представителя истицы Романовой О. П. Романовой В.К.,

представителя ответчика администрации сельского поселения Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области главы администрации Фаустова Ю. А.,

при секретаре Мирошниченко Е. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Задонского района Липецкой области в интересах Романовой О. П. к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области о признании заключения межведомственной комиссии недействительным, о признании постановления главы администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и подлежащим отмене, признании вдовы участника ВОВ Романовой О. П. нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании за ней права на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья, о понуждении администрации <данные изъяты> сельсовет поставить Романову О. П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Задонского района Липецкой области обратился в суд в интересах Романовой О. П. с иском к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области о признании заключения межведомственной комиссии недействительным, о признании постановления главы администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и подлежащим отмене, признании вдовы участника ВОВ Романовой О. П. нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании за ней права на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья, о понуждении администрации Гнилушинский сельсовет поставить Романову О. П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Свои требования мотивирует тем, что в прокуратуру Задонского района обратилась вдова умершего участника Великой Отечественной войны Романова О. П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающая по адресу: <адрес>, с просьбой обратиться в ее интересах в суд с иском о признании решения администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет об отказе ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. В ходе прокурорской проверки установлено, что администрацией сельского поселения <данные изъяты> сельсовет ДД.ММ.ГГГГ от Романовой О. П., как вдовы участника Великой Отечественной войны Романова Г. Г., умершего ДД.ММ.ГГГГ, принято заявление о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на получение жилья, т. к. Романова О.П. проживает в доме, который фактически является аварийным. ДД.ММ.ГГГГ главой администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Фаустовым Ю. А. по результатам рассмотрения заявления Романовой О. П. вынесено постановление № об отказе последней в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, о чем ей ДД.ММ.ГГГГ был направлен ответ №. Указанное постановление об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении мотивировано тем, что Романова О. П. проживает в неунаследованном после смерти супруга жилом доме, а следовательно, обеспечена жилплощадью. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией при администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет составлен акт № обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании которого межведомственной комиссией принято заключение № о том, что указанному дому требуется капитальный ремонт. В нарушение требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 в акте обследования № от ДД.ММ.ГГГГ не была дана фактическая оценка технического состояния основания и несущих конструкций дома, а именно: фундамента, стен, перегородок на предмет наличия их разрушения и повреждения, приводящих к их деформации или образованию трещин, снижающих их несущую способность и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. Таким образом, межведомственной комиссией при администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет в целом оснований для признания дома, в котором проживает Романова О. П. непригодным для проживания выявлено не было. Романова О. П. будучи несогласной с решением межведомственной комиссии в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ООО Проектно-технологический институт «Липецкагропромтехпроект» о проведении независимого обследования и оценки технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого дома № по <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ был составлен соответствующий договор №. В результате обследования и оценки технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого дома №, расположенного по указанному выше адресу, заключением № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что фундамент данного основного жилого дома имеет такие повреждения и дефекты, как трещины, разрушение и выпучивание отдельных участков, разрушение штукатурного слоя. При этом глубина заложения фундамента составляет 600 мм, что не соответствует глубине промерзания грунтов, которая в Липецкой области равна 1500 мм. Отмостка по периметру жилого дома разрушена, а местами отсутствует. Стены жилого дома имеют отклонения, трещины, разрушения, локальные замочки в результате промерзания стен, плесень и темные пятна. В деревянных перегородках выражены такие дефекты, как отклонение от вертикали, трещины в местах примыкания перегородок к стенам. Перекрытие дома выполнено по несущим деревянным балкам, опираемым на несущие каменные стены, балки имеют деформацию, подвержены гниению, повреждены насекомыми. Крыша, состоящая из несущих деревянных элементов, имеет прогиб стропил, поражены гнилью в местах деформации и протечек. Антисептирование деревянных элементов конструкций крыши не проводилось. В кровельном покрытии наблюдаются следы протечек в результате деформации, как дома в целом, так и элементов крыши. Полы дощатые имеют щели, просадки - перепад отметок при ходьбе ощущается зыбкость. Деревянные блоки перекошены, полотна осели и не имеют плотный притвор. Размер деревянных блоков по высоте не соответствует ГОСТу, имеют размеры 1, 6 м и 1, 65 м. Оконные блоки деформированы, коробки подоконные доски перекошены, наблюдается гниение, шелушение лакокрасочного покрытия. Скобяные изделия не работают. Электротехническое оборудование изношено. По результатам проведенного обследования помещений жилого дома №, расположенного по <адрес>, заключением № от ДД.ММ.ГГГГ сделаны следующие выводы. Причинами вышеперечисленных дефектов и повреждений являются: несвоевременное проведение текущих и капитальных ремонтов жилого дома в течение всего срока его эксплуатации; перегрузки и износ конструкций в результате деформации и осадки фундамента и несущих стен, в результате чего в настоящее время наступил полный износ стен и перекрытий дома (данный жилой дом в эксплуатации не менее 93 лет (постройка до 1917 года); воздействие повышенных и отрицательных температур, периодическое замачивание и высыхание материалов конструкций, замораживание и оттаивание: несоответствие глубины заложения фундаментов глубине промерзания в Липецкой области; воздействие на конструкции бактерий, грибов, продуктов жизнедеятельности и насекомых, для которых материл (дерево) являются источником питания или средой обитания и др. Выводы, изложенные в заключении № от ДД.ММ.ГГГГ сводятся к тому, что физический износ указанного здания составляет 65 %, в результате чего требуют полной замены: фундаменты ленточные каменные с физическим износом 61-80 %; стены из искусственных и естественных камней с физическим износом 61-70 %; перекрытия деревянные с физическим износом 61-70 %; крыши деревянные с физическим износом 61-80 %; полы дощатые с физическим износом 61-80 % - данный дом подлежит сносу, а следовательно не пригоден для проживания. Кроме того, согласно сведениям Задонского филиала ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, а также информации государственного регистратора Задонского отдела Управления Росреестра по Липецкой области Романова О. П. и ее сын Р. на праве собственности недвижимого имущества не имеют.

В судебном заседании старший помощник прокурора Задонского района Липецкой области Чурсин Д. В. поддержал исковые требования Романовой О. П. по основаниям, изложенным выше и просил суд их удовлетворить.

Истица Романова О. П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причина неявки не известна.

Представитель истицы Романова В. К. в судебном заседании поддержала исковые требования Романовой О. П. по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить исковые требования Романовой О. П.

Представитель ответчика - Администрации сельского поселения Гнилушинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области Фаустов Ю. А. исковые требования Романовой О. П. признал.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, Управление Федерального казначейства по Липецкой области в судебное заседание, о времени и месте проведения которого извещен надлежащим образом, не явился, причина неявки не известна.

Выслушав старшего помощника прокурора Чурсина Д. В., представителя истицы Романовой В. К., представителя ответчика Фаустова Ю. А., исследовав письменные материалы дела суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно преамбуле Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с последующими изменениями, настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями от 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 19, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 8 мая, 19 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября 2007 г., 1 марта, 14, 22 июля, 2 октября, 22 декабря 2008 г., 28 апреля, 29 июня, 18, 24 июля, 17, 21 декабря 2009 г., 6 мая, 2, 22, 27 июля 2010 г.) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09 января 2010 года № 30) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Перечень мер социальной поддержки, предоставляемой инвалидам Великой Отечественной войны, определен в статье 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и включает в числе прочих мер обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23. 2 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФграждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1). Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации (п. 3).

Из свидетельства о заключении брака № видно, что Романова О. П. и Романов Г. Г. состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 15).

Романов Г. Г. умер ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 17).

Из удостоверения серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя Романова Г. Г. следует, что Романов Г. Г. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны (л. д. 16)

Из удостоверения серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя Романовой О. П. следует, что она является ветераном Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах» (л. д. 16).

Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Романова О. П. является женой умершего участника Великой Отечественной войны Романова Г. Г., умершего ДД.ММ.ГГГГ и имеет право на сохранение льгот по оплате жилой площади, коммунальных услуг, бесплатным обеспечением лекарствами по рецептам врачей и другими льготами (л. д. 18).

Согласно справке, выданной военным комиссаром Задонского района В. Дувановым от ДД.ММ.ГГГГ Романова О. П., ДД.ММ.ГГГГ рождения является вдовой умершего в ДД.ММ.ГГГГ участника Великой Отечественной войны Романова Г. Г. (л. д. 23).

Судом установлено, что Романова О. П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеет право на льготы и преимущества, установленные для ветеранов Великой Отечественной войны, а кроме того является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны.

На основании постановления главы сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № Романовой О. П. отказано в постановке на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, по тем основаниям, что Романова О. П. проживает в жилом доме, принадлежащем мужу, является наследницей первой очереди и вправе оформить наследство на данное домовладение (л. д. 28).

Судом исследованы сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ № и справка Задонского филиала ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым за Романовой О. П. недвижимого имущества на праве собственности не значится (л. д. 23, 25).

Коль скоро, Романова О. П., являясь ветераном и вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен умершего участника Великой Отечественной войны и нуждается в улучшении жилищных условий, то она имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, представляемых для обеспечения жильем участников и инвалидов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Согласно абз. 1, 2, 3 ст. 3 Закона Липецкой области от 18 августа 2006 года № 318-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» в соответствии с федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны имеют. право на обеспечение жильем.

В силу п. п. 1, 2, 6 ст. 23. 2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 2). Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6).

На основании ст. 4 Закона Липецкой области от 18 августа 2006 года № 318-ОЗ органы местного самоуправления при отсутствии возможности предоставления жилья по договору социального найма предоставляют очереднику субсидию для оплаты стоимости жилого помещения на основании заключенного договора с застройщиком или продавцом (п. 6). Расчет единовременной денежной выплаты определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Липецкой области. Органы местного самоуправления принимают решение о предоставлении (отказе) единовременной денежной выплаты в течение 15 рабочих дней с момента получения необходимых документов (п. 6. 1).

На основании изложенного суд полагает удовлетворить исковые требования прокурора в интересах Романовой О. П. в полном объёме.

Руководствуясь ст. ст. 39,173, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:.

Признать недействительным заключение межведомственной комиссии при администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет Задонского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за № о признании жилого дома, расположенного по адресу : <адрес>, требующим капитального ремонта.

Признать незаконным и отменить постановление главы администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Романовой О. П. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении».

Обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области поставить Романову О. П. - ветерана и вдову участника Великой Отечественной войны - на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Признать за Романовой О. П. право на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Задонский районный суд.

Председательствующий А. Н. Крицына

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий А. Н. Крицына