Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Задонск
Задонский районный суд Липецкой области
в составе председательствующего судьи Леоновой Л.А.
при секретаре Юшиной Н.А.
с участием представителя ответчика Ноговицыной И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Курс» о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух
У С Т А Н О В И Л:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Курс» о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые образуются в результате производственной деятельности данного юридического лица в <адрес>.
Свои требования мотивирует тем, что в рамках проводимой проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что ООО «Курс» осуществляет свою деятельность в <адрес> и эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе: стоянка автотранспорта на 50 единиц, котельная, столовая, очистные сооружения, трактор, станок рейсмусовый МВ-104 D, станок деревообрабатывающий универсальный «Корвет-320», станок рейсмусовый «Корвет-21» 10221, станок токарный по дереву «Корвет-71» 10271, электрическая пила «Корвет-4». В рамках проведенной проверки установлено, что при наличии источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу ООО «Курс» в нарушение требований федерального законодательства об охране атмосферного воздуха не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не рассмотрело вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. По результатам проверки Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания юридическому лицу ООО «Курс» по ст.8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Однако до настоящего времени инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ не проведена. Таким образом, ООО «Курс» осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований экологического законодательства. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Задонского района Липецкой области, так как отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позволяет определить степень влияния учреждения на атмосферу, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
В судебное заседание представитель Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, в письменном заявлении прокурор просил рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ООО «Курс» по доверенности Ноговицына И.С. в судебном заседании исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в срок до 01.04.2011 года признала в полном объеме и пояснила, что в настоящее время между ООО «Экологический центр» и ООО «Курс» заключен договор на предмет разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, проектировщиком ООО «Экологический центр» был осуществлен выезд в ООО «Курс» с целью проведения инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха, после выполнения проекта он будет передан для получения разрешительной документации в надзорные органы.
Третье лицо - представитель Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без участия Управления, указав, что исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора поддерживает в полном объеме.
Выслушав представителя ответчика Ноговицыну И.С., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные Липецким природоохранным прокурором требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" - атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.30 указанного Федерального закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Исходя из Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 №14-01-333, инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (далее - инвентаризация) проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (п.1 Раздела 1.1 «Общие положения»).
При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в том числе и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п.2 Раздела 1.1 «Общие положения»).
Согласно п.1 Раздела 1.2 «Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - к основным источникам с организованным выбросом относятся дымовые и вентиляционные трубы; вентиляционные шахты; аэрационные фонари; дефлекторы.
К неорганизованным источникам относятся: открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения и т.п.; погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов; оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.). В рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам также относятся транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные и морские суда в акватории порта и т.п.); резервуарные парки, сливно-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы речных и морских портов (п.2 Раздела 1.2 «Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу»).
Судом установлено, что при осуществлении производственной деятельности ООО «Курс» на базе <данные изъяты> действуют источники выбросов вредных веществ в атмосферу: временная стоянка автотранспорта на 50 единиц, сварочный участок, станок деревообрабатывающий, станок рейсмусовый по дереву, токарный станок по дереву, канализационная станция.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ года ООО «Курс» было привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при эксплуатации ООО «Курс», однако как установлено в судебном заседании на момент разрешения спора судом инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в нарушение требований ст.22 Федерального Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» ответчиком до настоящего времени не проведена.
На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора и обязать ООО «Курс» провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые образуются в результате производственной деятельности данного юридического лица в <адрес>.
С учетом того, что для устранения допущенных нарушений необходимо время, принимая во внимание мнение сторон, суд полагает необходимым предоставить время для устранения указанного нарушения в срок до 01.04.2011 года.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, подп.3 п.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ, а также учитывая, что исковое заявление подано прокурором в интересах физических лиц, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ООО «Курс» в срок до 01 апреля 2011 года провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые образуются в результате производственной деятельности данного юридического лица в <адрес>.
Взыскать с ООО «Курс» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Задонский районный суд.
Председательствующий Л.А. Леонова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Л.А. Леонова