Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Задонск
Задонский районный суд Липецкой области
в составе: председательствующего судьи Леоновой Л.А.
при секретаре Юшиной Н.А.
с участием истца Грибанова В.В.
представителя истца Тарасова Г.Г.
представителя ответчика - администрации Задонского муниципального района Липецкой области по доверенности Князева Р.Н.
представителя ответчика - отдела социальной защиты населения администрации Задонского района Липецкой области по доверенности Мелиховой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грибанова В.В. к администрации Задонского муниципального района Липецкой области, отделу социальной защиты населения администрации Задонского муниципального района Липецкой области, Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Управлению Федерального казначейства по Липецкой области о возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, предоставляемых органам местного самоуправления в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»,
УСТАНОВИЛ:
Грибанов В.В. обратился в суд с иском к администрации Задонского муниципального района Липецкой области, отделу социальной защиты населения администрации Задонского муниципального района Липецкой области, Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Управлению Федерального казначейства по Липецкой области о возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, предоставляемых органам местного самоуправления в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Свои требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в период прохождения срочной военной службы он участвовал в боевых действиях на территории демократической республики Афганистан, является ветераном боевых действий. С ДД.ММ.ГГГГ он состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, его очередь согласно списка №. Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом РФ «О ветеранах», однако до настоящего времени его не обеспечили жильем.
В судебном заседании истец Грибанов В.В. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным выше, и просил суд их удовлетворить.
Представитель истца Грибанова В.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Тарасов Г.Г. также поддержал заявленные истцом исковые требования и пояснил, что поскольку Грибанов В.В. является ветераном боевых действий, состоит в очереди как нуждающийся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ года, собственного жилья не имеет, его очередь на получение жилья №, он имеет право на предоставлении единовременной денежной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, предоставляемым органам местного самоуправления для обеспечения жильем участников и инвалидов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Ветераны боевых действий на территориях других государств имеют те же права на меры социальной поддержки, что и ветераны Великой Отечественной войны. В отношении ветеранов боевых действий распространяется действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Представитель ответчика - администрации Задонского муниципального района Липецкой области по доверенности Князев Р.Н. исковые требования Грибанова В.В. не признал, просил в иске отказать, поскольку единовременная денежная выплата для приобретения жилья в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а не ветеранам боевых действий.
Представитель ответчика - отдела социальной защиты населения администрации Задонского муниципального района Липецкой области по доверенности Мелихова В.А. исковые требования Грибанова В.В. не признала, просила в иске отказать, пояснив, что Грибанов В.В., как ветеран боевых действий, был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий в ДД.ММ.ГГГГ года. В списке администрации сельского поселения по месту жительства Грибанова В.В. он стоит в очереди под №, однако после постановки на очередь в администрации данные передаются в Управление социальной защиты населения, где формируется общая очередь. Указ Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не распространяется в отношении ветеранов боевых действий.
Ответчик - представитель Управления социальной защиты населения Липецкой области по доверенности Найденова И.А. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила в иске Грибанову В.В. о внеочередном предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий отказать, указав, что в соответствии с Распоряжением администрации Липецкой области от 04.09.2006 года №672-р «Об утверждении Положения об управлении социальной защиты населения Липецкой области», Управление социальной защиты населения осуществляет функции по обеспечению жилищными сертификатами граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, вынужденных переселенцев, а также граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненных к ним лиц. Согласно ст.4 Закона Липецкой области от 18.08.2006 года №318-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», Управление формирует областной список льготных категорий граждан, в пределах выделенных федеральных бюджетных ассигнований вносит в Управление финансов области предложения по перечислению субвенций органам местного самоуправления. Грибанов В.В., как ветеран боевых действий, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией Задонского района ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ №. Всего в льготной общеобластной очереди 1200 человек, в том числе 232 ветерана боевых действий. Общеобластная очередь сформирована в хронологическом порядке по датам постановки на учет. Федеральные средства для предоставления субсидий на приобретение жилья ветеранам боевых действий, семьям погибших ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в период с 2006 по 2010 год Задонскому району не выделялись. Предоставить Грибанову В.В. субсидию для приобретения жилья во внеочередном порядке законных оснований не имеется, так как в этом случае будут нарушены права других граждан, в том числе и ветеранов боевых действий, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет ранее Грибанова В.В. <данные изъяты>.
Представитель третьего лица - Управления Федерального казначейства по Липецкой области по доверенности Суриков М.В. в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление просил в иске Грибанову В.В. к Управлению Федерального казначейства по Липецкой области отказать, поскольку Управление Федерального казначейства по Липецкой области не наделено полномочиями по предоставлению субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем вышеупомянутых категорий граждан, и является ненадлежащим ответчиком по делу <данные изъяты>.
Выслушав истца Грибанова В.В. и его представителя Тарасова Г.Г., представителей ответчиков Князева Р.Н., Мелихову В.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Грибанова В.В. не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09 января 2010 года №30) признано
необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Перечень мер социальной поддержки, предоставляемой инвалидам Великой Отечественной войны, определен в статье 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах»
Согласно п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
По смыслу данной правовой нормы на меры социальной поддержки по обеспечению жильем имеют право ветераны боевых действий, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
В силу п.п.1, 2, 6 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1), Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п.2). Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п.6).
Судом установлено, что Грибанов В.В. является участником боевых действий на территории Демократической Республики Афганистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.
Согласно копии удостоверения ветерана выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя Грибанова В.В., предъявитель данного удостоверения имеет право на льготы, установленные ст.16 ФЗ "О ветеранах" <данные изъяты>.
Постановлением главы администрации Рогожинского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № Грибанов В.В. был поставлен в льготную очередь на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.
Согласно ч.3, 4 ст.4 Закона Липецкой области от 18 августа 2006 года №318-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» обеспечение жильем осуществляется в порядке очереди исходя из даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исполнительный орган государственной власти области в сфере социальной защиты населения на основании заверенных сведений органов местного самоуправления формирует областной список и в пределах выделенных бюджетных ассигнований вносит предложения по перечислению субвенций органам местного самоуправления путем внесения изменений в закон области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Согласно справке Управления социальной защиты населения Липецкой области о постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий - номер общей очереди Грибанова В.В. №, номер внутри категории № <данные изъяты>.
Учитывая вышеизложенное, возложение судом обязанности на администрацию Задонского района Липецкой области предоставить истцу единовременную выплату для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета нарушает установленный законом принцип очередности обеспечения жильем ветеранов, а значит, и права других граждан, состоящих на учете в таком списке ранее Грибанова В.В..
Тем самым нарушается также ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Реализация права на жилое помещение предусматривает определенный порядок и ставиться в зависимость от обращения в суд не может.
Доводы представителя истца Тарасова Г.Г. о том, что Грибанов В.В. имеет право на предоставление ему единовременной денежной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, предоставляемых органам местного самоуправления в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» основаны на неправильном толковании норм права.
Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» имеет целевое значение и направлен на обеспечение жильем определенной категории граждан, а именно нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Вместе с тем, истец к указанной категории лиц не относится, в связи с чем, требование о предоставлении ему единовременной денежной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не основано на законе.
Ссылка представителя истца на то обстоятельство, что ветераны боевых действий на территориях других государств имеют те же права на меры социальной поддержки, что и ветераны Великой Отечественной войны, является ошибочной, не основанной на действующем законодательстве.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Грибанову В.В. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Грибанова В.В. к администрации Задонского муниципального района Липецкой области, отделу социальной защиты населения администрации Задонского муниципального района Липецкой области, Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Управлению Федерального казначейства по Липецкой области о возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, предоставляемых органам местного самоуправления в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Задонский районный суд.
Председательствующий Л.А. Леонова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Л.А. Леонова