Дело №
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
( мотивированное)
ДД.ММ.ГГГГ г. Задонск
Задонский районный суд Липецкой области в составе
председательствующего судьи Крицыной А.Н.,
с участием заявителя Первеевой З.А.,
при секретаре Мирошниченко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Первеевой З.А. к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Первеева З.А. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении ей звания «Ветеран труда», ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Управления социальной защиты населения Липецкой области С.А. Орусь в соответствии с Законом Липецкой области от 02 декабря 2004 года № 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан» было принято решение об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда» в связи с тем, что предоставленная ею Почетная грамота Сберегательного банка РФ не может быть основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку Сберегательный банк РФ не относится к Федеральным органам Российской Федерации, а является акционерным обществом.
В судебном заседании Первеева З.А. поддержала заявленные требования и дала объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства не возражала.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения по иску.
Выслушав истицу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2. ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч.2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с п. «в» ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями, одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В силу ч. 1-2 ст. 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В силу ч. 2 ст. 26. 3 Федерального Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. Согласно ч. 4. ст. 26.3 по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с последующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской. Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 указанного федерального закона ветеранами труда, в частности; являются лица, награжденные ведомственными - знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии: по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 02 декабря 2004 года № 141-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции, действующей до 08 июня 2006 года, ветеранами труда являлись, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Законом Липецкой области от 8 июня 2006 г. № 304-03 в указанную статью были внесены изменения, согласно которым звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за многолетний и добросовестный труд и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Судом установлено, что Первеева З.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, работала в Задонском отделении № 3827 Сбербанка РФ, имеет страховой стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (л. д. 11-19, 20), ДД.ММ.ГГГГ была награждена почетной грамотой Сберегательного банка России (л. д. 10).
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что почетная грамота Сберегательного банка РФ, которой награждена Первеева З.А., является ведомственным знаком отличия в труде.
Суд не может согласиться с позицией Управления социальной защиты населения Липецкой области, изложенной в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что основанием к отказу в присвоении Первеевой З.А. звания «Ветеран труда» является отсутствие у нее наград за многолетний и добросовестный труд, по следующим причинам.
Поскольку вопросы социальной защиты граждан находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, то согласно вышеприведенным нормам Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъектов РФ в области социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и ветеранов труда, должны соответствовать федеральным законам РФ. В случае несоответствия норм, определенных по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в федеральных законах РФ и в законах субъектов РФ, действуют федеральные законы. Федеральный закон РФ «О ветеранах» в качестве одного из необходимых условий отнесения граждан к категории ветеранов труда определяет награждение их ведомственными знакам отличия в труде, а не знаками за многолетний и добросовестный труд. Органы субъектов РФ вправе устанавливать лишь условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», которые не могут противоречить нормам федерального закона РФ «О ветеранах» (ст.7 ФЗ «О ветеранах»), В частности, субъекты РФ не вправе сужать установленный федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». Иная правовая позиция может повлечь нарушение принципа равенства граждан, установленного в ст. 19 Конституции РФ, в частности, граждан, имеющих одинаковые награды всероссийского значения, но проживающих в разных субъектах РФ. Поэтому в рассматриваемой ситуации Управление социальной защиты населения Липецкой области при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» должно было руководствоваться федеральным законодательством.
Наличие второго условия, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда» (требуемый для назначения пенсии стаж) подтвержден трудовой книжкой заявительницы и справкой Управления Пенсионного фонда РФ в Задонском районе Липецкой области, из которых усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее стаж составляет <данные изъяты>. Таким образом, необходимый для назначения пенсии стаж у Первеевой З.А. имеется, что не оспаривалось Управлением социальной защиты населения Липецкой области.
При наличии этих условий оснований у Управления социальной защиты населения Липецкой области отказывать Первеевой З.А., обратившейся в установленном порядке за присвоением звания «Ветеран труда», не имелось.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Управление социальной защиты населения Липецкой области какие-либо доказательства, опровергающие вышеприведенные выводы суда, не представило. В соответствии с ч. З. ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, исковое заявление Первеевой З.А. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Поскольку согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 г. № 141-03 «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области» основанием для реализации мер социальной поддержки ветеранами труда и приравненными по мерам социальной поддержки к ним лицами, является, в частности, удостоверение «Ветеран труда», то суд считает обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области выдать Первеей З.А. удостоверение «Ветеран труда».
Истица Первеева З.А. не настаивала на взыскании с Управления социальной защиты населения Липецкой области судебных издержек и уплаченной госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в присвоении Первеевой З.А. звания «Ветеран труда».
Обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области оформить удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца на имя Первеевой З.А. и выдать удостоверение в установленном законом порядке - через орган социальной защиты населения по месту жительства.
Управление социальной защиты населения Липецкой области обязано сообщить в Задонский районный суд Липецкой области и Первеевой З.А. об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в законную силу решения.
Ответчик вправе подать в Задонский районный суд Липецкой области заявление об отмене решения в течение семи дней со дня получения копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда путем подачи кассационной жалобы через Задонский районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.Н. Крицына
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий А.Н. Крицына