Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Задонск
Задонский районный суд Липецкой области
в составе председательствующего судьи Центерадзе Н.Я.
при секретаре Кудряшовой Е.А.
с участием прокурора Гитичевой О.С.
представителя ответчика муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области Левченко Н.И.
представителя ответчика администрации Задонского муниципального района Князева Р.Н.
представителя третьего лица - отдела образования Задонского муниципального района Мышевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности принять меры к обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности принять меры к обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности, а именно: оборудовать здание школы автоматической установкой противопожарной защиты, позволяющей передавать сигнал о срабатывании автоматических установок пожарной сигнализации на пульт связи пожарного подразделения.
Свои требования мотивирует тем, что в результате проверки, проведенной прокуратурой района совместно с ОНД по Задонскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области, установлено, что в МОУ СОШ с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области не принимаются необходимые меры для соблюдения требований пожарной безопасности, а именно: здание школы не оборудовано автоматической установкой противопожарной защиты, позволяющей передавать сигнал о срабатывании автоматических установок пожарной сигнализации на пульт связи пожарного подразделения, чем нарушены требования пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) и пункта 12 Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315. Непринятие мер по оборудованию здания плавательного бассейна автоматической установкой противопожарной защиты, позволяющей передавать сигнал о срабатывании автоматических установок пожарной сигнализации на пульт связи пожарного подразделения, препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, их спасению на случай пожара, может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью, массовой гибелью людей, уничтожением имущества. Учредителем МОУ СОШ с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области является администрация Задонского муниципального района в лице Отдела образования.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Задонского муниципального района Липецкой области.
В судебном заседании помощник прокурора Задонского района Липецкой области Гитичева О.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд обязать МОУ СОШ с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области принять меры к соблюдению требований пожарной безопасности, а именно: оборудовать здание школы автоматической установкой противопожарной защиты, позволяющей передавать сигнал о срабатывании автоматических установок пожарной сигнализации на пульт связи пожарного подразделения, финансирование указанных мероприятий возложить на собственника здания - администрацию Задонского муниципального района Липецкой области, установив срок для устранения допущенных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Представители ответчиков - директор МОУ СОШ с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области Левченко Н.И. и администрации Задонского муниципального района Липецкой области по доверенности Князев Р.Н. в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме.
Представитель третьего лица отдела образования администрации Задонского муниципального района Липецкой области по доверенности Мышева Е.С. против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии с п.п.1 и 2 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003года № 313 (ППБ 01-03) данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Пункт 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно п. 12 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315 - перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы, определяется соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России, исходя из их технических возможностей.
Начальником отделения надзорной деятельности по Задонскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области установлен перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала пожара по радителеокоммуникационной системе на центральный узел связи Государственной противопожарной службы, в числе которых указано здание МОУ СОШ с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области (л.д. 8-9).
В ходе проведенной проверки прокуратурой Задонского района Липецкой области совместно с ОНД по Задонскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области, было установлено, что в нарушение п. 12 Норм пожарной безопасности в указанном учреждении пожарная автоматика с передачей сигнала на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы отсутствует (л.д. 10-11).
Выявленные нарушения Правил пожарной безопасности в здании МОУ СОШ с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области, выразившиеся в отсутствии автоматической установки противопожарной защиты, позволяющей передавать сигнал о срабатывании автоматических установок пожарной сигнализации на пульт связи пожарного подразделения, препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц. Суд с учетом всех обстоятельств дела, в частности, мнения участников процесса о невозможности устранения всех нарушений в краткие сроки, считает необходимым установить срок для совершения требуемых действий - до ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая вопрос о надлежащем ответчике в части требований о субсидиарном взыскании расходов, необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Статьей 39 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.
Статья 31 Закона РФ «Об образовании», статья 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов, являющиеся учредителями общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 51 данного закона органы местного самоуправления субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
В силу ст. 210 Гражданского Кодекса РФ органы местного самоуправления, являясь собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений.
Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
Согласно договору о передаче госучреждению государственного имущества, находящегося в муниципальной собственности на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ № Хмелинецкая школа приняла в оперативное управление имущество муниципального уровня собственности от Комитета экономики и управления муниципальным имуществом администрации Задонского района (л.д. 32-34).
Коль скоро собственником здания МОУ СОШ с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области является администрация Задонского муниципального района Липецкой области, следовательно на нее в силу требований закона должно быть возложено финансирование мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд принимает признание иска ответчиками, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При таких данных, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Задонского района Липецкой области и обязать МОУ СОШ с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание школы автоматической установкой противопожарной защиты, позволяющей передавать сигнал о срабатывании автоматических установок пожарной сигнализации на пульт связи пожарного подразделения, возложив на администрацию Задонского муниципального района Липецкой области обязанность по финансированию указанных мероприятий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по соблюдению требований пожарной безопасности, а именно: оборудовать здание школы автоматической установкой противопожарной защиты, позволяющей передавать сигнал о срабатывании автоматических установок пожарной сигнализации на пульт связи пожарного подразделения.
Обязать администрацию Задонского муниципального района Липецкой области принять меры по соблюдению требований пожарной безопасности путем выделения денежных средств на проведение указанных мероприятий.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение десяти дней со дня принятия путем подачи жалобы через Задонский районный суд.
Председательствующий