об оспаривании бездействия, связанного с непринятием мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета сельского поселения, решения об его утверждении



Гражданское дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2011 года с. Хлевное

Задонский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Панова В.В.

с участием прокурора Лариной О.М.

при секретаре Пендюриной Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хлевенского района Липецкой области (в интересах неопределенного круга лиц) к главе администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского муниципального района, Липецкой области об оспаривании бездействия, связанного с непринятием мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета сельского поселения, решения об его утверждении

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хлевенского района Липецкой области Кащеев А.Н. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие главы администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области, выраженное в непринятии мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов и обязать главу администрации сельского поселения произвести официальное опубликование (обнародование) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на указанный период.

В обоснование иска указывается, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления бюджетного законодательства, а также законодательства об общих принципах организации местного самоуправления.

В ходе проверки установлено, что решением 12 сессии Совета депутатов сельского поселения Дмитряшевский сельсовет №35 от 23.12.2010 года был принят «Бюджет сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы». Однако, официальное опубликование данного нормативного правового акта в районной газете «Донские вести», в сети Интернет, а также обнародование иным способом в порядке, установленном уставом сельского поселения, не производилось. Что является нарушением ч. 3 ст. 15, ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Бюджетного кодекса РФ, ст. 47 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу требования п. 2 ч. 6 ст. 34 устава сельского поселения Дмитряшевский сельсовет нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов сельского поселения, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом, глава сельского поселения.

Статьей 43 (ч. 8) устава сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского муниципального района предусмотрено, что муниципальные правовые акты сельского поселения, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу после официального опубликования (обнародования).

Обнародование таких муниципальных правовых актов осуществляется путем самостоятельного издания нормативных актов в количестве не менее 3 штук и размещения их для открытого доступа с 09-00 до 16-00 часов в сельской, школьной библиотеках, сельских домах культуры, помещении администрации сельского поселения, почты, на доске объявлений с указанием ответственных за сохранность и соблюдение гарантии доступа к ним (ч. 9 ст. 43 Устава).

В силу ч. 3 ст. 48 Устава сельского поселения проект бюджета сельского поселения, решение об утверждении бюджета сельского поселения, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета сельского поселения и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию (обнародованию). В случае невозможности их опубликования администрация сельского поселения обеспечивает жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями.

Таким образом, органы местного самоуправления обязаны официально публиковать принимаемые решения о бюджете сельского поселения, поскольку официальное опубликование является непременной предпосылкой применения любого принимаемого в Российской Федерации нормативного правового акта, ибо неопубликованные законы (решения) не должны применяться.

В результате бездействия главы администрации сельского поселения, выраженного в непринятии мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов нарушаются конституционные права граждан – жителей сельского поселения Дмитряшевский сельсовет.

В ходе судебного разбирательства ст. помощник прокурора Хлевенского района Липецкой области Ларина О.М. заявленные требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

В ходе судебного разбирательства глава администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области Пополитов И.А. требования прокурора Хлевенского района о непринятии мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета сельского поселения, решения о его утверждении на 2011 – 2013 г.г. признал в полном объеме. Пояснил, что нарушения, выявленные в результате прокурорской проверки в настоящее время устранены, проект бюджета сельского поселения Дмитряшевский сельсовет вывешен для обнародования на информационных щитах в администрации сельского поселения, в доме культуры и в почтовом отделении.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ данное признание иска занесено в протокол судебного заседания.

Выслушав доводы сторон, их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Требование официального опубликования решения о бюджете не позднее 10 дней после его подписания предусмотрено ч. 3 ст. 5 Бюджетного кодекса РФ.

Аналогичное положение закреплено в ст. 47 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Органы местного самоуправления, их должностные лица в силу ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, п. 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Как видно из материалов дела заявленные прокурором Хлевенского района Липецкой области требования признаны главой администрации сельского поселения Пополитовым И.А. в полном объеме, факты допущенных нарушений, выявленные при прокурорской проверке, сторонами не оспариваются.

Суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с ч.1ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом в интересах населения, проживающих на территории сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района, Липецкой области.

При таких обстоятельствах, в целях устранения выявленных нарушений в интересах неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в полном объеме, возложив на главу администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Пополитова И.А. обязанность устранить допущенные нарушения в разумный срок.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела ответчиком добровольно устранены выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения, то решение суда в части исполнения обязательств по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета, решения о его утверждении на 2011 – 2013 г.г., исполнению не подлежит.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие главы администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области, выраженное в непринятии мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Обязать главу администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области Пополитова И.А. произвести официальное опубликование (обнародование) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Решение суда в части исполнения обязательств по обнародованию проекта бюджета, решения об утверждении бюджета, не приводить к принудительному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Задонский райсуд в течение 10 дней, со дня его составления.

Председательствующий: В.В. Панов

Мотивированное решение составлено 04 апреля 2011 года.