Дело №№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2011 года Задонский районный суд Липецкой области в составе судьи Барминой Г.А., с участием старшего помощника прокурора Хлевенского района Липецкой области Лариной О.М., при секретаре Коротких Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Хлевное заявление прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия главы администрации сельского поселения Воробьевский сельсовет Хлевенского района Липецкой области, связанного с непринятием мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета сельского поселения, решения о его утверждении,
У С Т А Н О В И Л:
21.03.2011 прокурор Хлевенского района Липецкой области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия главы администрации сельского поселения Воробьевский сельсовет Хлевенского района Липецкой области, связанного с непринятием мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета сельского поселения, решения о его утверждении, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления бюджетного законодательства, а также законодательства об общих принципах организации местного самоуправления.
В ходе проверки было установлено, что решением 12 сессии Совета депутатов сельского поселения Воробьевский сельсовет № 36 от 23.12.2010 принят «Бюджет сельского поселения Воробьевский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы». Однако, в нарушение требований ч.3 ст.15, ч.2 ст.24 Конституции РФ, ч.3 ст.5 Бюджетного кодекса РФ, ст.47 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования, официальное опубликование данного нормативного правового акта в районной газете «Донские вести», в сети Интернет, а также обнародование иным способом в порядке, установленном Уставом сельского поселения, не производилось. Прокурор указывает, что в результате бездействия главы администрации сельского поселения, выраженного в непринятии мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов нарушаются конституционные права граждан – жителей сельского поселения Воробьевский сельсовет, поскольку экономическую основу местного самоуправления составляют средства бюджета сельского поселения, которые направляются на исполнение расходных обязательств сельского поселения в связи с осуществлением полномочий по решению вопросов местного значения, что непосредственным образом затрагивает права граждан во всех сферах жизни общества. Прокурор просит признать незаконным бездействие главы администрации сельского поселения Воробьевский сельсовет, выраженное в непринятии мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов и обязать главу администрации сельского поселения Воробьевский сельсовет произвести официальное опубликование (обнародование) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
В судебном заседании представитель прокуратуры Хлевенского района Липецкой области старший помощник прокурора Ларина О.М. поддержала требования, изложенные в заявлении, по указанным в нем основаниям.
Глава администрации Воробьевского сельсовета Хлевенского района Бунеева А.А. в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, признала, пояснила суду, что на момент судебного заседания проект бюджета, решение об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов официально обнародованы в порядке, установленном Уставом сельского поселения Воробьевский сельсовет Хлевенского района.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования, заявленные прокурором, являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ и ст.254 главы 25 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Требование официального опубликования решения о бюджете не позднее 10 дней после его подписания предусмотрено ч.3 ст.5 Бюджетного кодекса РФ.
Как следует из положений ст.47 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Статьей 43 п.8 Устава сельского поселения Воробьевский сельсовет Хлевенского муниципального района установлено, что муниципальные правовые акты сельского поселения, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу после официального опубликования (обнародования). Обнародование таких муниципальных правовых актов осуществляется путем самостоятельного издания нормативных актов в количестве не менее 3 штук и размещения их для открытого доступа с 09-00 до 16-00 часов в сельской, школьной библиотеках, сельских домах культуры, помещении администрации сельского поселения, почты, на доске объявлений с указанием ответственных за сохранность и соблюдение гарантии доступа к ним (ч.9 ст.43 Устава).
Согласно ч.3 ст.48 Устава сельского поселения проект бюджета сельского поселения, решение об утверждении бюджета сельского поселения, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета сельского поселения и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию (обнародованию). В случае невозможности их опубликования администрация сельского поселения обеспечивает жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что органы местного самоуправления обязаны официально публиковать принимаемые решения о бюджете сельского поселения, поскольку официальное опубликование является непременной предпосылкой применения любого принимаемого в Российской Федерации нормативного правового акта, ибо неопубликованные законы (решения) не должны применяться.
В силу требований п.2 ч.6 ст.34 Устава сельского поселения Воробьевский сельсовет нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов сельского поселения, подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, глава сельского поселения.
Судом установлено, что решением 12 сессии Совета депутатов сельского поселения Воробьевский сельсовет № 36 от 23.12.2010 был принят «Бюджет сельского поселения Воробьевский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы». Однако, в нарушение требований ч.3 ст.15, ч.2 ст.24 Конституции РФ, ч.3 ст.5 Бюджетного кодекса РФ, ст.47 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования официальное опубликование данного нормативного правового акта в районной газете «Донские вести», в сети Интернет, а также обнародование иным способом в порядке, установленном уставом сельского поселения, не производилось, что подтверждается актом проверки исполнения бюджетного законодательства от 11.03.2011, объяснениями главы администрации сельского поселения Воробьевский сельсовет Хлевенского района Бунеевой А.А. от 17.02.2011, сведениями, представленными районной газетой «Донские вести», согласно которых решение Совета депутатов сельского поселения Воробьевский сельсовет Хлевенского района об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и плановый период 2012-2013 г.г. для опубликования не поступало.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что в результате бездействия главы администрации сельского поселения, выраженного в непринятии мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов были нарушены конституционные права граждан – жителей сельского поселения Воробьевский сельсовет, поскольку экономическую основу местного самоуправления составляют средства бюджета сельского поселения, которые направляются на исполнение расходных обязательств сельского поселения в связи с осуществлением полномочий по решению вопросов местного значения, что непосредственным образом затрагивает права граждан во всех сферах жизни общества.
Органы местного самоуправления, их должностные лица в силу ч.2 ст.24 Конституции РФ, п.1 ч.4 ст.8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина.На основания изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования, заявленные прокурором, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Поскольку на момент судебного заседания проект бюджета, решение об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов официально обнародованы в порядке, установленном Уставом сельского поселения Воробьевский сельсовет Хлевенского района, суд считает возможным решение в части возложения на главу администрации сельского поселения Воробьевский сельсовет обязанности произвести официальное опубликование (обнародование) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, к исполнению не обращать.
На основании ст.333.36 п.1 подп.19 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.254-258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие главы администрации сельского поселения Воробьевский сельсовет Хлевенского района, выраженное в непринятии мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов и обязать главу администрации сельского поселения Воробьевский сельсовет Хлевенского района произвести официальное опубликование (обнародование) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Решение в части возложения на главу администрации сельского поселения Воробьевский сельсовет Хлевенского района обязанности произвести официальное опубликование (обнародование) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, к исполнению не обращать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Бармина Г.А.