Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 февраля 2011 года Задонский районный суд Липецкой области в составе судьи Дуванова В.И., с участием помощника прокурора Хлевенского района Липецкой области Первеевой М.Н., при секретаре Копенкиной В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Хлевное дело по иску прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах Минаевой Л.С. к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о внеочередном предоставлении жилья, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Хлевенского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах Минаевой Л.С. к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о внеочередном предоставлении жилья, указывая, что Минаева Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Минаевой Л.С. – ФИО4 на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Сведения об отце в актовой записи о рождении Минаевой Л.С. записаны со слов матери. Согласно постановлению главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> Минаевой Л.С. было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> в квартире, принадлежащей <данные изъяты> Однако, по результатам обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, созданной согласно распоряжению главы администрации Хлевснкого района № 122 от 39.12.2009, данное жилое помещение признано не соответствующим нормам и условиям постоянного проживания. С 30.10.2007 Минаева Л.С. состоит на учете в администрации сельского поселения <данные изъяты> в качестве нуждающейся в получении жилья, однако обязательство предоставить Минаевой Л.С. жилое помещение до настоящего времени не исполнено, в связи с чем, истец после окончания обучения вынуждена проживать на съемной квартире. Прокурор на основании ст.57 ЖК РФ просит признать за Минаевой Л.С. право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма и обязать администрацию Хлевенского муниципального района предоставить истцу во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных органом местного самоуправления социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании представитель прокуратуры Хлевенского района Липецкой области помощник прокурора Первеева М.Н. полностью поддержала заявленные исковые требования, дала объяснения об обстоятельствах дела, так как изложено в описательной части решения. Истец Минаева Л.С. в судебном заседании поддержала исковые требования, заявленные прокурором, по основаниям, изложенным в исковом заявлении Представитель ответчика администрации Хлевенского муниципального района <адрес> ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду, что в соответствии с законом Липецкой области от 03.03.2010 № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» администрация Хлевенского муниципального района наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на неопределенный срок. Обязанности, установленные ст.3 указанного закона, органы местного самоуправления исполняют надлежащим образом. Согласно ст.5 данного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенций. В связи с отсутствием вышеуказанных финансовых средств, органы местного самоуправления не могут исполнить в установленный законом срок обязанности по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных отдельных государственных полномочий у администрации Хлевенского муниципального района отсутствуют. Представители третьих лиц – администрации Липецкой области, Управления образования и науки Липецкой области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены были надлежащим образом. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждому гарантируется право на жилище. Согласно ст.1-2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договору социального найма. В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В соответствии с законом Липецкой области от 03.03.2010 № 354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» учету в целях предоставления жилых помещений по договору социального найма подлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся гражданами РФ и не имеющие закрепленного жилого помещения. Указанные лица в соответствии со ст.3 данного закона, принятые на учет в целях предоставления жилых помещений, регистрируются в книге учета детей-сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ст.6 Закона жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений. Размер площади предоставляемого жилого помещения составляет от 32 до 40 кв.м. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании акта органа местного самоуправления. Акт органов местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием для заключения договора социального найма. В соответствии с законом Липецкой области от 03.03.2010 № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных районов области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на неопределенный срок. При осуществлении переданных полномочий в соответствии со ст.3 указанного закона органы местного самоуправления обязаны осуществлять переданные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством РФ и области; использовать финансовые средства и материальные ресурсы, предоставленные для осуществления переданных полномочий, по целевому назначению; предоставлять в исполнительный орган государственной власти области в сфере образования и науки информацию, материалы, документы и отчеты по вопросам осуществления переданных полномочий. Согласно ст.5 данного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенций. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляет исполнительный орган государственной власти в сфере образования и науки. Судом установлено, что истец Минаева Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, поскольку мать истца ФИО7 на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав <данные изъяты> Запись об отце Минаевой Л.С. - ФИО8 в записи акта о рождении была произведена со слов матери <данные изъяты> На основании постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над Минаевой Л.С. была установлена опека со стороны ФИО9, проживающего в <адрес>, за несовершеннолетней Минаевой Л.С. было сохранено право пользования жилым помещением в квартире <данные изъяты> по адресу: <адрес> Согласно акту обследования № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, в котором зарегистрирована Минаева Л.С., не соответствует нормам и условиям постоянного проживания, его износ составил 60% (<данные изъяты> Из объяснений представителя ответчика ремонт дома нецелесообразен из-за затратности и отсутствия необходимых средств. Как следует из справки Администрации сельского поселения Хлевенского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ дом, в котором зарегистрирована Минаева Л.С., находится в аварийном состоянии и на балансе администрации сельского поселения не состоит. Ранее многоквартирный дом принадлежал <данные изъяты> Из справки администрации Хлевенского района Липецкой области <данные изъяты> Минаевой Л.С. жилье по договору социального найма не выделялось, жилой участок под строительство жилого дома не предоставлялся <данные изъяты> Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец Минаева Л.С. жилья на праве личной собственности не имеет, что подтверждается справками Хлевенского БТИ ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» <данные изъяты> УФРС по Липецкой области <данные изъяты> С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Минаева Л.С. является нуждающейся в жилом помещении. Судом установлено, что Минаева Л.С. обучалась в ГООУ НПО ПУ № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ) и получила профессию «<данные изъяты> Согласно постановлению главы администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Минаева Л.С. на основании ст.49, 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что Минаева Л.С. зарегистрирована в <адрес> в жилом доме, который находится в аварийном состоянии <данные изъяты> жилья на праве личной собственности не имеет. Как следует из материалов дела, Минаева Л.С. был поставлен на учет администрацией сельского поселения <данные изъяты> 30.10. Факт, что после окончания учебы в ГООУ НПО ПУ № ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени Минаева Л.С. не был обеспечена жильем, ответчиком не оспаривается, хотя в силу положений ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ срок обеспечения его жилой площадью наступил. Минаева Л.С. пояснила суду и это обстоятельство подтверждено ответчиком, что она никогда не проживала в доме по месту регистрации из-за невозможности проживания в нем и зарегистрирована в доме формально. Доводы ответчика об отсутствии необходимых финансовых средств на приобретение жилья, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия финансовых средств, других лиц, обладающих аналогичным правом, в связи с чем, данные доводы не основаны на законе. На основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора в интересах Минаевой Л.С. обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании ст.333.36 п.1 подп.19 НК РФ администрация Хлевенского муниципального района Липецкой области освобождена от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Хлевенского муниципального района Липецкой области предоставить Минаевой Л.С. на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья В.И. Дуванов Решение в окончательной форме принято 19 февраля 2011 года Судья В.И. Дуванов