Дело №№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2011 года Задонский районный суд Липецкой области в составе судьи Барминой Г.А., с участием старшего помощника прокурора Хлевенского района Липецкой области Лариной О.М., при секретаре Коротких Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Хлевное заявление прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия главы администрации сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет Хлевенского района Липецкой области, связанного с непринятием мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета сельского поселения, решения о его утверждении,
У С Т А Н О В И Л:
21.03.2011 прокурор Хлевенского района Липецкой области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия главы администрации сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет Хлевенского района Липецкой области, связанного с непринятием мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета сельского поселения, решения о его утверждении, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления бюджетного законодательства, а также законодательства об общих принципах организации местного самоуправления.
В ходе проверки было установлено, что решением 17 сессии Совета депутатов сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет № 38 от 23.12.2010 принят «Бюджет сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы». Однако, в нарушение требований ч.3 ст.15, ч.2 ст.24 Конституции РФ, ч.3 ст.5 Бюджетного кодекса РФ, ст.47 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования, официальное опубликование данного нормативного правового акта в районной газете «Донские вести», в сети Интернет, а также обнародование иным способом в порядке, установленном Уставом сельского поселения, не производилось. Прокурор указывает, что в результате бездействия главы администрации сельского поселения, выраженного в непринятии мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов нарушаются конституционные права граждан – жителей сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет, поскольку экономическую основу местного самоуправления составляют средства бюджета сельского поселения, которые направляются на исполнение расходных обязательств сельского поселения в связи с осуществлением полномочий по решению вопросов местного значения, что непосредственным образом затрагивает права граждан во всех сферах жизни общества. Прокурор просит признать незаконным бездействие главы администрации сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет, выраженное в непринятии мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов и обязать главу администрации сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет произвести официальное опубликование (обнародование) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
В судебном заседании представитель прокуратуры Хлевенского района Липецкой области старший помощник прокурора Ларина О.М. поддержала требования, изложенные в заявлении, по указанным в нем основаниям.
Глава администрации Ново-Дубовского сельсовета Хлевенского района Золотых А.Ф. в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, признал, пояснил суду, что на момент судебного заседания проект бюджета, решение об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов официально обнародованы в порядке, установленном Уставом сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет Хлевенского района.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования, заявленные прокурором, являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ и ст.254 главы 25 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Требование официального опубликования решения о бюджете не позднее 10 дней после его подписания предусмотрено ч.3 ст.5 Бюджетного кодекса РФ.
Как следует из положений ст.47 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Статьей 43 п.8 Устава сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет Хлевенского муниципального района установлено, что муниципальные правовые акты сельского поселения, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу после официального опубликования (обнародования). Обнародование таких муниципальных правовых актов осуществляется путем самостоятельного издания нормативных актов в количестве не менее 3 штук и размещения их для открытого доступа с 09-00 до 16-00 часов в сельской, школьной библиотеках, сельских домах культуры, помещении администрации сельского поселения, почты, на доске объявлений с указанием ответственных за сохранность и соблюдение гарантии доступа к ним (ч.9 ст.43 Устава).
Согласно ч.3 ст.48 Устава сельского поселения проект бюджета сельского поселения, решение об утверждении бюджета сельского поселения, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета сельского поселения и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию (обнародованию). В случае невозможности их опубликования администрация сельского поселения обеспечивает жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что органы местного самоуправления обязаны официально публиковать принимаемые решения о бюджете сельского поселения, поскольку официальное опубликование является непременной предпосылкой применения любого принимаемого в Российской Федерации нормативного правового акта, ибо неопубликованные законы (решения) не должны применяться.
В силу требований п.2 ч.6 ст.34 Устава сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов сельского поселения, подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, глава сельского поселения.
Судом установлено, что решением 17 сессии Совета депутатов сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет № 38 от 23.12.2010 был принят «Бюджет сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы». Однако, в нарушение требований ч.3 ст.15, ч.2 ст.24 Конституции РФ, ч.3 ст.5 Бюджетного кодекса РФ, ст.47 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования официальное опубликование данного нормативного правового акта в районной газете «Донские вести», в сети Интернет, а также обнародование иным способом в порядке, установленном уставом сельского поселения, не производилось, что подтверждается актом проверки исполнения бюджетного законодательства от 11.03.2011, объяснениями главы администрации сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет Хлевенского района Золотых А.Ф. от 16.02.2011, сведениями, представленными районной газетой «Донские вести», согласно которых решение Совета депутатов сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет Хлевенского района об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и плановый период 2012-2013 г.г. для опубликования не поступало.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что в результате бездействия главы администрации сельского поселения, выраженного в непринятии мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов были нарушены конституционные права граждан – жителей сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет, поскольку экономическую основу местного самоуправления составляют средства бюджета сельского поселения, которые направляются на исполнение расходных обязательств сельского поселения в связи с осуществлением полномочий по решению вопросов местного значения, что непосредственным образом затрагивает права граждан во всех сферах жизни общества.
Органы местного самоуправления, их должностные лица в силу ч.2 ст.24 Конституции РФ, п.1 ч.4 ст.8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина.На основания изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования, заявленные прокурором, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Поскольку на момент судебного заседания проект бюджета, решение об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов официально обнародованы в порядке, установленном Уставом сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет Хлевенского района, суд считает возможным решение в части возложения на главу администрации сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет обязанности произвести официальное опубликование (обнародование) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, к исполнению не обращать.
На основании ст.333.36 п.1 подп.19 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.254-258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие главы администрации сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет Хлевенского района, выраженное в непринятии мер по официальному опубликованию (обнародованию) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов и обязать главу администрации сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет Хлевенского района произвести официальное опубликование (обнародование) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Решение в части возложения на главу администрации сельского поселения Ново-Дубовский сельсовет Хлевенского района обязанности произвести официальное опубликование (обнародование) проекта бюджета, решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, к исполнению не обращать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Бармина Г.А.