о внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 февраля 2011 года Задонский районный суд Липецкой области в составе судьи Барминой Г.А., с участием помощника прокурора Хлевенского района Липецкой области Первеевой М.Н., при секретаре Коротких Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Хлевное дело по иску прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах Перегудова В.В. к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о внеочередном предоставлении жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Хлевенского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах Перегудова В.В. к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о внеочередном предоставлении жилья. В обоснование иска прокурор указал, что Перегудов В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, является лицом из числа детей-сирот. На основании постановления главы администрации Хлевенского района № 149 от 28.08.2003 Перегудов В.В. был направлен для обучения в Г(О)ОУ С(К)ШИ VIII вида № <адрес>, так как мать несовершеннолетнего - ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ. По окончании обучения в 2010 году Перегудов В.В. был зачислен на полное государственное обеспечение в ГООУ НПО ПУ № <адрес>. Жилое помещение за Перегудовым В.В. не закреплялось ввиду его отсутствия, поскольку его родители не имели собственного жилья. С 2008 года Перегудов В.В. состоит на учете в администрации сельского поселения Введенский сельсовет Хлевенского района в качестве нуждающегося в получении жилья, однако обязательство предоставить Перегудову В.В. жилое помещение до настоящего времени не исполнено, чем нарушены его конституционные права. Прокурор на основании ст.57 ЖК РФ просит признать за Перегудовым В.В. право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма и обязать администрацию Хлевенского муниципального района предоставить Перегудову В.В. во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных органом местного самоуправления социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании представитель прокуратуры Хлевенского района Липецкой области помощник прокурора Первеева М.Н. полностью поддержала заявленные исковые требования, дала объяснения об обстоятельствах дела, так как изложено в описательной части решения.

Истец Перегудов В.В. в судебном заседании поддержал исковые требования, заявленные прокурором, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил суду, что в настоящее время он обучается в ПУ № <адрес>, проживает в общежитии данного образовательного учреждения. После окончания обучения в школе-интернате <адрес> в 2009 году жилое помещение ему не было предоставлено, жилое помещение за ним не закреплялось, поскольку у его родителей жилого помещения не имелось. Совместно с отцом и несовершеннолетним братом до момента смерти отца он проживал в с.Введенка Хлевенского района на съемной квартире, после смерти отца был направлен на обучение в школу-интернат.

Представитель ответчика администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду, что в соответствии с законом Липецкой области от 03.03.2010 № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» администрация Хлевенского муниципального района наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на неопределенный срок. Обязанности, установленные ст.3 указанного закона, органы местного самоуправления исполняют надлежащим образом. Согласно ст.5 данного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенций. В связи с отсутствием вышеуказанных финансовых средств, органы местного самоуправления не исполняют в установленный законом срок обязанности по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных отдельных государственных полномочий у администрации Хлевенского муниципального района отсутствуют.

Представители третьих лицадминистрации Липецкой области, Управления образования и науки Липецкой области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены были надлежащим образом.

Представитель администрации сельского поселения Введенский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области ФИО8 в судебном заседании пояснила, что Перегудов В.В. с 15.09.2008 состоит на учете в администрации сельского поселения Введенский сельсовет в качестве нуждающегося в получении жилья. После смерти отца в 2003 году Перегудов В.В. был направлен на обучение в школу-интернат <адрес>. Собственного жилья на территории администрации сельского поселения Введенский сельсовет Хлевенского района семья Перегудовых не имела. Истец совместно с отцом и несовершеннолетним братом проживали в с.Введенка на квартире, в связи с чем жилое помещение за Перегудовым В.В. не закреплялось.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждому гарантируется право на жилище. Согласно ст.1-2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с законом Липецкой области от 03.03.2010 № 354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» учету в целях предоставления жилых помещений по договору социального найма подлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся гражданами РФ и не имеющие закрепленного жилого помещения. Указанные лица в соответствии со ст.3 данного закона, принятые на учет в целях предоставления жилых помещений, регистрируются в книге учета детей-сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ст.6 закона жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений. Размер площади предоставляемого жилого помещения составляет от 32 до 40 кв.м. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании акта органа местного самоуправления. Акт органов местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием для заключения договора социального найма.

В соответствии с законом Липецкой области от 03.03.2010 № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных районов области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на неопределенный срок. При осуществлении переданных полномочий в соответствии со ст.3 указанного закона органы местного самоуправления обязаны осуществлять переданные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством РФ и области; использовать финансовые средства и материальные ресурсы, предоставленные для осуществления переданных полномочий, по целевому назначению; предоставлять в исполнительный орган государственной власти области в сфере образования и науки информацию, материалы, документы и отчеты по вопросам осуществления переданных полномочий. Согласно ст.5 данного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенций. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляет исполнительный орган государственной власти в сфере образования и науки.

Судом установлено, что истец Перегудов В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения <данные изъяты> относится к категории лиц из числа детей-сирот, поскольку оба родителя истца умерли, когда он находился в возрасте до 18 лет, что подтверждается свидетельствами о смерти отца ФИО5 (умер ДД.ММ.ГГГГ), матери ФИО4 (умерла ДД.ММ.ГГГГ).

На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний Перегудов В.В. был направлен для обучения в учреждение государственной поддержки детства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.23).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Перегудов В.В. обучался в Государственном (областном) образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей<адрес>, где находился на полном государственном обучении <данные изъяты>

Согласно постановления комиссии по жилищным вопросам при администрации сельского поселения Введенский сельсовет Хлевенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Перегудов В.В. на основании ст.49, 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (очередь № 3). На момент постановки на учет несовершеннолетний Перегудов В.В. проживал в школе-интернате, собственного жилья не имел.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец Перегудов В.В. зарегистрирован в <данные изъяты> Хлевенского района Липецкой области, закрепленного жилого помещения из состава муниципального жилого фонда на территории Введенского сельсовета <данные изъяты>, а также жилья на праве личной собственности не имеет, что подтверждается справками администрации сельского поселения Введенский сельсовет Хлевенского района <данные изъяты>, Хлевенского БТИ ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» <данные изъяты>, администрации Хлевенского района <данные изъяты>, Управления Росреестра по Липецкой области <данные изъяты>. При направлении Перегудова В.В. для обучения в учреждение государственной поддержки детства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилое помещение за ним не закреплялось ввиду его отсутствия, в связи с тем, что родители истца не имели собственного жилья.

Как следует из материалов дела, Перегудов В.В. был поставлен на учет администрацией сельского поселения Введенский сельсовет Хлевенского района 15.09.2008 в период обучения в Г(О)ОУ С(К)ШИ VIII вида № <адрес>. Факт, что после окончания обучения в данном образовательном учреждении в 2009 году Перегудов В.В. не был обеспечен жильем, ответчиком не оспаривается.

С 01.09.2009 Перегудов В.В. обучается в ГООУ НПО ПУ № <адрес>, где находится на полном государственном обучении, проживает в общежитии ПУ № по адресу: <адрес>. Срок обучения - по 30.06.2012.

Поскольку в отношении детей-сирот срок предоставления жилья по договору социального найма согласно ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определен юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, истец Перегудов В.В. подлежит обеспечению вне очереди жилым помещением по договору социального найма после окончания его пребывания в образовательном учреждении.

Доводы ответчика об отсутствии необходимых финансовых средств на приобретение жилья, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия финансовых средств, других лиц, обладающих аналогичным правом.

На основании ст.333.36 п.1 подп.19 НК РФ администрация Хлевенского муниципального района Липецкой области освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Хлевенского муниципального района Липецкой области предоставить Перегудову В.В. на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления, после окончания его пребывания в Государственном (областном) образовательном учреждении начального профессионального образования ПУ № <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.А.Бармина

Решение в окончательной форме принято 17.02.2011

Судья Г.А.Бармина