Дело №№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2011 года Задонский районный суд Липецкой области в составе судьи Барминой Г.А., при секретаре Коротких Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Хлевное заявление Пополитова А.С. об оспаривании бездействия администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района Липецкой области и взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
07.02.2011 истец Пополитов А.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района Липецкой области и взыскании компенсации морального вреда, указывая, что 26.02.2010 обратился в администрацию сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района с заявлением, согласно которого просил поставить его на учет для обеспечения жильем как участника Великой Отечественной войны. Никакого ответа на данное заявлением он не получил. 05.08.2010 истец вновь обратился в администрацию сельского поселения Дмитряшевский сельсовет с заявлением о постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, на которое 18.08.2010 администрацией был дан ответ, в котором разъяснялось, что обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с ч.4 ст.17 ФЗ «О ветеранах» осуществляется только в случае выселения из занимаемых ими служебных помещений. Истец указывает, что в соответствии со ст.52 п.3 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет не позднее, чем через 30 рабочих дней со дня предоставления документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Однако, ответчик не уведомил его в установленный законом срок о принятом решении. С марта по ноябрь 2010 года он неоднократно обращался к ответчику. О том, что 26.02.2010 администрацией сельского поселения Дмитряшевский сельсовет было принято распоряжение о постановке его на учет, истец узнал 13.11.2010 в судебном заседании в ходе рассмотрения Задонским районным судом Липецкой области его заявления о признании права на постановку на учет на получение жилья. В результате бездействия ответчика он испытывал нравственные страдания, в связи с чем, просит признать бездействие администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района незаконным и взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 1000000 руб.
В судебное заседание истец Пополитов А.С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен был надлежащим образом. До судебного заседания от истца Пополитова А.С. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Суханова С.А. поддержала требования, изложенные в заявлении, пояснила суду, что в соответствии с п.3 ст.5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин при рассмотрении его обращения органами местного самоуправления имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. 26.02.2010 истец обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. О том, что 26.02.2010 главой администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского муниципального района на основании его заявления было вынесено распоряжение № 10 о постановке Пополитова А.С. на учет на получение жилья, истцу стало известно в ходе рассмотрения Задонским районным судом Липецкой области искового заявления Пополитова А.С. к администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района Липецкой области о признании права на улучшение жилищных условий. 13.11.2010 копия распоряжения главы администрации от 26.02.2010 года была вручена истцу ответчиком. В связи с неполучением ответа на своё обращение от 26.02.2010, истец 05.08.2010 обращался в администрацию сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как ветерану Великой Отечественной войны и труда. 18.08.2010 глава администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района направил в адрес Пополитова А.С. письмо, в котором указал, что его заявление от 05.08.2010 рассмотрено. По результатам рассмотрения Пополитову сообщили, что он является ветераном-участником Великой Отечественной войны (ст.17 ФЗ «О ветеранах»). Обеспечение жильем данной категории лиц за счет средств федерального бюджета осуществляется в случае выселения из занимаемых ими служебных положений. Представитель истца указывает, что ответчиком было нарушено право истца на своевременное получение ответа по существу заявления. Поскольку распоряжение о постановке истца на учет было принято 26.02.2010, ответчик в соответствии с п.6 ст.52 ЖК РФ должен был уведомить истца об этом не позднее 01.03.2010. Незаконное бездействие администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет выражалось в не уведомлении истца о принятом решении в период с 01.03.2010 по 13.11.2010, тем самым было нарушено право истца на своевременное получение письменного ответа. В результате незаконного бездействия ответчика истец испытывал нравственные страдания, в связи с чем, представитель истца просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области, выраженное в не уведомлении истца в период с 01.03.2010 по 13.11.2010 о принятом на основании заявления истца от 26.02.2010 распоряжении о постановке истца на учет как ветерана-участника Великой Отечественной войны и взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб.
Представитель истца Пополитов Н.А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика Головина О.В. в судебном заседании исковые требования истца не признала, по обстоятельствам дела суду пояснила, что 26.02.2010 от Пополитова А.С. в администрацию сельского поселения Дмитряшевский сельсовет поступило заявление о постановке на учет для обеспечения жильем как участника Великой Отечественной войны. Данное обращение истца было рассмотрено и 26.02.2010 главой администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского муниципального района было вынесено распоряжение № 10 о постановке Пополитова А.С. на учет на получение жилья. О постановке на учет Пополитова А.С. и необходимости предоставления дополнительных документов для реализации права истца на получение жилья она неоднократно уведомляла родственников истца, в том числе представителя истца Пополитова Н.А. В письменной форме о принятом решении истец не уведомлялся. Распоряжение от 26.02.2010 было вручено Пополитову А.С. 13.11.2010. На основании распоряжения главы администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района от 14.03.2011 № 13 распоряжение от 26.02.2010 № 10 «О постановке на учет на улучшение жилья ветерана ВОВ Пополитова А.С.» отменено, истец поставлен на учет на улучшение жилищных условий на общую очередь при администрации сельского поселения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ, ст.1 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ, ст.2 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Условием признания действий (бездействия) должностных лиц, органов местного самоуправления незаконными является установление самого факта их противоправности, а также нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействия) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как следует из положений ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно ч.5, 6 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
На основании ч.12 ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и абзаца 13 ст.28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, переданными Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 п.1.1 Закона Липецкой области от 2 декабря 2004 г. N 143-ОЗ
"О наделении органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями по предоставлению мер
социальной поддержки и социальному обслуживанию населения»
органам местного самоуправления передаются полномочия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных п. 2, 3 ч.3 ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и абзацем пятым ст.28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в форме и порядке в соответствии с Законом Липецкой области от 18 августа 2006 года N 318-ОЗ "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов".
В соответствии с п.16 ч.1 ст.36 Устава сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области к компетенции администрации сельского поселения относится ведение в установленном порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Судом установлено, что 26.02.2010 истец Пополитов А.С. обратился в администрацию сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района с заявлением, согласно которого просил поставить его на учет для обеспечения жильем как участника Великой Отечественной войны. Данное обращение истца было рассмотрено и 26.02.2010 главой администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского муниципального района было вынесено распоряжение № 10 о постановке Пополитова А.С. на учет на получение жилья. Данное распоряжение было вручено Пополитову А.С. 13.11.2010.
В связи с неполучением ответа на своё обращение от 26.02.2010 в установленный законом срок, истец 05.08.2010 обратился в администрацию сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как ветерану Великой Отечественной войны и труда. 18.08.2010 по результатам рассмотрения заявления Пополитову А.С. сообщили, что он является ветераном-участником Великой Отечественной войны (ст.17 ФЗ «О ветеранах»). Обеспечение жильем данной категории лиц за счет средств федерального бюджета осуществляется в случае выселения из занимаемых ими служебных положений.
Как следует из объяснений представителя истца Сухановой С.А. истец расценил данный ответ как отказ в удовлетворении заявления о постановке на учет, в связи с чем, обратился в Задонский районный суд Липецкой области с исковым заявлением к администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района Липецкой области о признании права на улучшение жилищных условий.
На основании определения Задонского районного суда Липецкой области от 29.11.2010 исковое заявление Пополитова А.С. к администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района Липецкой области о признании права на улучшение жилищных условий в соответствии со ст.222 ГПК РФ было оставлено без рассмотрения в связи с тем, что истец и его представители не явились в суд по вторичному вызову.
Исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о том, что ответчик в нарушение требований ст.52 ч.6 ЖК РФ не уведомил истца о принятом по его заявлению от 26.02.2010 решении в период с 01.03.2010 по 13.11.2010. Вместе с тем, поскольку права истца Пополитова А.С., связанные с неполучением в установленный законом срок сообщения по его обращению в орган местного самоуправления, восстановлены 13.11.2010, то есть до обращения истца в суд с исковым заявлением, путем вручения истцу копии распоряжения администрации Дмитряшевского сельсовета Хлевенского района от 26.02.2010, оснований для удовлетворения заявления истца не имеется. Какие-либо иные защищаемые права истца оспариваемым бездействием органа местного самоуправления не нарушаются. Само по себе несоответствие действий органа местного самоуправления требованиям закона в части уведомления заявителя о принятом решении в установленный законом срок, без реального нарушения прав истца, не являются достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований в соответствии со ст.3 ГПК РФ.
В соответствии со ст.256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно ст.7 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» моральный вред, причиненный гражданину признанными незаконными действиями (решениями), возмещается в установленном ГК РФ порядке. Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Оценивая доводы истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку указанные истцом нарушенные права были восстановлены, доказательств того, что нарушение его прав, связанное с неполучением в установленный законом срок сообщения по его обращению в орган местного самоуправления, повлекло за собой причинение ему физических и нравственных страданий, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194,198, 254-258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Пополитова А.С. об оспаривании бездействия администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района Липецкой области и взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Бармина Г.А.
Решение в окончательной форме принято 14.04.2011
Судья Бармина Г.А.