о внеочередном предоставлении жилья



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 февраля 2011 года Задонский районный суд Липецкой области в составе судьи Барминой Г.А., с участием помощника прокурора Хлевенского района Липецкой области Первеевой М.Н., при секретаре Коротких Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Хлевное дело по иску прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах Моревой М.А. к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о внеочередном предоставлении жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Хлевенского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах Моревой М.А. к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о внеочередном предоставлении жилья, указывая, что Морева М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 1997 году Морева М.А. (до заключения брака в 2009 году – Пополитова) были изъята из семьи и на основании постановления главы администрации Хлевенского района № от ДД.ММ.ГГГГ направлена для обучения в <данные изъяты>, так как мать несовершеннолетней находилась в местах лишения свободы, а отец злоупотреблял спиртными напитками. ДД.ММ.ГГГГ отец Моревой М.А. – ФИО4 умер, мать ФИО5 на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. По окончании специальной коррекционной школы Морева М.А. была зачислена на полное государственное обеспечение в <данные изъяты>. При изъятии Моревой М.А. из семьи жилое помещение за ней не закреплялось ввиду его отсутствия, поскольку ее родители не имели собственного жилья и проживали в доме, принадлежащем ФИО6, сестре ФИО4 С 2007 года Морева М.А. состоит на учете в администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района в качестве нуждающейся в получении жилья, однако обязательство предоставить Моревой М.А. жилое помещение до настоящего времени не исполнено, в связи с чем, Морева М.А. после окончания в 2009 году обучения в <данные изъяты> вынуждена проживать на съемной квартире. Прокурор на основании ст.57 ЖК РФ просит признать за Моревой М.А. право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма и обязать администрацию Хлевенского муниципального района предоставить Моревой М.А. во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных органом местного самоуправления социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании представитель прокуратуры Хлевенского района Липецкой области помощник прокурора Первеева М.Н. полностью поддержала заявленные исковые требования, дала объяснения об обстоятельствах дела, так как изложено в описательной части решения.

Истец Морева М.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, заявленные прокурором, по основаниям, изложенным в исковом заявлении

Представитель ответчика администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области ФИО12 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду, что в соответствии с законом Липецкой области от 03.03.2010 № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» администрация Хлевенского муниципального района наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на неопределенный срок. Обязанности, установленные ст.3 указанного закона, органы местного самоуправления исполняют надлежащим образом. Согласно ст.5 данного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенций. В связи с отсутствием вышеуказанных финансовых средств, органы местного самоуправления не исполняют в установленный законом срок обязанности по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных отдельных государственных полномочий у администрации Хлевенского муниципального района отсутствуют.

Представители третьих лицадминистрации Липецкой области, Управления образования и науки Липецкой области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены были надлежащим образом.

Представитель администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области ФИО9 в судебном заседании пояснила, что Морева М.А. с 27.07.2007 состоит на учете в администрации сельского поселения Дмитрящевский сельсовет в качестве нуждающейся в получении жилья. В настоящее время Морева М.А. проживает с мужем и несовершеннолетним сыном на съемной квартире в <адрес>, собственного жилья не имеет. Домовладение, в котором Морева М.А. зарегистрирована, принадлежит на праве собственности ФИО6, для проживания данное домовладение непригодно, поскольку находится в ветхом состоянии.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждому гарантируется право на жилище. Согласно ст.1-2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с законом Липецкой области от 03.03.2010 № 354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» учету в целях предоставления жилых помещений по договору социального найма подлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся гражданами РФ и не имеющие закрепленного жилого помещения. Указанные лица в соответствии со ст.3 данного закона, принятые на учет в целях предоставления жилых помещений, регистрируются в книге учета детей-сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ст.6 закона жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений. Размер площади предоставляемого жилого помещения составляет от 32 до 40 кв.м. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании акта органа местного самоуправления. Акт органов местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием для заключения договора социального найма.

В соответствии с законом Липецкой области от 03.03.2010 № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных районов области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на неопределенный срок. При осуществлении переданных полномочий в соответствии со ст.3 указанного закона органы местного самоуправления обязаны осуществлять переданные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством РФ и области; использовать финансовые средства и материальные ресурсы, предоставленные для осуществления переданных полномочий, по целевому назначению; предоставлять в исполнительный орган государственной власти области в сфере образования и науки информацию, материалы, документы и отчеты по вопросам осуществления переданных полномочий. Согласно ст.5 данного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенций. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляет исполнительный орган государственной власти в сфере образования и науки.

Судом установлено, что истец Морева М.А. (до вступления в брак – <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отец Моревой М.А. – ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> мать – ФИО5 на основании решения Хлевенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав <данные изъяты>

На основании постановления главы администрации Хлевенского района от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетняя ФИО10 была направлена для обучения в муниципальное специальное среднее общеобразовательное учреждение <данные изъяты>, поскольку мать ФИО5 находилась в местах лишения свободы, отец ФИО4 злоупотреблял спиртными напитками и уклонялся от воспитания дочери <данные изъяты>

В период с 2006 года по 2009 год ФИО10 обучалась в <данные изъяты>, где находилась на полном государственном обучении <данные изъяты>

Согласно постановления главы администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского муниципального района от 27.07.2007 № <данные изъяты> Морева М.А. на основании ст.49, 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец Морева М.А. зарегистрирована в <адрес>, закрепленного жилого помещения из состава муниципального жилого фонда на территории Дмитряшевского сельсовета Хлевенского района, а также жилья на праве личной собственности не имеет, что подтверждается справками администрации сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района <данные изъяты> Хлевенского БТИ ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» <данные изъяты> администрации Хлевенского района <данные изъяты> При изъятии Моревой М.А. из семьи жилое помещение за ней не закреплялось ввиду его отсутствия, в связи с тем, что родители истца не имели собственного жилья и проживали в домовладении, принадлежащем на праве собственности ФИО6

Как следует из материалов дела, Морева М.А. была поставлена на учет администрацией сельского поселения Дмитряшевский сельсовет Хлевенского района 27.07.2007 в период обучения в <данные изъяты>. Факт, что после окончания обучения в <данные изъяты> в 2009 году Морева М.А. не была обеспечена жильем, ответчиком не оспаривается, хотя в силу положений ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ срок обеспечения ее жилой площадью наступил.

Доводы ответчика об отсутствии необходимых финансовых средств на приобретение жилья, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия финансовых средств, других лиц, обладающих аналогичным правом, в связи с чем, данные доводы не основаны на законе.

На основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора в интересах Моревой М.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ст.333.36 п.1 подп.19 НК РФ администрация Хлевенского муниципального района Липецкой области освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Хлевенского муниципального района Липецкой области предоставить Моревой М.А. на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.А.Бармина

Решение в окончательной форме принято 16.02.2011

Судья Г.А.Бармина