Дело №№ Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 июня 2011 года Задонский районный суд Липецкой области в составе судьи Барминой Г.А., с участием заместителя прокурора Хлевенского района Липецкой области Бредихина Ю.Д., при секретаре Коротких Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Хлевное заявление прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Отскоченский сельсовет Хлевенского района Липецкой области об устранении нарушений требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Хлевенского района Липецкой области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Отскоченский сельсовет Хлевенского района Липецкой области об устранении нарушений требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, указывая, что прокуратурой Хлевенского района Липецкой области на основании информации, поступившей от начальника ОГИБДД ОВД по Хлевенскому району, проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения Отскоченский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О безопасности дорожного движения» администрацией сельского поселения Отскоченский сельсовет проект организации дорожного движения, проект схемы дислокации дорожных знаков и разметки автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории сельского поселения, не разработаны. Ввиду отсутствия проектов организации дорожного движения и схемы дислокации дорожных знаков и разметки на территории сельского поселения создаются трудности при определении мест нахождения технических средств регулирования дорожного движения, что может привести к созданию аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств по автомобильным дорогам, расположенным на территории сельского поселения. Кроме того, отсутствие проектов организации дорожного движения и схемы дислокации дорожных знаков и разметки на территории сельского поселения в с.Отскочное Хлевенского района не позволяют органам государственной инспекции безопасности дорожного движения в полной мере осуществлять контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов в части обеспечения безопасности дорожного движения на улицах поселения. Прокурор указывает, что в результате бездействия администрации сельского поселения Отскоченский сельсовет Хлевенского района нарушаются конституционные права граждан на жизнь и на охрану здоровья. Отсутствие проектов организации дорожного движения и схемы дислокации дорожных знаков и разметки автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории сельского поселения в с.Отскочное Хлевенского района, создает угрозу возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств, что, в свою очередь, может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, причинения ущерба их имуществу. Прокурор просит обязать администрацию сельского поселения Отскоченский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: разработать и утвердить проект организации дорожного движения, проект схемы дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильных дорогах местного значения, находящихся на территории сельского поселения в с.Отскочное Хлевенского района Липецкой области. В судебном заседании представитель прокуратуры Хлевенского района Липецкой области Бредихин Ю.Д. поддержал требования, изложенные в заявлении, по указанным в нем основаниям. Представитель администрации Отскоченский сельсовет Хлевенского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен был надлежащим образом. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования, заявленные прокурором, являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.46 Конституции РФ и ст.254 главы 25 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Конституция РФ гарантирует право на жизнь и охрану здоровья. Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, а так же ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении закреплен в ст.3 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Согласно ст.14 ч.1 п.5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно ст.13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог. Согласно ст.17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 N160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. Данная Классификация распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации, устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ (п.п.1 и 2). В силу п.15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружениях на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входят: разработка проектов содержания автомобильных дорог, организация дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки. В соответствии с п.4.1.1. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Согласно п.4.2.1. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами. Согласно письма Департамента обеспечения безопасности дорожного движения от 02.08.2006 N 13/6-3853, Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 N 01-29/5313 «О порядке разработки и утверждения дислокаций дорожных знаков на автомобильные дороги» проект организации дорожного движения разрабатывается на основании п.2 ст.21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995. Заказчиком проекта организации дорожного движения являются: - для автомобильных дорог федерального значения - Федеральное дорожное агентство, уполномоченные управлять этими дорогами; - для автомобильных дорог субъектов Российской Федерации - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами; - для муниципальных автомобильных дорог - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами; - для ведомственных и частных автомобильных дорог - владельцы этих дорог. Целью разработки ПОДД является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов. Задачи, подлежащие решению при разработке ПОДД, определяются заданием на проектирование и результатами анализа существующей дорожно-транспортной ситуации на участке проектирования. Техническое задание на проектирование составляется и утверждается заказчиком. ПОДД должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов и направлен на решение следующих задач: - обеспечение безопасности участников движения; - введение необходимых режимов движения в соответствии с категорией дороги, ее конструктивными элементами, искусственными сооружениями и другими факторами; - своевременное информирование участников движения о дорожных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутах проезда транзитных автомобилей через крупные населенные пункты; - обеспечение правильного использования водителями транспортных средств ширины проезжей части дороги и т.д. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по разработке проекта организации дорожного движения, проекта схемы дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильных дорогах местного значения, содержанию улиц в с.Отскочное Хлевенского района и иной дорожной деятельности в границах сельского поселения Отскоченский сельсовет Хлевенского района возложена на администрацию сельского поселения Отскоченский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области. Как следует из информации, представленной начальником ГИБДД ОВД по Хлевенскому району, улично-дорожная сеть сельских поселений находится на балансе муниципальных образований и ими содержится. Дислокация улично-дорожных сетей, находящихся на балансе муниципальных образований, отсутствует, в связи с чем, руководителям муниципальных образований необходимо разработать и утвердить схемы организации дорожного движения в целях снижения аварийности и обеспечения безопасности дорожного движения, снижения детского травматизма. Суд соглашается с доводами прокурора о том, что в результате бездействия администрации сельского поселения нарушаются конституционные права граждан – жителей сельского поселения Отскоченский сельсовет, поскольку отсутствие проектов организации дорожного движения и схемы дислокации дорожных знаков и разметки автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории сельского поселения в с.Отскочное Хлевенского района, создает угрозу возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств, что, в свою очередь, может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, причинения ущерба их имуществу. На основания изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования, заявленные прокурором, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании ст.333.36 п.1 подп.19 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.254-258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать администрацию сельского поселения Отскоченский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области разработать и утвердить проект организации дорожного движения, проект схемы дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильных дорогах местного значения, находящихся на территории сельского поселения в с.Отскочное Хлевенского района Липецкой области. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Бармина Г.А. Решение в окончательной форме принято 12.06.2011 Судья Бармина Г.А.
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.