Дело №№ Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 июня 2011 года Задонский районный суд Липецкой области в составе судьи Барминой Г.А., с участием заместителя прокурора Хлевенского района Липецкой области Бредихина Ю.Д., при секретаре Коротких Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Хлевное заявление прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Верхне-Колыбельский сельсовет Хлевенского района Липецкой области об устранении нарушений требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Хлевенского района Липецкой области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Верхне-Колыбельский сельсовет Хлевенского района Липецкой области об устранении нарушений требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, указывая, что прокуратурой Хлевенского района Липецкой области на основании информации, поступившей от начальника ОГИБДД ОВД по Хлевенскому району, проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения Верхне-Колыбельский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О безопасности дорожного движения» администрацией сельского поселения Верхне-Колыбельский сельсовет проект организации дорожного движения, проект схемы дислокации дорожных знаков и разметки автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории сельского поселения, не разработаны. Ввиду отсутствия проектов организации дорожного движения и схемы дислокации дорожных знаков и разметки на территории сельского поселения создаются трудности при определении мест нахождения технических средств регулирования дорожного движения, что может привести к созданию аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств по автомобильным дорогам, расположенным на территории сельского поселения. Кроме того, отсутствие проектов организации дорожного движения и схемы дислокации дорожных знаков и разметки на территории сельского поселения в с.Верхняя Колыбелька Хлевенского района не позволяют органам государственной инспекции безопасности дорожного движения в полной мере осуществлять контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов в части обеспечения безопасности дорожного движения на улицах поселения. Прокурор указывает, что в результате бездействия администрации сельского поселения Верхне-Колыбельский сельсовет Хлевенского района нарушаются конституционные права граждан на жизнь и на охрану здоровья. Отсутствие проектов организации дорожного движения и схемы дислокации дорожных знаков и разметки автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории сельского поселения в с.Верхняя Колыбелька Хлевенского района, создает угрозу возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств, что, в свою очередь, может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, причинения ущерба их имуществу. Прокурор просит обязать администрацию сельского поселения Верхне-Колыбельский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: разработать и утвердить проект организации дорожного движения, проект схемы дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильных дорогах местного значения, находящихся на территории сельского поселения с.Верхняя Колыбелька Хлевенского района Липецкой области, а также на ул.Школьная в с.Верхняя Колыбелька, на которой расположено образовательное учреждение, установить дорожный знак 1.23 «Дети». В судебном заседании представитель прокуратуры Хлевенского района Липецкой области Бредихин Ю.Д. поддержал требования, изложенные в заявлении, по указанным в нем основаниям. Представитель администрации Верхне-Колыбельский сельсовет Хлевенского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен был надлежащим образом. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования, заявленные прокурором, являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.46 Конституции РФ и ст.254 главы 25 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Конституция РФ гарантирует право на жизнь и охрану здоровья. Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, а так же ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении закреплен в ст.3 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Согласно ст.14 ч.1 п.5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно ст.13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог. Согласно ст.17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 N160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. Данная Классификация распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации, устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ (п.п.1 и 2). В силу п.15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружениях на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входят: разработка проектов содержания автомобильных дорог, организация дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки. В соответствии с п.4.1.1. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Согласно п.4.2.1. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами. Согласно письма Департамента обеспечения безопасности дорожного движения от 02.08.2006 N 13/6-3853, Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 N 01-29/5313 «О порядке разработки и утверждения дислокаций дорожных знаков на автомобильные дороги» проект организации дорожного движения разрабатывается на основании п.2 ст.21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995. Заказчиком проекта организации дорожного движения являются: - для автомобильных дорог федерального значения - Федеральное дорожное агентство, уполномоченные управлять этими дорогами; - для автомобильных дорог субъектов Российской Федерации - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами; - для муниципальных автомобильных дорог - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами; - для ведомственных и частных автомобильных дорог - владельцы этих дорог. Целью разработки ПОДД является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов. Задачи, подлежащие решению при разработке ПОДД, определяются заданием на проектирование и результатами анализа существующей дорожно-транспортной ситуации на участке проектирования. Техническое задание на проектирование составляется и утверждается заказчиком. ПОДД должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов и направлен на решение следующих задач: - обеспечение безопасности участников движения; - введение необходимых режимов движения в соответствии с категорией дороги, ее конструктивными элементами, искусственными сооружениями и другими факторами; - своевременное информирование участников движения о дорожных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутах проезда транзитных автомобилей через крупные населенные пункты; - обеспечение правильного использования водителями транспортных средств ширины проезжей части дороги и т.д. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по разработке проекта организации дорожного движения, проекта схемы дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильных дорогах местного значения, содержанию улиц в с.Верхняя Колыбелька Хлевенского района и иной дорожной деятельности в границах сельского поселения Верхне-Колыбельский сельсовет Хлевенского района возложена на администрацию сельского поселения Верхне-Колыбельский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области. Как следует из информации, представленной начальником ГИБДД ОВД по Хлевенскому району, улично-дорожная сеть сельских поселений находится на балансе муниципальных образований и ими содержится. Дислокация улично-дорожных сетей, находящихся на балансе муниципальных образований, отсутствует, в связи с чем, руководителям муниципальных образований необходимо разработать и утвердить схемы организации дорожного движения в целях снижения аварийности и обеспечения безопасности дорожного движения, снижения детского травматизма. В с.Верхняя Колыбелька в районе школы отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети». Суд соглашается с доводами прокурора о том, что в результате бездействия администрации сельского поселения нарушаются конституционные права граждан – жителей сельского поселения Верхне-Колыбельский сельсовет, поскольку отсутствие проектов организации дорожного движения и схемы дислокации дорожных знаков и разметки автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории сельского поселения в с.Верхняя Колыбелька Хлевенского района, создает угрозу возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств, что, в свою очередь, может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, причинения ущерба их имуществу. На основания изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования, заявленные прокурором, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании ст.333.36 п.1 подп.19 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.254-258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать администрацию сельского поселения Верхне-Колыбельский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области разработать и утвердить проект организации дорожного движения, проект схемы дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильных дорогах местного значения, находящихся на территории сельского поселения в с.Верхняя Колыбелька Хлевенского района Липецкой области, а также установить дорожный знак 1.23 «Дети» на ул.Школьная с.Верхняя Колыбелька в месте расположения образовательного учреждения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Бармина Г.А. Решение в окончательной форме принято 12.06.2011 Судья Бармина Г.А.
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.