о возложении обязанности ежемесячно проводить дератизацию



Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                            г.Задонск

Задонский районный суд Липецкой области

в составе: председательствующего судьи Поповой С.П.

при секретаре Лысенко О.С.

с участием прокурора Чурсина Д.В.

представителя третьего лица - территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском районе Соловьева В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад №5 г.Задонска Липецкой области и администрации Задонского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести дератизацию

У С Т А Н О В И Л:

          Прокурор Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению детский сад №5 г.Задонска Липецкой области о возложении обязанности ежемесячно проводить дератизацию, возложении обязанности на администрацию Задонского муниципального района Липецкой области принять меры к исполнению МДОУ детский сад №5 г.Задонска требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем выделения денежных средств на ежемесячное проведение дератизации.

Свои требования мотивирует тем, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Задонского района установлено, что в МДОУ детский сад №5 г.Задонска не принимаются необходимые меры для соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: с марта 2011 года по настоящее время не проводятся дератизационные мероприятия.

В судебном заседании старший помощник прокурора Задонского района Липецкой области Чурсин Д.В. заявленные исковые требования уточнил, просил суд обязать МДОУ детский сад №5 г.Задонска провести дератизацию в срок до 30 июля 2011 года, возложив на администрацию Задонского муниципального района Липецкой области обязанность принять меры к соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем выделения денежных средств на проведение дератизации МДОУ детский сад №5 г.Задонска.

Представитель ответчика -МДОУ детский сад №5 г.Задонска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.

Представитель ответчика - администрации Задонского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.

Представитель третьего лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском районе Соловьев В.В. против удовлетворения исковых требований прокурора не возражал и пояснил, что в силу требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства дератизационные мероприятия должны проводиться в детских садах ежемесячно. Не проведение дератизационных мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях ставят под угрозу жизнь и здоровье детей.

При таких данных, у суда имеются основания, рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков в порядке заочного производства, с вынесением решения по делу.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд находит, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Из содержания ст.ст.11 и 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-03 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Соблюдение санитарных правил для юридических лиц является обязательным.

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.3.1129-02, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.07.2002 №24, устанавливают требования к защите производственных, общественных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта, а также территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок и в природных очагах инфекционных антропозоонозных заболеваний от грызунов и некоторых других мелких млекопитающих и к порядку проведения дератизации. Дератизация, как система организационных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических и истребительных мероприятий, направленных на регулирование численности грызунов, осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека.

В соответствии с п.2.2 и 2.3 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129-02 юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляют дератизацию в производственных, общественных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте, на территории городских и сельских поселений, промышленных площадок, а также в природных условиях - в очагах инфекционных зоонозных заболеваний. В производственных, общественных, помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте, имеющих особое эпидемиологическое значение, ежемесячно осуществляется дератизация. На других объектах, а также на территории городских и сельских поселений, промышленных площадок и в природных очагах инфекционных антропозоонозных заболеваний дератизация осуществляется по эпидемиологическим и санитарно-гигиеническим показаниям.

Согласно п.2.4. названных правил к объектам, имеющим особое эпидемиологического значение, относятся образовательные учреждения для детей и подростков, в том числе дошкольные, общеобразовательные, специальные, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно информации начальника ТОУ Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах Абрамовой Р.П. от 12.05.2011 года в МДОУ детский сад №5 г.Задонска дератизационные мероприятия не проводились с марта 2011 года /л.д.8-9/.

Из информации начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах Абрамовой Р.П. от 18.04.2011 года №182 «О неудовлетворительной работе по профилактике природно-очаговых болезней на территории Задонского района» следует, что по данным зоомониторинга, проведенного осенью 2010 года ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» на территории Задонского района в 12,5% отловленных грызунов обнаружены антитела к листериозу, в 25% - антитела к псевдотуберкулезу, что свидетельствует о высокой инфицированности грызунов и не исключает возможность распространения природно-очаговых заболеваний среди населения Задонского района /л.д. л.д. 5-7/.

Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в части своевременного проведения дератизационных мероприятий, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц. Суд с учетом всех обстоятельств дела, считает необходимым установить срок для совершения требуемых действий - до 30.07.2011 года.

Разрешая вопрос о надлежащем ответчике в части требований о субсидиарном взыскании расходов, необходимых для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, суд исходит из следующего.

Согласно ст.51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Статьей 39 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.

Статья 31 Закона РФ «Об образовании», статья 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов, являющиеся учредителями общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.

В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст.51 данного закона органы местного самоуправления субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В силу ст.210 Гражданского Кодекса РФ органы местного самоуправления, являясь собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.

Коль скоро собственником здания МДОУ детский сад №5 г.Задонска Липецкой области является администрация Задонского муниципального района Липецкой области, следовательно на нее в силу требований закона должно быть возложено финансирование мероприятий по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

При таких данных, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Задонского района Липецкой области и обязать МДОУ детский сад №5 г.Задонска Липецкой области в срок до 30 июля 2011 года провести дератизацию, возложив на администрацию Задонского муниципального района Липецкой области обязанность по финансированию указанных мероприятий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199, 235, 237 ГПК РФ, суд

                                                               Р Е Ш И Л:

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 г.Задонска Липецкой области провести дератизацию в срок до 30 июля 2011 года.

Обязать администрацию Задонского муниципального района Липецкой области принять меры по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем выделения денежных средств на проведение дератизации в МДОУ детский сад №5 г.Задонска.

Ответчик вправе подать в Задонский районный суд Липецкой области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда путём подачи жалобы через Задонский районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

         Председательствующий                                                          С.П. Попова

Мотивированное заочное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий                                                          С.П. Попова