Гражданское дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 июня 2011 года с. Хлевное Задонский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Панова В.В., с участием пом. прокурора Хлевенского района Липецкой области Березневой Л.И., при секретаре Пендюриной Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Хлевное материалы дела по исковому заявлению прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах Исламова В.А. (являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей) к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Хлевенского района Липецкой области обратился в суд с иском к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о признании за Исламовым В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма и исполнении обязанности о предоставлении ей во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных органом местного самоуправления социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. В обоснование иска указывается, что прокуратурой Хлевенского района на основании обращения Исламова В.А. проведена проверка исполнения законодательства о защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части соблюдения их жилищных прав. Исламов В.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО1 на основании решения Исетского райсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Исламов В.А. поставлен на учет в администрации сельского поселения Верхнее - Колыбельский сельсовет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Согласно сведениям из регистрирующих органов Исламов В.А. не имел и не имеет в настоящее время зарегистрированных прав на недвижимое имущество. Жилье по договору социального найма ему не предоставлялось, земельный участок под строительство жилого дома не выделялся. Однако обязательство предоставить Исламову В.А. жилое помещение не исполнено до настоящего времени, в связи с чем истец по окончании <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ вынужден проживать на съемной квартире. В данной ситуации жилищные права Исламова В.А. грубо нарушены. В ходе судебного заседания представитель истца – помощник прокурора Хлевенского района Липецкой области Березнева Л.И. поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Истец Исламов В.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области - по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила суду, что в соответствии с законом Липецкой области от 03.03.2010 № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» администрация Хлевенского муниципального района наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на неопределенный срок. Исламов В.А. является лицом из числа детей – сирот, своего собственного жилья не имеет, является нуждающимся в получении жилья, состоит в очереди на получение социального жилья. Согласно ст. 5 указанного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенций. В связи с отсутствием вышеуказанных финансовых средств, органы местного самоуправления не исполняют в установленный законом срок обязанности по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных отдельных государственных полномочий у администрации Хлевенского муниципального района отсутствуют, в связи с чем ответчик в настоящее время лишен возможности предоставления истцу соответствующего жилья. Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора – администрации Липецкой области и Управления образования и науки Липецкой области о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, не сообщив суду о причинах своей неявки, в связи с чем дело было рассмотрено в их отсутствие. Выслушав доводы сторон, их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 40, 46 Конституции РФ, каждому гарантируется право на жилище и судебная защита его прав и свобод. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурору предоставлено право на обращение в суд в защиту прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. ст. 1, 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договору социального найма. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. К лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. В соответствии с Законом Липецкой области от 03 марта 2010 года № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» полномочия по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями на территории Хлевенского муниципального района возложены на администрацию Хлевенского муниципального района. Согласно ст. 5 данного закона, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенций. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляет исполнительный орган государственной власти в сфере образования и науки. В соответствии с законом Липецкой области №354-ОЗ от 03.03.2010 года «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», учету в целях предоставления жилых помещений по договору социального найма подлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся гражданами РФ и не имеющие закрепленного жилого помещения. Указанные лица в соответствии со ст. 3 данного закона, принятые на учет в целях предоставления жилых помещений, регистрируются в книге учета детей -сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ст. 6 закона жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений. Размер площади предоставляемого жилого помещения составляет от 32 до 40 кв.м. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании акта органа местного самоуправления. Акт органов местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием для заключения договора социального найма. Судом установлено, что истец Исламов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей - сирот, поскольку его мать – ФИО1 лишена родительских прав решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации Хлевенского района Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 назначена опекуном Исламова В.А. Постановлением главы администрации сельского поселения Верхнее - Колыбельский сельсовет Хлевенского района Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ Исламов В.А. поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении. Согласно книге учёта детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в жилых помещениях, Исламов В.А. включен в список на предоставление жилого помещения. Как видно из материалов дела истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, жилое помещение принадлежит на праве собственности бывшему опекуну ФИО7 Закрепленного жилого помещения по договору социального найма на территории сельского поселения Верхнее - Колыбельского сельского совета Хлевенского района, Липецкой области, а также жилья на праве личной собственности Исламов В.А. не имеет, что подтверждается справками администрации сельского поселения Верхнее - Колыбельский сельсовет Хлевенского района, Липецкой области, администрации Хлевенского района, Липецкой области, Управления Росреестра по Липецкой области. Данные обстоятельства в судебном заседании ответчиком не оспаривались. Суд считает, что доводы ответчика об отсутствии необходимых финансовых средств на приобретение жилья, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких - либо условий, в том числе от наличия или отсутствия финансовых средств, других лиц, обладающих аналогичным правом. Из ч.1 ст. 6 Закона Липецкой области от 03 марта 2010 года № 354-ОЗ «О порядке ведения учёта органами местного самоуправления детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма» следует, что жилые помещения предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений. Поскольку, в соответствии со ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу администрацией Хлевенского района, Липецкой области за счет средств областного бюджета, выделенных на эти цели. Следовательно, жилое помещение истцу Исламову В.А. должно быть предоставлено на состав семьи 1 (один) человек, по договору социального найма, площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления. При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах Исламова В.А. к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, подлежит удовлетворению. На основании ст. 333.36 п.1 подп.19 НК РФ ответчик - администрация Хлевенского муниципального района Липецкой области освобождена от уплаты государственной пошлины. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 57 ЖК РФ, ст.194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию Хлевенского муниципального района Липецкой области предоставить Исламову В.А. на состав семьи 1 (один) человек во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд через Задонский райсуд Липецкой области в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения. Председательствующий: В.В. Панов Мотивированное решение составлено 27 июня 2011 года.