об устранении нарушений требований о безопасности дорожного движения



Гражданское дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2011 года с. Хлевное

Задонский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Панова В.В.

с участием зам. прокурора Хлевенского района Бредихина Ю.Д.

при секретаре Пендюриной Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хлевенского района Липецкой области (в интересах неопределенного круга лиц) к главе администрации сельского поселения Елец - Маланинский сельсовет Хлевенского муниципального района, Липецкой области об устранении нарушений требований о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хлевенского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Елец - Маланинский сельсовет Хлевенского района Липецкой области об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, путем разработки и утверждения проектов организации дорожного движения и схемы дислокации дорожных знаков и разметки.

В обоснование иска указывается, что прокуратурой Хлевенского района Липецкой области на основании информации, поступившей из ОГИБДД ОВД по Хлевенскому району, проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения Елец - Маланинский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения.

В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О безопасности дорожного движения» администрацией сельского поселения Елец - Маланинский сельсовет проект организации дорожного движения, проект схемы дислокации дорожных знаков и разметки автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории сельского поселения, не разработаны. Ввиду отсутствия проектов организации дорожного движения и схемы дислокации дорожных знаков и разметки на территории сельского поселения создаются трудности при определении мест нахождения технических средств регулирования дорожного движения, что может привести к созданию аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств по автомобильным дорогам, расположенным на территории сельского поселения.

Кроме того, отсутствие проектов организации дорожного движения и схемы дислокации дорожных знаков и разметки на территории сельского поселения в с. Елец - Маланино, Хлевенского района не позволяют органам государственной инспекции безопасности дорожного движения в полной мере осуществлять контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов в части обеспечения безопасности дорожного движения на улицах поселения.

Заявитель также указывает, что в результате бездействия ответчика нарушаются конституционные права граждан на жизнь и на охрану здоровья. Отсутствие проектов организации дорожного движения и схемы дислокации дорожных знаков и разметки автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории сельского поселения в с. Елец - Маланино, Хлевенского района, создает угрозу возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств, что, в свою очередь, может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, причинения ущерба их имуществу.

В ходе судебного заседании представитель истца – заместитель прокурора Хлевенского района Липецкой области Бредихин Ю.Д. поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы изложенные в исковом заявлении.

В порядке ст. 39 ГПК РФ Бредихин Ю.Д. дополнительно просил суд признать бездействие администрации сельского поселения Елец - Маланинский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области в сфере исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, незаконным и установить срок для устранения недостатков до 01.03. 2012 года.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика - глава администрации сельского поселения Елец - Маланинский сельсовет Хлевенского муниципального района Неплюев А.И. заявленные исковые требования признал в полном объеме, данное признание в соответствии со ст. 173 ГПК РФ занесено в протокол судебного разбирательства.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Хлевенскому району надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного разбирательства, в суд не прибыл, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Конституция РФ гарантирует право на жизнь и охрану здоровья. Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, а так же ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении закреплен в ст.3 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Согласно ст.14 ч.1 п.5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст.13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ст. 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 №160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. Данная Классификация распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации, устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ (п.п.1 и 2).

В силу п. 15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружениях на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входят: разработка проектов содержания автомобильных дорог, организация дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.

В соответствии с п. 4.1.1. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года №221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Согласно п. 4.2.1. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами.

Согласно письма Департамента обеспечения безопасности дорожного движения от 02.08.2006 №13/6-3853, Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 №01-29/5313 «О порядке разработки и утверждения дислокаций дорожных знаков на автомобильные дороги» проект организации дорожного движения разрабатывается на основании п.2 ст.21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995.

Заказчиком проекта организации дорожного движения являются:

- для автомобильных дорог федерального значения - Федеральное дорожное агентство, уполномоченные управлять этими дорогами;

- для автомобильных дорог субъектов Российской Федерации - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами;

- для муниципальных автомобильных дорог - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами;

- для ведомственных и частных автомобильных дорог - владельцы этих дорог.

Целью разработки ПОДД является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов. Задачи, подлежащие решению при разработке ПОДД, определяются заданием на проектирование и результатами анализа существующей дорожно-транспортной ситуации на участке проектирования. Техническое задание на проектирование составляется и утверждается заказчиком. ПОДД должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов и направлен на решение следующих задач:

- обеспечение безопасности участников движения;

- введение необходимых режимов движения в соответствии с категорией дороги, ее конструктивными элементами, искусственными сооружениями и другими факторами;

- своевременное информирование участников движения о дорожных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутах проезда транзитных автомобилей через крупные населенные пункты;

- обеспечение правильного использования водителями транспортных средств ширины проезжей части дороги и т.д.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по разработке проекта организации дорожного движения, проекта схемы дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильных дорогах местного значения, содержанию улиц в с. Елец - Маланино, Хлевенского района и иной дорожной деятельности в границах сельского поселения Елец - Маланинский сельсовет Хлевенского района возложена на администрацию сельского поселения Елец - Маланинский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области.

Как следует из информации, представленной начальником ГИБДД ОВД по Хлевенскому району, улично-дорожная сеть сельских поселений находится на балансе муниципальных образований и ими содержится. Дислокация улично-дорожных сетей, находящихся на балансе муниципальных образований, отсутствует, в связи с чем, руководителям муниципальных образований необходимо разработать и утвердить схемы организации дорожного движения в целях снижения аварийности и обеспечения безопасности дорожного движения, снижения детского травматизма.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что в результате бездействия ответчика нарушаются конституционные права граждан – жителей сельского поселения Елец - Маланинский сельсовет, поскольку отсутствие проектов организации дорожного движения и схемы дислокации дорожных знаков и разметки автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории сельского поселения в с. Елец - Маланино, Хлевенского района, создает угрозу возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств, что, в свою очередь, может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, причинения ущерба их имуществу.

В соответствии со ст. 333.36 п.1 подп.19 НК РФ, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации сельского поселения Елец – Маланинский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области в сфере исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Елец - Маланинский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области в срок до 01.03. 2012 года разработать и утвердить проект организации дорожного движения, проект схемы дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильных дорогах местного значения, находящихся на территории сельского поселения в с. Елец - Маланино Хлевенского района Липецкой области.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Задонский райсуд в течение 10 дней, со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий: В.В. Панов

Мотивированное решение составлено 20 июня 2011 года.