о возложении обязанности произвести перерасчетплаты за отопление по фактическому потреблению тепловой энергии согласно выставленным счетам, признании начисления платы за отопление по дому в соответствии с нормативами потребления



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                     г.Задонск

Задонский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Леоновой Л.А.

при секретаре Мирошниченко Е.Н.

с участием истца Житова Е.Л.

представителя ответчика Первеева В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Житова Е.Л. к ООО «Коммунсервис» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление за период с 01.01.2008 года по 31.12.2010 года по фактическому потреблению тепловой энергии согласно выставленным счетам, признании начисления платы за отопление по дому в соответствии с нормативами потребления за период с 01.01.2011 года по настоящее время незаконным

УСТАНОВИЛ:

Житов Е.Л. обратился в суд с иском к ООО«Коммунсервис» о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет платы за отопление, начисленной по дому <адрес> в период с 01.01.2008 года по 31.12.2010 года по фактическому потреблению тепловой энергии за отопление согласно счетов на основании договора , выставленных ОАО «ТГК-4 «Восточная региональная генерация», в настоящее время ОАО «Квадра» «Восточная региональная генерация».

Свои требования мотивирует тем, что решением Задонского районного суда Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ решение Совета депутатов городского поселения г.Задонска №159 от 08.11.2007 года «О нормативах на жилищно-коммунальные услуги по городскому поселению г.Задонск», опубликованное в газете «Задонская правда» 27 ноября 2007 года №143 (11080), в связи с противоречиями с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306, признано недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в законную силу судебного решения. Однако как следует из ответа директора ООО «Коммунсервис» Панарина В.П. от 26.11.2010 года плата за отопление и горячее водоснабжение на 2010-2011 годы начисляется на основании недействующего решения. Таким образом, ООО «Коммунсервис», игнорируя решение Задонского районного суда Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, продолжает применять для начисления платы за отопление недействующее решение Совета депутатов от 08.11.2007 года, тем самым нарушая закон.

Житов Е.Л. обратился также в суд с иском к ООО «Коммунсервис» о признании незаконным начисления платы за отопление в соответствии с постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 29 декабря 2010 года №49/25 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению жилых домов с централизованной системой теплоснабжения», применяемое к дому <адрес> с 01.01.2011 года по настоящее время.

Свои требования мотивирует тем, что как следует из ответа директора ООО «Коммунсервис» от 10.02.2011 года начисление платы за отопление по дому <адрес> с 01 января 2011 года производится в соответствии с нормативами потребления коммунальной услуги по отоплению жилых домов с централизованной системой теплоснабжения при равномерной оплате в течение года, утвержденными постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 29.12.2010 года №49/25. На основании распоряжения главы администрации Липецкой области Королева О.П. от 03.11.2010 года №439-р «О финансировании мероприятий по энергоснабжению» в <адрес> установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии и теплоносителя в январе 2011 года. В соответствии с п.22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Размер платы за отопление должен определяться исходя из фактического количества тепловой энергии и теплового носителя, потребленных многоквартирным жилым домом по показаниям прибора учета, а не с учетом установленных нормативов, которые являются расчетной величиной и не отражают фактическое потребление коммунального ресурса.

Указанные иски были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании истец Житов Е.Л. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным выше, просил суд их удовлетворить, дополнив, что им на основании счетов представленных ОАО «Квадра» - «Восточная региональная генерация» произведен расчет затраченной ООО «Коммунсервис» тепловой энергии на жилой <адрес> за период с 01.01.2008 года по 31.01.2010 года и начисленной ООО «Коммунсервис» по нормативу 0,24 Гкал/год/кв.м., в результате чего установлено, что перерасчет по данному дому тепловой энергии за указанное время составил 475,1 Гкал. Поскольку решением Задонского районного суда Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ решение Совета депутатов городского поселения г.Задонска №159 от 08.11.2007 года «О нормативах на жилищно-коммунальные услуги по городскому поселению г.Задонск», опубликованное в газете «Задонская правда» 27 ноября 2007 года №143 (11080), в связи с противоречиями с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306, признаны недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в законную силу судебного решения, ответчик обязан произвести перерасчет размера платы за отопление по фактически потребленной жильцами данного дома тепловой энергии. Кроме того, в январе 2011 года в <адрес> установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, однако ответчик в нарушение п.22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 продолжает начислять плату за отопление по нормативам, что является незаконным.

Представитель ответчика ООО «Коммунсервис» по доверенности Первеев В.Н. исковые требования Житова Е.Л. не признал, просил в иске отказать и пояснил, что действительно, за период с 01.01.2008 года по 31.12.2010 года начисление платы за отопление Житову Е.Л. производилось на основании решения Совета депутатов городского поселения г.Задонска №159 от 08.11.2007 года «О нормативах на жилищно-коммунальные услуги по городскому поселению г.Задонск», поскольку другого норматива принято не было. Житов Е.Л. имеет большую задолженность по оплате за коммунальные услуги, с заявлением о перерасчете размера платы за отопление за указанный период к ним не обращался. С 01 января 2011 года размер платы за отопление по указанному дому производится по нормативам, однако, учитывая, что с 09.02.2011 года в данном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, в конце года будет произведена корректировка размера платы в соответствии с фактически потребленной тепловой энергией по показаниям общедомового прибора учета. В настоящее время корректировка произведена быть не может, так как она производится один раз в год.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п.1 Правил).

Указанными Правилами предусмотрена возможность проведения исполнителем коммунальных услуг корректировки оплаты за предоставленный гражданам коммунальные услуги, установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 22, 23), с учетом данных о фактически поставленных ресурсоснабжающей организацией ресурсов, исходя из показаний приборов общедомового учета, а также строго регламентированы сроки проведения корректировки.

Решением Задонского районного суда Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, решение Совета депутатов городского поселения г.Задонска №159 от 08.11.2007 года «О нормативах на жилищно-коммунальные услуги по городскому поселению г.Задонск», опубликованное в газете «Задонская правда» 27 ноября 2007 года №143 (11080), в связи с противоречиями с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306, признаны недействующими и не подлежащими применению со дня вступления в законную силу судебного решения.

Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сообщению ООО «Коммунсервис» от 26.11.2010 года начисление платы за отопление и горячее водоснабжение в <адрес> производится на основании договора на поставку тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с нормативами теплопотребления на нужды отопления и на жилищно-коммунальные услуги, установленными решением 19-ой сессии первого созыва Совета депутатов г.Задонска №159 от 08.11.2007 года, тарифами на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую на территорию Липецкой области филиалом ОАО «Квадра» - «Восточная региональная генерация», утвержденными постановлением Управления энергетики, тарифов и ЖКХ Липецкой области №49/9 от 29.12.2009 года и изменениями к постановлению Управления энергетики, тарифов и ЖКХ Липецкой области от 13.07.2010 года №20/2.

Истец просит произвести ООО «Коммунсервис» перерасчет размера платы за отопление по дому <адрес> исходя из фактически потребленной тепловой энергии по данному дому согласно счетов выставленных ОАО «ТГК-4» «Восточная региональная генерация».

В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу статей 3 и 4 ГПК РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.

Таким образом, предметом рассмотрения и разрешения суда являются не любые требования, а только те, которые связаны с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов конкретного лица.

Истец просит произвести перерасчет размера платы за отопление с 01.01.2008 года по 31.12.2010 года по дому <адрес>

Вместе с тем, в силу требований гражданско-процессуального законодательства истец не наделен полномочиями по предъявлению иска в защиту интересов всех жильцов <адрес>. Указанные лица не лишены возможности обратиться в суд самостоятельно, если полагают, что их права и законные интересы нарушены ответчиком.

Судом установлено, что истец Житов Е.Л. с письменным заявлением в ООО «Коммунсервис» о перерасчете размера платы за отопление в его квартире за указанный период времени не обращался, расчет размера платы за отопление в его квартире в соответствии фактически поставленной тепловой энергией не представил, имеет задолженность по оплате коммунальных услуг за отопление.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что исковые требования Житова Е.Л. о перерасчете размера платы за отопление за период с 01.01.2008 года по 31.12.2010 года не подлежат удовлетворению, поскольку его обращение в суд является преждевременным, его права ответчиком не нарушены, ему не было отказано ООО «Коммунсервис» в перерасчете размера платы за отопление по его квартире.

Истец также указывает, что ответчиком незаконно производится размер платы за отопление по указанному дому с 01.01.2011 года в соответствии с Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 29.12.2010 года №49/25 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению жилых домов с централизованной системой теплоснабжения», так как в их доме с 01.01.2011 года установлен прибор учета тепловой энергии, в связи с чем плата за отопление не может быть одинаковой каждый месяц, а должна изменяться в зависимости от показаний прибора общедомового учета тепловой энергии.

Судом установлено, что согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя с 09.02.2011 года в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.

Согласно п.7.1 Правил учёта тепловой энергии и теплоносителя, утверждённых Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. NВк-4936, узел учёта потребителя считается пригодным для ведения учёта полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.

Из сообщения директора ООО «Коммунсервис» Панарина В.П. от 10.02.2011 года следует, что в 2011 году начисление платы за отопление по дому <адрес> производится в соответствии с нормативами потребления коммунальной услуги по отоплению жилых домов с централизованной системой теплоснабжения при равномерной оплате в течение года, утвержденными постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области №49/25 от 29.12.2010 года с 01.01.2011 года и тарифами на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Квадра» для оказания услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению (постановление Управления энергетики и тарифов Липецкой области №45/3 от 20.12.2010 года) /л.д.93/.

Судом также установлено, что в квартире Житова Е.Л. отсутствует индивидуальный (квартирный) прибор учета тепловой энергии.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

В силу норм пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям; в случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Согласно подпункту «б» п.21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с подп.2 п.2 приложения №2 к Правилам, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствие с подп.3 п.2 приложения №2 к настоящим правилам, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает корректировку размера платы граждан за коммунальные услуги в зависимости от фактического потребленного объема коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.

Для расчета размера корректировки платы за отопление необходимо исходить из размера оплаты за отопление. Расчет надлежит производить из указанных сумм по формуле, содержащейся в подп.3 п.2 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307.

Исходя из Приложения №2 к указанным Правилам, размер платы за отопление зависит от показаний приборов учета, нормативов потребления услуг и установленных тарифов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле 7

,

где:

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв.м.);

- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв.м.);

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.

,

где:

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв.м.);

- норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м.);

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);

Размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле 8:

,

где:

- размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв.м.);

- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).

Согласно п.23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения №2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения №2 к настоящим Правилам.

Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2007 года №100087-ЮТ/07 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, а также координируется с размером субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемым гражданам в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения №2 к Правилам. При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за отопление в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление, а в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, так же, как и при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Согласно пункту 25 Правил в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год размер платы за отопление определяется исходя из норматива потребления тепловой энергии. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения №2 к Правилам.

Таким образом, согласно подпункту 2 пункта 2 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле 7, одним из показателей которой является среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год; в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.

В силу подпункта 1 пункта 1 Приложения №2 к данным Правилам определение размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома по формуле 1 производится исходя из норматива потребления тепловой энергии за отопление, как для случаев отсутствия общедомового прибора учета тепловой энергии.

Среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год определяется по показаниям общедомого прибора учета тепловой энергии.

Из-за отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за 2010 год, поскольку общедомовой прибор учета был установлен в <адрес> в 2011 году, размер платы за отопление в 2011 году для истца определяется по нормативам потребления (формуле 1), что не противоречит закону и не нарушает права истца. Кроме того, в силу требований п.21, 23 указанных Правил один раз в год ответчик обязан будет произвести корректировку платы за тепловую энергию по фактически потребленному количеству тепловой энергии, определенному по показаниям общедомового прибора учета.

Поскольку общедомовой прибор учета установлен в жилом <адрес> только в феврале 2011 года, указанный срок исполнителем не нарушен.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что исковые требования Житова Е.Л. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований Житова Е.Л. к ООО «Коммунсервис» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление за период с 01.01.2008 года по 31.12.2010 года по фактическому потреблению тепловой энергии согласно выставленным счетам, признании начисления платы за отопление по дому в соответствии с нормативами потребления за период с 01.01.2011 года по настоящее время незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Задонский районный суд.

Председательствующий                                             Л.А. Леонова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                              Л.А.Леонова


N