о внеочередном предоставлении жилья



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2011 года Задонский районный суд Липецкой области в составе судьи Дуванова В.И., при секретаре Копаевой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Хлевное дело по иску Гущиной О.А. к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о внеочередном предоставлении жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Гущина О.А. обратилась в суд с иском к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о внеочередном предоставлении жилья, указывая, что она родилась вне брака ДД.ММ.ГГГГ и является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО1 оставила ее в родильном доме и умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ей неизвестен. Со дня рождения она находилась в детских учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей. С 2004 года по 2010 год она воспитывалась в приемной семье ФИО2 и ФИО9 в <адрес>. Своего жилья она не имеет. В настоящее время обучается на <данные изъяты> курсе <данные изъяты> колледжа, проживая в общежитии и находясь на полном государственном обеспечении.

Постановлением главы администрации сельского поселения Конь-Колодезский сельсовет от 14 декабря 2010 года №462 она поставлена на учет в администрации сельского поселения Конь-Колодезский сельсовет Хлевенского района в качестве нуждающейся в получении жилья, однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено.

На основании ст.57 ЖК РФ просит признать за ней право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма и обязать администрацию Хлевенского муниципального района предоставить ей во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных органом местного самоуправления социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании истица Гущина О.А. полностью поддержала заявленные исковые требования, дала объяснения об обстоятельствах дела, так как изложено в описательной части решения.

Представитель органа опеки и попечительства ФИО5 в судебном заседании поддержала исковые требования, заявленные истицей по основаниям, изложенным в исковом заявлении

Представитель ответчика администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области Казакова Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду, что в соответствии с законом Липецкой области от 03.03.2010 № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» администрация Хлевенского муниципального района наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на неопределенный срок. Обязанности, установленные ст.3 указанного закона, органы местного самоуправления исполняют надлежащим образом. Согласно ст.5 данного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенций. В связи с отсутствием вышеуказанных финансовых средств, органы местного самоуправления не могут исполнить в установленный законом срок обязанности по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных отдельных государственных полномочий у администрации Хлевенского муниципального района отсутствуют.

Представители третьих лицадминистрации Липецкой области, Управления образования и науки Липецкой области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены были надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждому гарантируется право на жилище. Согласно ст.1-2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с законом Липецкой области от 03.03.2010 № 354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» учету в целях предоставления жилых помещений по договору социального найма подлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся гражданами РФ и не имеющие закрепленного жилого помещения. Указанные лица в соответствии со ст.3 данного закона, принятые на учет в целях предоставления жилых помещений, регистрируются в книге учета детей-сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ст.6 Закона жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений. Размер площади предоставляемого жилого помещения составляет от 32 до 40 кв.м. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании акта органа местного самоуправления. Акт органов местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием для заключения договора социального найма.

В соответствии с законом Липецкой области от 03.03.2010 № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных районов области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на неопределенный срок. При осуществлении переданных полномочий в соответствии со ст.3 указанного закона органы местного самоуправления обязаны осуществлять переданные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством РФ и области; использовать финансовые средства и материальные ресурсы, предоставленные для осуществления переданных полномочий, по целевому назначению; предоставлять в исполнительный орган государственной власти области в сфере образования и науки информацию, материалы, документы и отчеты по вопросам осуществления переданных полномочий. Согласно ст.5 данного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенций. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляет исполнительный орган государственной власти в сфере образования и науки.

Судом установлено, что истица Гущина О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, поскольку мать истицы умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7), а отец записан со слов матери (л.д.8).

Постановлением первого заместителя главы администрации г. Липецка от 28 января 1998 года Гущиной О.А. - воспитаннице дошкольного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> установлен статус лишенной родительского попечения (л.д.40).

Согласно выписке из приказа дошкольного общеобразовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ Гущина О.А. зачислена в группу детей лишенных родительского попечения с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56).

Из справки администрации <адрес> следует, что Гущиной О.А. жилье по договору социального найма не выделялось (л.д.9).

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истица Гущина жилья на праве личной собственности не имеет, что подтверждается справкой отдела народного образования (л.д.42).

На основании постановления главы администрации Хлевенского района от ДД.ММ.ГГГГ приказом заведующей детского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Гущина О.А. передана под опеку в семью ФИО7 в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57).

Согласно справке Липецкого медицинского колледжа <данные изъяты> Гущина О.А. с ДД.ММ.ГГГГ обучается на <данные изъяты> очного отделения колледжа. Срок обучения по ДД.ММ.ГГГГ, на время обучения Гущина зарегистрирована и проживает в общежитии <данные изъяты> (л.д. 54-55).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Гущина О.А. является нуждающейся в жилом помещении.

Согласно постановлению главы администрации сельского поселения Конь-Колодезский сельсовет Хлевенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Гущина О.А. на основании ст.49, 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.10).

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что Гущина О.А. жилья на праве личной собственности не имеет.

Факт, что после окончания учебы в техникуме до настоящего времени Гущина О.А. не была обеспечена жильем, ответчиком не оспаривается, хотя в силу положений ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ срок обеспечения его жилой площадью наступил.

Доводы ответчика об отсутствии необходимых финансовых средств на приобретение жилья, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия финансовых средств, других лиц, обладающих аналогичным правом, в связи с чем, данные доводы не основаны на законе.

На основании изложенного, суд находит исковые требования Гущиной О.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ст.333.36 п.1 подп.19 НК РФ администрация Хлевенского муниципального района Липецкой области освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Хлевенского муниципального района Липецкой области после окончания <данные изъяты> колледж» предоставить Гущиной О.А. на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.И. Дуванов

Решение в окончательной форме принято 25 октября 2011 года

Судья В.И. Дуванов