о признании противоправными действий по эксплуатации артезианских скважин



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 октября 2011 года Задонский районный суд Липецкой области в составе судьи Барминой Г.А., при секретаре Коротких Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Хлевное дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Малининский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области о признании противоправными действий по эксплуатации артезианских скважин,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Малининский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области об устранении нарушений требований законодательства РФ по эксплуатации артезианских скважин, указывая, что в нарушение требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, Закона Липецкой области от 11.06.2002 № 3-ОЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» ответчик осуществляет эксплуатацию артезианских скважин, на которых отсутствуют зоны санитарной охраны строгого режима; в границах зоны санитарной охраны строгого режима 1-ого пояса, расположенной на территории Малининского сельсовета Хлевенского муниципального района, на расстоянии 10-15 метров от артскважины расположены сельскохозяйственные угодья и личные огороды населения с.Малинино и с.Большой Мечек Хлевенского района, на которые вносятся удобрения и пестициды, что может привести к ухудшению качества питьевой воды по химическим показателям, в том числе по содержанию нитратов. В результате бездействия администрации сельского поселения Малининский сельсовет Хлевенского муниципального района нарушаются конституционные права граждан на жизнь и на охрану здоровья, поскольку отсутствие зон санитарной охраны и использование зон санитарной охраны не по назначению ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории с.Малинино и с.Большой Мечек Хлевенского района Липецкой области, и создает реальную опасность загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений.

Истец просит обязать администрацию сельского поселения Малининский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечить наличие зон санитарной охраны на артскважинах, расположенных на территории Малининского сельсовета Хлевенского муниципального на Липецкой области с целью исключения возможности загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений.

В судебном заседании представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах по доверенности Кузнецов С.М. поддержал требования, изложенные в исковом заявлении, по указанным в нем основаниям.

Глава администрации сельского поселения Малининский сельсовет Хлевенского муниципального района Волхов С.Я. в судебном заседании против удовлетворения требований истца не возражал, пояснил суду, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства были допущены в связи с отсутствием необходимым финансовых средств.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования, заявленные истцом, являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300 - 1 «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Согласно п.1 ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. В соответствии с п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальные услуги надлежащего качества - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям, в частности к качеству предоставления коммунальных услуг, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством РФ и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями. Холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки (п.6 Правил). Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором (п.49 «б» Правил). Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья (п.51 «а» Правил).

Согласно п.1 ст.19 Федерального закона РФ № 52 - ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.1, 3.2 Сан ПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» питьевая вода должна быть безвредна по химическому составу и соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Согласно ст.16 Закона Липецкой области от 11.06.2002 г. № 3 - ОЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», а также п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110 - 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002, на всех источниках питьевого водоснабжения и централизованных системах питьевого водоснабжения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организуются зоны санитарной охраны.

В соответствии с п.1.4 Сан ПиН 2.1.4.1110 - 02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 26.02.2002, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие (п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02). Также не допускается в границах зоны санитарной охраны 1 - ого пояса размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; применение удобрений и ядохимикатов (п.3.2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110-02). Целью указанных выше мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения.

Судом установлено, что при проведении плановой проверки деятельности администрации сельского поселения Малининский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области, были выявлены нарушения требований санитарного законодательство, а именно: на территории администрации эксплуатируются две артезианские скважины, на которых отсутствуют зоны санитарной охраны строгого режима, территория зон санитарной охраны строгого режима 1-ого пояса используется не по назначению, то есть с нарушением ограничений, установленных п.3.2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110 - 02 - в границах зоны санитарной охраны строгого режима 1 - ого пояса на расстоянии 10-15 метров от артскважины, расположены сельскохозяйственные угодья и личные огороды населения с.Малинино и с.Болышой Мечек Хлевенского района Липецкой области.

Согласно ст.14 ч.1 п.4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Оценивая, исследованные в судебном заседании доказательства, суд соглашается с доводами истца о том, что неисполнение ответчиком требований санитарного законодательства в части отсутствия зон санитарной охраны и использования зон санитарной охраны не по назначению нарушает права неопределенного круга потребителей, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории с.Малинино и с.Большой Мечек Хлевенского муниципального района Липецкой области, создает реальную опасность загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений.

Отсутствие денежных средств у ответчика, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных действующим законодательством, не свидетельствует об отсутствии реальной возможности исполнить предусмотренные законом требования. Действующее законодательство не связывает реализацию юридическими лицами прав и обязанностей в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия с их финансовыми возможностями.

На основании ст.333.36 п.1 подп.19 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию сельского поселения Малининский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области обеспечить наличие зон санитарной охраны на артскважинах, расположенных на территории Малининского сельсовета Хлевенского муниципального района Липецкой области с целью исключения возможности загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Бармина Г.А.

Решение в окончательной форме принято 14.10.2011

Судья Бармина Г.А.