о неочередном предоставлении жилья



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2011 года Задонский районный суд Липецкой области в составе судьи Барминой Г.А., с участием помощника прокурора Хлевенского района Липецкой области Березневой Л.И., при секретаре Пендюриной Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Хлевное дело по иску прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах Чупрова А.А. к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о внеочередном предоставлении жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Хлевенского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах Чупрова А.А. к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о внеочередном предоставлении жилья, указывая, что Чупров А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - ФИО3 является инвалидом <данные изъяты>, отец – Чупров А.А. на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Согласно сведений регистрирующих органов Чупров А.А. не имел и не имеет в настоящее время зарегистрированных прав на недвижимое имущество, жилье по договору социального найма истцу не предоставлялось, земельный участок под строительство жилого дома не выделялся. С ДД.ММ.ГГГГ Чупров А.А. состоит на учете в администрации сельского поселения <адрес> в качестве нуждающегося в получении жилья, однако обязательство предоставить истцу жилое помещение до настоящего времени ответчиком не исполнено, в связи с чем, истец вынужден проживать на съемной квартире. Прокурор на основании ст.57 ЖК РФ просит обязать администрацию Хлевенского муниципального района предоставить истцу во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных органом местного самоуправления социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании представитель прокуратуры Хлевенского района Липецкой области помощник прокурора Березнева Л.И. полностью поддержала заявленные исковые требования, дала объяснения об обстоятельствах дела, так как изложено в описательной части решения.

Истец Чупров А.А. в судебном заседании поддержал исковые требования, заявленные прокурором, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В обоснование заявленных исковых требований пояснил суду, что зарегистрирован по месту жительства в <адрес> в домовладении, ранее принадлежавшем на праве собственности его бабушке. Каких-либо прав на данное домовладение он не имеет, для проживания данное домовладение непригодно. В настоящее время в связи с отсутствием жилья он вынужден проживать на съемной квартире. Его мать ФИО3 является инвалидом 1 группы, с 1998 года проживает в ОГУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа», поскольку нуждается в постоянном постороннем уходе.

Представитель ответчика администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области по доверенности Казакова Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду, что в соответствии с законом Липецкой области от 03.03.2010 № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» администрация Хлевенского муниципального района наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на неопределенный срок. Обязанности, установленные ст.3 указанного закона, органы местного самоуправления исполняют надлежащим образом. Согласно ст.5 данного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенций. В связи с отсутствием вышеуказанных финансовых средств, органы местного самоуправления не исполняют в установленный законом срок обязанности по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных отдельных государственных полномочий у администрации Хлевенского муниципального района отсутствуют.

Представители третьих лицадминистрации Липецкой области, Управления образования и науки Липецкой области, администрации сельского поселения Отскоченский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены были надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора в интересах Чупрова А.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждому гарантируется право на жилище. Согласно ст.1-2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с законом Липецкой области от 03.03.2010 № 354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» учету в целях предоставления жилых помещений по договору социального найма подлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся гражданами РФ и не имеющие закрепленного жилого помещения. Указанные лица в соответствии со ст.3 данного закона, принятые на учет в целях предоставления жилых помещений, регистрируются в книге учета детей-сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ст.6 закона жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений. Размер площади предоставляемого жилого помещения составляет от 32 до 40 кв.м. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании акта органа местного самоуправления. Акт органов местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием для заключения договора социального найма.

В соответствии с законом Липецкой области от 03.03.2010 № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных районов области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на неопределенный срок. При осуществлении переданных полномочий в соответствии со ст.3 указанного закона органы местного самоуправления обязаны осуществлять переданные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством РФ и области; использовать финансовые средства и материальные ресурсы, предоставленные для осуществления переданных полномочий, по целевому назначению; предоставлять в исполнительный орган государственной власти области в сфере образования и науки информацию, материалы, документы и отчеты по вопросам осуществления переданных полномочий. Согласно ст.5 данного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенций. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляет исполнительный орган государственной власти в сфере образования и науки.

Судом установлено, что истец Чупров А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца ФИО3 является инвалидом <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ проживает в <данные изъяты> отец Чупров А.А. на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав (л.д.9,16-17,18-19, 26-28).

На основании постановления главы администрации Хлевенского района № 353 от 26.08.1997 несовершеннолетний Чупров А.А., оставшийся без попечения родителей, был направлен в школу-интернат (л.д.21).

Как следует из справки администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области, справки администрации сельского поселения Отскоченский сельсовет Хлевенского района Липецкой области, уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области Чупрову А.А. жилое помещение по договору социального найма на территории Хлевенского района не предоставлялось, земельный участок для строительства жилого дома не выделялся, недвижимого имущества, принадлежащего истцу, не имеется (л.д.10-12,41).

Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Чупров А.А. на основании ст.49, 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации сельского поселения <данные изъяты>

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец Чупров А.А. зарегистрирован по месту жительства в <адрес> в домовладении, которое не принадлежит истцу на праве собственности, закрепленного жилого помещения из состава муниципального жилого фонда на территории <данные изъяты>, а также жилья на праве личной собственности не имеет.

Как следует из акта обследования домовладения по месту регистрации истца Чупрова А.А. в <адрес> данное домовладение не соответствует нормам и условиям для постоянного проживания, поскольку является ветхим вследствие значительного износа основных конструкций, стены имеют трещины по всей высоте, одна из стен частично обрушена; кровля имеет повреждения из-за протечек, в прихожей обвалено перекрытие; оконные и дверные блоки имеют износ более 60 %, полы в жилой комнате – износ более 50 %.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что до настоящего времени истец Чупров А.А. не был обеспечен жильем, что ответчиком не оспаривается, хотя в силу положений ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ срок обеспечения его жилой площадью наступил.

Отсутствие у ответчика необходимых финансовых средств на приобретение жилья, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия финансовых средств, других лиц, обладающих аналогичным правом.

На основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора в интересах Чупрова А.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ст.333.36 п.1 подп.19 НК РФ администрация Хлевенского муниципального района Липецкой области освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Хлевенского муниципального района Липецкой области предоставить Чупрову А.А. на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.А.Бармина

Решение в окончательной форме принято 27.09.2011

Судья Г.А.Бармина