об устранении нарушений требований законодательства РФ об отходах производства и потребления



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 ноября 2011 года Задонский районный суд Липецкой области в составе судьи Барминой Г.А., при секретаре Коротких Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Хлевное исковое заявление Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к КФХ «Знаменское» об устранении нарушений требований законодательства РФ об отходах производства и потребления,

У С Т А Н О В И Л:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к КФХ «Знаменское» об устранении нарушений требований законодательства РФ об отходах производства и потребления, указывая, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по соблюдению требований законодательства РФ об отходах производства и потребления. В ходе проверки установлено, что КФХ «Знаменское» осуществляет хозяйственную деятельность в с.Хлевное Хлевенского района Липецкой области. В результате хозяйственной деятельности ответчика образуются отходы, в том числе 3 класса опасности: отходы масел автомобильных отработанных (код отхода - 5410020202033), отходы масел дизельных отработанных (код отхода - 5410020302033); 4 класса опасности: обтирочный материал, загрязненный маслами (код отхода -5490270101034), покрышки отработанные (код отхода - 5750020213004). В нарушение требований ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» паспорта, подтверждающие класс опасности на указанные виды отходов, КФХ «Знаменское» не составлены. Прокурор просит суд обязать КФХ «Знаменское» подтвердить отнесение отходов (отходы масел автомобильных отработанных; отходы масел дизельных отработанных; обтирочный материал, загрязненный маслами; покрышки отработанные), образующихся в результате хозяйственной деятельности данного хозяйства, к конкретному классу опасности и составить на них паспорта.

В судебное заседание представитель Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры не явился. До судебного заседания от и.о. Липецкого межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя прокуратуры, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель третьего лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен был надлежащим образом. До судебного заседания от представителя третьего лица ФИО3 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель ответчика КФХ «Знаменское» глава КФХ ФИО4 в судебном заседании пояснил, что в настоящее время им заключен контракт на разработку паспортов на опасные отходы (срок действия контракта до 30.11.2011), после чего паспорта будут представлены на согласование.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, заявленные прокурором, являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как следует из положений ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В силу ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» определено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания проводят работу по паспортизации опасных отходов.

Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению. Приказом МПР РФ от 15.06.2001 №511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды.

Согласно Федеральному классификатору каталога отходов, утвержденного Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786, различаются, в частности, следующие отходы: отходы масел автомобильных отработанных (код отхода - 5410020202033); отходы масел дизельных отработанных (код отхода - 5410020302033); обтирочный материал, загрязненный маслами (код отхода - 5490270101034); покрышки отработанные (код отхода- 5750020213004).

При этом, исходя из примечания Федерального классификатора каталога отходов, тринадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки, тринадцатая цифра которого используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - 1-й класс опасности, 2 - 2-й класс опасности, 3 - 3-й класс опасности, 4 - 4-й класс опасности, 5 - 5-й класс опасности).

Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов закреплен Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа2007г. N570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов", который предназначен, в частности, и для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы.

В силу п.2.3, 2.4, 3.1.1, 3.5 указанного порядка, паспортизация опасных отходов осуществляется на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Деятельность по паспортизации опасных отходов включает:

-подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах
отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их
пользования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

-рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами
материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах
отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

-оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора
документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности
отхода для окружающей природной среды согласно образцу;

-согласование паспортов опасных отходов.

Территориальный орган Ростехнадзора в 30-дневный срок с момента регистрации материалов заявителя обеспечивает рассмотрение материалов заявителя и выдачу свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласованных паспортов опасных отходов либо направление заявителю уведомления об отказе в выдаче указанных документов с указанием причин отказа.

Исходя из Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" с 28.10.2010 ведение государственного кадастра отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проведение работы по паспортизации отходов I - IV класса опасности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (на территории Липецкой области - Управление Росприроднадзора по Липецкой области).

Оценивая, исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования, заявленные прокурором, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Как установлено судом в ходе рассмотрения дела КФХ «Знаменское» в силу ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязано подтвердить отнесение отходов производства к конкретному классу опасности: 3 класс опасности - отходы масел автомобильных отработанных (код отхода - 5410020202033), отходы масел дизельных отработанных (код отхода -5410020302033); 4 класс опасности - обтирочный материал, загрязненный маслами (код отхода - 5490270101034), покрышки отработанные (код отхода -5750020213004), а также, в случае подтверждения отнесения именно к отходам 3, 4 класса опасности, составить на них паспорта.

Неисполнение ответчиком требований законодательства РФ об отходах производства и потребления подтверждается актом проверки КФХ «Знаменское» от 11.07.2011, постановлением от 25.07.2011 о привлечении главы КФХ «Знаменское» к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ, информацией от 13.10.2011, предоставленной Управлением Росприроднадзора по Липецкой области, согласно которой КФХ «Знаменское» по вопросу согласования паспортов не обращалось.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что неисполнение ответчиком требований законодательства РФ об отходах производства и потребления ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, в том числе находящихся на территории с.Хлевное Хлевенского района Липецкой области.

На основании ст.103 ч.1 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать КФХ «Знаменское» подтвердить отнесение отходов (отходы масел автомобильных отработанных; отходы масел дизельных отработанных; обтирочный материал, загрязненный маслами; покрышки отработанные), образующихся в результате хозяйственной деятельности данного хозяйства, к конкретному классу опасности и составить на них паспорта.

Взыскать с КФХ «Знаменское» в местный бюджет государственную пошлину в сумме 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Бармина Г.А.

Решение в окончательной форме принято 30.11.2011

Судья Бармина Г.А.