Гражданское дело <данные изъяты> РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 августа 2011 года с. Хлевное Задонский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Панова В.В. с участием: адвоката КОЛА Пожидаевой О.А., представителя управления социальной защиты населения Липецкой области Кунаевой С.Н., заместителя главы администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет Гридяевой Л.В. при секретарях Пендюриной Т.Ю., Копаевой Н.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Масленниковой Е.Р. к администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о постановке на очередь на получение жилья, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Масленникова Е.Р. обратилась в суд с иском о признании незаконным и отмене постановления администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области № 24 от 14.02. 2011 о снятии с учета на улучшение жилищных условий; признании нуждающейся в улучшении жилищных условий; возложении на ответчика обязанности постановки ее на учет для улучшения жилищных условий. В обоснование иска заявитель указала, что является женой умершего 06.07.1992 года участника Великой Отечественной войны Масленникова Ф.М., <данные изъяты>, имеет удостоверение на получение льгот, установленных ФЗ «О ветеранах». В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05. 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения жилья по договору социального найма. Постановлением главы администрации сельского поселения Хлевенский сельский совет Хлевенского муниципального района №320 от 15.12.2010 года она была поставлена на учет для получения социального жилья. Однако, в последующем по протесту прокурора Хлевенского района данное постановление было отменено, о чем было вынесено постановление главы администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет № 24 от 14.02.2011 года, в соответствии с которым она был снята с учета на улучшение жилищных условий, со ссылкой на ст. 56 ч. 1 Жилищного кодекса РФ. Заявитель полагает, что обжалуемое распоряжение является незаконным и необоснованным, так как она проживает по договору коммерческого найма в квартире, принадлежащей на праве долевой собственности <данные изъяты> <данные изъяты> и <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> собственного жилья не имеет, в связи с чем не является членом семей собственников жилья. Истица Масленникова Е.Р. надлежащим образом уведомлена о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыла, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. (л.д.39) Представители истца – по доверенности Копенкина Г.Ф. и по ордеру адвокат «Левобережной коллегии адвокатов г. Липецка» Пожидаева О.А. исковые требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика – по доверенности заместитель главы администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет, Хлевенского муниципального района, Липецкой области Гридяева Л.В. исковые требования Масленниковой Е.Р. об отмене распоряжения о снятии с учета на получение социального жилья, признании нуждающейся и постановки на учет в получении социального жилья, не признала. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – по доверенности консультант отдела правового обеспечения управления социальной защиты населения Липецкой области Кунаева С.Н. возражала против удовлетворения иска. Полагает, что истица Масленникова Е.Р. являясь членом семьи собственника жилого помещения, не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем она обоснованно снята с жилищного учета. Выслушав доводы сторон, их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета имеют лица, установленные Федеральным Законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п.2 части 3 статьи 23.2. Федерального Закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется в части обеспечения жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п. 6 ст.23.2 закона «О ветеранах» форма предоставления указанной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Порядок обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Липецкой области определяется Закон Липецкой области от 18.08.2006 N 318-03 «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». В соответствии со ст. 4 Закона от 18.08.2006 № 318-03 Управление социальной защиты населения Липецкой области на основании заверенных сведений органов местного самоуправления формирует областной список и в пределах выделенных бюджетных ассигнований вносит предложения по перечислению субвенций органам местного самоуправления путем внесения изменений в закон области об областном бюджете на очередной финансовый год. На основании документов, указанных в ст. 5 Закона от 18.08.2006 №318-03 органы местного самоуправления принимают решение о предоставлении субсидии и перечислении ее в безналичной форме непосредственно застройщику или продавцу жилого помещения, а также о снятии очередника с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В рамках статьи 52 ЖК РФ, органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения о постановке (отказе в постановке) граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Основания признания граждан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма установлены статьей 51 ЖК РФ, в соответствии с которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Законом Липецкой области от 05.08. 2005 года № 207-ОЗ Для принятия на учет, согласно ст. 3 данного Закона гражданами подается заявление в орган местного самоуправления. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги; выписка из финансового лицевого счета; справка органов по государственной регистрации прав на недвижимое имущество о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности гражданина и членов его семьи (справка предоставляется на каждого члена семьи) с отметкой о совершенных сделках за пять предшествующих лет; решение органа местного самоуправления о признании в установленном порядке гражданина малоимущим. Являясь вдовой участника Великой Отечественной Войны Масленникова Ф.М., имея льготы по предоставлению социального жилья Масленникова Е.Р. обратилась в администрацию сельского поселения Хлевенский сельсовет, Хлевенского муниципального района, Липецкой области с заявлением от 10.12.2010 года, о постановке ее на учет нуждающихся в получении социального жилья, с приложением необходимого пакета документов. (л.д.70) В соответствии со ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. 2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. 3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. По результатам рассмотрения заявления, постановлением главы администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет, Хлевенского муниципального района, Липецкой области №320 от 15.12.2010 года, Масленникова Е.Р. была поставлена на учет на улучшение жилищных условий. (л.д.69) На данное постановление прокурором Хлевенского района от 25.01. 2011 года подан протест. (л.д.82) На основании постановления №24 от 12.02. 2011 года главы администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет постановление №320 от 18.12. 2010 года было отменено, а Масленникова Е.Р. была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений могут быть обжалованы в суд. Согласно ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными. Суд считает, что обстоятельства, послужившие основанием для снятия Масленниковой Е.Р. с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий, соответствуют действительности, подтверждены документально. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 ЖК РФ. В соответствии с требованиями жилищного законодательства гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма являются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы. 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Как видно из материалов дела, основанием для снятия Масленниковой Е.Р. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий явился тот факт, что заявительница является членом семьи собственника жилья и обеспечена жильем более учетной нормы, данное жилое помещение отвечает установленным требованиям для жилых помещений. Согласно ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Как видно из материалов дела Масленникова Е.Р. является вдовой участника Великой Отечественной войны Масленникова Ф.М., что подтверждается справкой Становлянского РФК №846 от 05.120. 2010 года, копией удостоверения Становлянского РФК серия Г №411584 от 22.08. 1986 года, красноармейской книжки, свидетельства об освобождении от воинской обязанности (л.д. 31 – 38, 63), копией свидетельства о браке с Масленниковым Ф.М. серия ХЖ №.115381 от 01.04. 1956 года (л.д.62), копией свидетельства о смерти Масленникова Ф.М. (л.д. 61) Согласно справки ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» Хлевенское БТИ и администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет Масленникова Е.Р. в собственности частного дома и квартиры не имеет. (л.д. 46, 57) По данным УФС ГРКК (Росреестр) от 10.11. 2010 года сведения по отчуждению Масленниковой Е.Р. за последние пять лет, на жилые помещения, отсутствуют. (л.д. 42 - 44) Из представленной суду выписки из домовой книги истица зарегистрирована и проживает по адресу: по <данные изъяты>. Помимо истицы в данном жилом помещении проживают собственники домовладения <данные изъяты> <данные изъяты> и несовершеннолетний <данные изъяты> (л.д. 55) Истица вселена в спорное жилое помещение на основании договора коммерческого найма жилого помещения от 16.10. 2008 года, заключенного между ней и <данные изъяты> на срок 3 года, который истекает 17.11. 2011 года. (л.д. 60) Допрошенные в ходе судебного разбирательства в качестве свидетелей <данные изъяты>, <данные изъяты> пояснили, что Масленникова Е.Р. является их бабушкой, собственного жилья не имеет, проживает по вышеуказанному адресу по договору коммерческого найма, временно, не является членом их семьи Проживание истицы по указанному адресу вызвано тем, что она является престарелым и больным человеком, нуждается в постороннем уходе, они не возражают против проживания истицы в спорном жилом помещении по договору найма. Согласно Постановления Пленума ВС РФ №14 от 02.07.2009 года, членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. По указанным основаниям, доводы истцовой стороны о том, что Масленникова Е.Р. не является членом семьи собственника данного жилого помещения <данные изъяты> судом признаются необоснованными, поскольку истица и собственник спорного жилого помещения являются по отношению друг к другу дочерью и матерью, они проживают в одном жилом помещении. Помимо этого, при подаче заявления Масленниковой Е.Р. о постановке на учет в улучшении жилищных условий, она указана в качестве члена семьи (матерью) <данные изъяты> При таких обстоятельствах, Масленникова Е.Р. являлась членом семьи <данные изъяты> и была обеспечена надлежащими жилищными условиями по договору найма жилого помещения. Согласно справки администрации сельского поселения Кирилловский сельсовет, Становлянского района, Липецкой области, Масленникова Е.Р. до вселения в спорное жилое помещение, постоянно проживала по адресу: <данные изъяты>, в жилом доме, перешедшем ей в собственность в порядке наследования, после смерти мужа. В указанном жилом доме истица проживала до 16.10. 2008 года, после чего переехала на место жительства к своей дочери <данные изъяты> Согласно заключения №2 от 04.08. 2011 года межведомственной комиссии администрации Становлянского района, Липецкой области указанное домовладение в настоящее время признано непригодным для проживания, так как дом полностью разрушен. В соответствии с Законом Липецкой области от 05.08. 2005 года № 207-ОЗ, учету органом местного самоуправления подлежат малоимущие граждане, постоянно проживающие в данном муниципальном образовании. Суд отмечает, что на момент обращения и заявлением и постановки Масленниковой Е.Р. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрацией сельского поселения Хлевенский сельсовет не было учтено, что истица постоянно не проживала на территории сельского поселения Хлевенский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области. В связи с чем, у ответчика отсутствовали законные основания для постановки Масленниковой Е.Р., на жилищный учет. Согласно объяснения сторон и их представителей истица Масленникова Е.Р. с соответствующим заявлением о постановке на учет на улучшение жилищных условий по месту своего постоянного жительства, в администрацию сельского поселения Кирилловский сельсовет, Становлянского района, Липецкой области, ранее не обращалась. В связи с чем, в соответствии с Законом Липецкой области №207-ОЗ от 05.08. 2005 года истица Масленникова Е.Р. вправе обратиться с соответствующим заявлением о постановке на учет в улучшении жилищных условий в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства. Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оценивая представленные доказательства, сопоставляя их с вышеуказанными нормами материального права, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое истцом распоряжение №24 от 12.02. 2011 главы администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет, Хлевенского муниципального района, Липецкой области, в соответствии с которым Масленникова Е.Р. снята с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответствует закону и не нарушает ее прав. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Масленниковой Е.Р. в полном объеме. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 46 Конституции РФ, ст. 13 ГК РФ, ст. ст. 31, 51, 54 ЖК РФ, ст. ст. 56, 173, 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Масленниковой Е.Р. к администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, об отмене постановления №24 от 14.02. 2011 года о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как вдовы участника ВОВ, отказать. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Задонский райсуд Липецкой области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Председательствующий: В.В. Панов Мотивированное решение составлено 10 августа 2011 года. Определением Липецкого областного суда от 28 сентября 2011 года решение Задонского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено и поставлено новое решение, а именно: Признать незаконным постановление главы администрации сельского поселения Хлевенский сельсовет Хлевенского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы ВОВ Масленниковой Е.Р. Обязать администрацию сельского поселения Хлевенский сельсовет Хлевенского муниципального района <адрес> включить в списки в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдову участника Великой ФИО1 Е.Р. Председательствующий: Судьи:
«О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде», учету органом местного самоуправления подлежат малоимущие граждане, постоянно проживающие в данном муниципальном образовании, если иное не установлено действующим законодательством, и признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде (далее - граждане).