о признании действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга потребителей



Гражданское дело <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2011 года с. Хлевное

Задонский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Панова В. В.

при секретаре Лобковой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах (в защиту интересов неопределенного круга лиц) к администрации сельского поселения Конь - Колодезский сельсовет, Хлевенского муниципального района, Липецкой области о признании действий ответчика противоправными в отношение неопределенного круга потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Начальник ТОУ Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах обратился в суд с заявлением о признании действий администрации сельского поселения Конь-Колодезский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, т.к. ответчик эксплуатирует артезианские скважины, на которых отсутствуют зоны санитарной охраны строгого режима, а также в границах зоны санитарной охраны строгого режима первого пояса, расположенной на территории Конь-Колодезского сельсовета Хлевенского муниципального района Липецкой области, на расстоянии десяти метров от артскважины №42204169 (район ООО «Москва на Дону»), размещена сельскохозяйственная техника, что может привести к ухудшению качества питьевой воды.

Истец также просит суд обязать ответчика прекратить действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей и обеспечить наличие зон санитарной охраны (ЗСО) на артскважинах, расположенных на территории Конь-Колодезского сельсовета Хлевенского муниципального района Липецкой области с целью исключения возможности загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений.

В обоснование иска заявитель указывает, что основанием для обращения в суд явился факт совершения противоправных действий со стороны администрации сельского поселения Конь - Колодезский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области явились противоправные действия по эксплуатации артезианских скважин, на которых отсутствуют зоны санитарной охраны строгого режима, а также в границах зоны санитарной охраны строгого режима первого пояса, артскважины №42204169, расположенной на территории ООО «Москва на Дону» Конь-Колодезского сельсовета Хлевенского муниципального района Липецкой области размещена сельскохозяйственная техника предприятия.

Согласно пункта 1 ст. 19 Федерального закона РФ №52 - ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 3.1, 3.2 Сан ПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», - питьевая вода должна быть безвредна по химическому составу и соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.

Согласно ст. 16 Закона Липецкой области от 11.06.2002 г. №3 - 03 « О питьевой воде и питьевом водоснабжении», также п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110 -02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г.), - на всех источниках питьевого водоснабжения и централизованных системах питьевого водоснабжения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организуются зоны санитарной охраны.

В соответствии с п.1.4 Сан ПиН 2.1.4.1110 - 02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации -Первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г. Онищенко от 26.02.2002 г. (далее СанПиН 2.1.4.1110-02), ЗСО (зоны санитарной охраны) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие (п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02). Также не допускается в границах ЗСО 1 - ого пояса размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; применение удобрений и ядохимикатов (п. 3.2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110-02). Целью указанных выше мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения.

В нарушение указанных выше требований санитарного законодательства, 14.07.2011 года в 11 часов 30 минут, при проведении плановой проверки администрации сельского поселения Конь - Колодезский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области, выявлены нарушения требований санитарного законодательство, а именно: на территории вышеуказанной администрации эксплуатируются пять артезианских скважин на которых отсутствуют зоны санитарной охраны строгого режима, то есть с нарушением ограничений, установленных п.3.2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110 - 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131 - ФЗ от 16.09.2003 г., к вопросам местного значения поселения, помимо всего прочего, относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Неисполнение ответчиком требований санитарного законодательства в части отсутствия и использования зон санитарной охраны не по назначению, нарушает права неопределенного круга потребителей, ставит под угрозу санитарно - эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории с. Конь - Колодезь, Хлевенского района Липецкой области и создает реальную опасность загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, что может привести к ухудшению качества питьевой воды по химическим показателям, в том числе по содержанию нитратов. Наличие в питьевой воде высоких концентраций нитратов делает ее потенциально опасной для здоровья населения.

Согласно научным данным нитратные соединения вызывают такое заболевание, как метгемоглобенемия, когда нарушается нормальное дыхание клеток и тканей человеческого организма, накапливаются молочная кислота, холестерин, снижается усвоение белка. Особенно опасны нитраты для грудных детей. Если организм взрослых в состоянии бороться с их содержанием свыше 45 миллиграммов в литре, то у детей при этом начинается кислородное голодание. Кроме того, нитраты снижают количество витаминов в пище, отрицательно влияют на все виды обмена веществ. У беременных увеличивается угроза выкидышей. А если нитраты в организм человека поступают регулярно, то уменьшается количество йода, что ведет к заболеваниям щитовидной железы. Нитраты превращаются в организме человека в нитриты и далее в нитрозамины, которые являются канцерогенами для человека, вызывая рак желудка и других органов желудочно-кишечного тракта.

В ходе судебного разбирательства представитель истца – по доверенности ведущий специалист – эксперт Управления Роспотребнадзора по Липецкой области <данные изъяты> заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - глава администрации сельского поселения Конь - Колодезский сельсовет Хлевенского района Липецкой области <данные изъяты>. заявленные исковые требования признал в полном объеме, данное признание в соответствии со ст. 39 ГПК РФ было занесено в протокол судебного заседания. При этом, пояснил, что выявленные факты нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства на артезианских скважинах в с. Конь – Колодезь будут устранены до 01.11. 2011 года.

Выслушав доводы сторон, их представителей, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание иска представителем ответчика <данные изъяты>, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Как усматривается из материалов дела, исковое заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения сельского поселения Конь - Колодезский сельский совет, Хлевенского района Липецкой области, в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.

Согласно ст. 16 Закона Липецкой области от 11.06.2002 г. № 3-03 «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», а также п. 1.4 СанПиН 2.1.4. 1110-02 на всех источниках питьевого водоснабжения и централизованных системах питьевого водоснабжения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организуются зоны санитарной охраны.

В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», подземные воды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности

В соответствии со ст. 102 Земельного кодекса РФ, для охраны источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый порядок правового режима использования земель. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

При использовании защищенных подземных вод границы первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны устанавливаться от скважины на расстоянии 30 м (п. 10.12 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»).

Согласно п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4. 1110-02, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В соответствии с пунктом 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения.

Таким образом, обязанность по организации зон санитарной охраны первого пояса на артскважинах, расположенных в селе Конь - Колодезь, лежит на администрации сельского поселения Конь - Колодезский сельсовет, в лице его главы, как руководителе исполнительного органа.

Однако, в результате бездействия главы администрации сельского поселения Конь - Колодезский сельсовет <данные изъяты> нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих в с. Конь - Колодезь, Хлевенского района Липецкой области на благополучную санитарно-эпидемиологическую обстановку. Поскольку отсутствие ограждений первого пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, может привести к загрязнению и повреждению водозабора и водозаборных сооружений и к ухудшению качества питьевой воды.

В связи с признанием исковых требований со стороны главы администрации <данные изъяты> и принятием его судом, в соответствии со ст. 173 ГПК РФ принимается решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании ст.333.36 п.1 подп.19 НК РФ администрация сельского поселения Конь - Колодезского сельсовета Хлевенского муниципального района Липецкой области освобождена от уплаты государственной пошлины.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать действия администрации сельского поселения Конь - Колодезский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой
области по эксплуатации артезианской скважины №42204169 расположенной в районе ООО «Москва на Дону» на территории Конь - Колодезского сельсовета, Хлевенского муниципального района, Липецкой области, в связи с отсутствием зоны санитарной охраны строгого режима, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

С целью исключения возможности загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, обязать администрацию сельского поселения Конь - Колодезский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области в срок до 01.11. 2011 года обеспечить наличие зон санитарной охраны (ЗСО) на артезианской скважине №42204169, расположенной в районе ООО «Москва на Дону» на территории Конь - Колодезского сельсовета, Хлевенского муниципального района, Липецкой области.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Задонский районный суд Липецкой области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: В.В. Панов

Мотивированное решение составлено 22 августа 2011 года.