О признании противоправными бездействие по устранению допущенных нарушений природного законодательства



Гражданское дело <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2011 года с. Хлевное

Задонский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Панова В. В.

при секретаре Косиновой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Введенский сельсовет, Хлевенского района, Липецкой области о признании противоправным бездействия по устранению допущенных нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоправным бездействие администрации сельского поселения Введенский сельсовет Хлевенского муниципального района Липецкой области, выразившееся в допущении сброса и складирования отходов потребления и мусора на земельном участке сельскохозяйственного назначения. Помимо этого, заявитель просит обязать ответчика организовать сбор и вывоз отходов и мусора (пластиковых бутылок, стекла и т.д.), находящихся на земельном участке в 2 км. южнее с. Введенка, Хлевенского района, Липецкой области на площади 0,02 га, на специально отведенное место, отвечающее санитарно-эпидемиологическому законодательству.

В обоснование иска указывается, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления на территории Липецкой области установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в 2 км. южнее с. Введенка, Хлевенского района, Липецкой области, на площади 0,02 га допущен сброс бытовых отходов и мусора (пластиковых бутылок, стекла и т.д.).

В результате несанкционированного сброса указанных отходов нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Исходя из ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.199.9г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируется Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления».

Статьей 1 данного Федерального закона определено, что объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 12 Федерального закона №89-ЗФ от 24.06.1998г.).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях- муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, по мнению заявителя в компетенцию администрации сельского поселения Введенский сельсовет, Хлевенского района, Липецкой области относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Постановлением Управления Россельхознадзора по Липецкой области №116/11-ЗК от 23.08.2011года, глава администрации сельского поселения Введенский сельсовет, Хлевенского района Югов С.И. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В ходе внеплановой выездной проверки 22.09.2011г. установлено, что администрацией не выполнено предписание №116/11-ЗК от 23.08.2011г. и не осуществлен сбор и вывоз указанных выше отходов в специально отведенное место.

Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой данное заявление подано в интересах неопределенного круга, т.к. сброс отходов потребления и мусора на земельных участках сельского поселения Введенский сельсовет может повлечь загрязнение не только земель, на которых они располагаются, но и подземных и поверхностных вод. Кроме того, незаконное размещение свалок ТБО в необорудованных местах может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания.

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного разбирательства, в суд не прибыл, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика – глава администрации сельского поселения Введенский сельсовет, Хлевенского района, Липецкой области Югов С.И. уведомлен о месте и времени судебного разбирательства, предоставил суду заявление о признании исковых требований и рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по Липецкой области надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыл, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а так же злоупотребление правами в других формах не допускается.

В соответствии с ч.1ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материалов дела, заявление подано Липецким межрайонным природоохранным прокурором в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения сельского поселения Введенский сельсовет, Хлевенского района, Липецкой области. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, для предупреждения причинения вреда. Поскольку, складирование отходов производства и потребления может повлечь загрязнение земель, захламление населенного пункта и нарушение права на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Как видно из материалов дела представителем ответчика - главой администрации сельского поселения Юговым С.И. исковые требований признаны в полном объеме, а факты допущенных нарушений природоохранного законодательства устранены в добровольном порядке.

Суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В целях устранения выявленных нарушений в интересах неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Как видно из акта администрации сельского поселения Введенский сельсовет б/н от 07.11. 20011 года недостатки, выявленные в результате прокурорской проверки полностью устранены, несанкционированная свалка в с. Введенка ликвидирована в ходе рассмотрения настоящего дела.

При таких обстоятельствах, решение суда об исполнении ответчиком обязанности по сбору и вывозу отходов и мусора (пластиковых бутылок, стекла и т.д.), находящихся на земельном участке в 2 км. южнее с. Введенка, Хлевенского района, Липецкой области на площади 0,02 га, на специально отведенное место, исполнению не подлежит.

При подаче искового заявления Липецкий межрайонный природоохранный прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании ст.333.36 п.1 подп.19 НК РФ администрация сельского поселения Введенского сельсовета Хлевенского района Липецкой области освобождена от уплаты государственной пошлины.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Введенский сельсовет, Хлевенского района, Липецкой области о признании противоправным бездействия по устранению допущенных нарушений природоохранного законодательства.

Обязать главу администрацию сельского поселения Введенский сельский совет, Хлевенского района, Липецкой области Югова С.И. организовать сбор и вывоз отходов и мусора (пластиковых бутылок, стекла и т.д.), находящихся на земельном участке в 2 км. южнее с. Введенка, Хлевенского района, Липецкой области на площади 0,02 га, на специально отведенное место, отвечающее санитарно-эпидемиологическому законодательству.

В связи с устранением ответчиком нарушений природоохранного законодательства, решение суда не исполнять.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Задонский районный суд Липецкой области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: В.В. Панов