Дело №г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации (мотивированное) ДД.ММ.ГГГГ г.Задонск Задонский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Поповой С.П., с участием представителя ответчика Юрьевой О.И., при секретаре Белокопытовой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Донского сельсовета Задонского муниципального района Липецкой области об обязании исполнить обязанность в натуре У С Т А Н О В И Л: Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Задонский районный суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Донского сельсовета Задонского муниципального района Липецкой области об обязании исполнить обязанности в натуре, свои требования мотивирует тем, что в ходе проверки соблюдения земельного законодательства в части загрязнения земель сельскохозяйственного назначения отходами производства и потребления в сельском поселении Донской сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области, установлено, что на земельном участке, категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенном в <адрес>, на общей площади <данные изъяты> га выявлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв и предотвращению процессов негативного воздействия на окружающую среду (почву), ухудшающих качественное состояние земель, а именно: невыполнение и непроведение обязательных мероприятий по защите и охране почв от захламления отходами производства и потребления. Администрацией сельского поселения Донского сельсовета Задонского муниципального района Липецкой области требования закона не исполняются. За нарушение природоохранного законодательства глава администрации сельского поселения Донской сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области Юрьева О.И. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Управлением Россельхознадзора по Липецкой области главе администрации сельского поселения Донского сельсовета Задонского муниципального района Липецкой области Юрьевой О.И. выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ. №№, в соответствии с которым необходимо было в срок до ДД.ММ.ГГГГ. выполнить мероприятия по ликвидации свалки ТБО на указанном выше земельном участке. Актом проверки Управления Россельхознадзора по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. №№ выявлен факт невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ. №№, составлен протокол №№ от ДД.ММ.ГГГГ. по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, создает опасность причинения вреда окружающей среде. В судебное заседание Липецкий межрайонный природоохранный прокурор не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в деле имеется соответствующее ходатайство. Представитель ответчика - администрации сельского поселения Донского сельсовета Задонского муниципального района Липецкой области, глава администрации Юрьева О.И., в судебном заседании иск не признала и показала, что она является ненадлежащим ответчиком, кроме того, в настоящее время заключен договор с ООО «Коммунсервис» об ликвидации стихийной свалки в с.Донское. Представитель третьего лица - Управления Россельхознадзора по Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещался своевременно и надлежащим образом. Суд, выслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В соответствии с ч.ч.1,2,4,6,7 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно ч.ч.1,2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002г. юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Ч.ч.1,2 ст.42 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002г. гласит, при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Согласно ч.ч.1,2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002г. отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно акта проверки Управления Россельхознадзора по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. №№ на земельном участке, категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенном в <адрес>, на общей площади <данные изъяты> га выявлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв и предотвращению процессов негативного воздействия на окружающую среду (почву), ухудшающих качественное состояние земель, а именно: невыполнение и непроведение обязательных мероприятий по защите и охране почв от захламления отходами производства и потребления (бытовые отходы, строительный мусор и др.). На основании проверки и выявленных фактов нарушения действующего законодательства глава администрации сельского поселения Донской сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области Юрьева О.И. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Кроме того, Управлением Россельхознадзора по Липецкой области главе администрации сельского поселения Донского сельсовета Задонского муниципального района Липецкой области Юрьевой О.И. выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ. №№, в соответствии с которым необходимо было в срок до ДД.ММ.ГГГГ. выполнить мероприятия по ликвидации свалки ТБО на указанном выше земельном участке. Согласно акта проверки Управления Россельхознадзора по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. №№, выявлен факт невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ. №№, составлен протокол №№ от ДД.ММ.ГГГГ. по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Таким образом, суд приходит к выводу, что неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, создает опасность причинения вреда окружающей среде. Представителем ответчика доказательств в опровержение доводов Липецкого межрайонного природоохранного прокурора суду не представлено, постановления о привлечении к административной ответственности и наложении административного наказания не обжаловались и вступили в законную силу. При этом, суд принимает во внимание тот факт, что в настоящее время между администрацией сельского поселения Донского сельсовета Задонского муниципального района Липецкой области и ООО «Коммунсервис» заключен договор о ликвидации стихийной свалки в с.Донское, однако работы до настоящего времени не выполнены в полном объеме. При таких данных, заявленные Липецким межрайонным природоохранным прокурором исковые требования к администрации сельского поселения Донского сельсовета Задонского муниципального района Липецкой области подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Обязать администрацию сельского поселения Донского сельсовета Задонского муниципального района Липецкой области организовать сбор отходов на земельном участке, категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенном в <адрес>, на общей площади <данные изъяты> га, и их размещение на специально отведенном месте, отвечающим санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Задонский районный суд. Председательствующий Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.