об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух



Дело 36/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Задонск

Задонский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Поповой С.П.,

при секретаре Белокопытовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Патриаршинское ХПП» о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух

УСТАНОВИЛ:

Липецкий природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Патриаршинское ХПП» о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые образуются в результате хозяйственной деятельности данного юридического лица.

Свои требования мотивирует тем, что в результате проводимой проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что в процессе хозяйственной деятельности ОАО «Патриаршинское ХПП» эксплуатируются стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: <данные изъяты>. При наличии источников выбросов вредных веществ в атмосферу ОАО «Патриаршинское ХПП» в нарушение требований природоохранного законодательства не провело инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и не рассмотрело вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных веществ. По результатам проверки Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области вынесено постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «Патриаршинское ХПП» по ст.8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. ОАО «Патриаршинское ХПП» осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований экологического и природоохранного законодательства. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории <адрес>, так как отсутствие инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не позволяет определить степень влияния организации на атмосферу, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

В судебное заседание представитель Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, в письменном ходатайстве прокурор просил рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика – директор ОАО «Патриаршинское ХПП» в судебном заседании исковые требования признал.

Представитель третьего лица - Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» - атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии со ст.14, 22 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух самостоятельно проводят инвентаризацию этих выбросов в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, и получают разрешения на выброс в территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.30 указанного Федерального закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Исходя из Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 №14-01-333, инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (далее – инвентаризация) проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (п.1 Раздела 1.1 «Общие положения»).

При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в том числе и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п.2 Раздела 1.1 «Общие положения»).

В соответствии с п.3 раздела 1.1 указанного Методического пособия работы по инвентаризации подразделяются на следующие основные этапы:

изучение технологического регламента и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться в ходе технологических процессов. При этом учитывается результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации, данные проектной документации и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;

подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;

кодификация и определение координат источников загрязнения атмосферного воздуха. Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор, который указывается на карте–схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого источника загрязнения атмосферы в пределах промплощадки предприятия;

анализ результатов ежегодной проверки технического состояния пылеулавливающих и газоочистных установок с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;

выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики источников загрязнения атмосферы и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси;

составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия.

Согласно п.1 Раздела 1.2 «Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – к основным источникам с организованным выбросом относятся дымовые и вентиляционные трубы; вентиляционные шахты; аэрационные фонари; дефлекторы.

В соответствии с п.2 Раздела 1.2 указанного методического пособия - к неорганизованным источникам относятся, в том числе, открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, пруды – отстойники и накопители, нефтеловушки, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения, погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов, оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, на оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе. В рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам также относятся транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории, резервуарные парки, сливно-наливные железно и автодорожные эстакады и терминалы речных и морских портов.

Судом установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ОАО «Патриаршинское ХПП» эксплуатируются источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а именно: <данные изъяты>, однако инвентаризация выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена.

Постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года ОАО «Патриаршинское ХПП» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятия и назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Однако как установлено в судебном заседании на момент разрешения спора судом инвентаризация источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в нарушение требований ст.22, 30 Федерального Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» ответчиком не проведена.

На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора и ОАО «Патриаршинское ХПП» провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые образуются в результате производственной деятельности данного юридического лица в <адрес>.

С учетом того, что для устранения допущенных нарушений необходимо время, суд полагает необходимым предоставить ответчику срок для устранения указанного нарушения до ДД.ММ.ГГГГ года.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, подп.3 п.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ, а также учитывая, что исковое заявление подано прокурором в интересах физических лиц, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОАО «Патриаршинское ХПП» в срок до ДД.ММ.ГГГГ года провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые образуются в результате хозяйственной деятельности данного юридического лица по адресу: <адрес>.

Взыскать с ОАО «Патриаршинское ХПП» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда путем подачи жалобы через Задонский районный суд.

Председательствующий