обязание устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                             г.Задонск

Задонский районный суд Липецкой области

в составе: председательствующего судьи Леоновой Л.А.

при секретаре Юшиной Н.А.

с участием прокурора Гитичевой О.С.

представителей ответчиков Князева Р.Н., Бухаровой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры культурно-методический центр «Элегия» Задонского муниципального района Липецкой области, администрации Задонского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности

                                                     У С Т А Н О В И Л:

          Прокурор Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному учреждению культуры культурно-методический центр «Элегия» Задонского муниципального района Липецкой области, администрации Задонского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния здания и помещений Задонского краеведческого музея, расположенного по адресу: <адрес> соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: помещение котельной здания Задонского краеведческого музея оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, демонтировать металлическую решетку перед дверью на запасном эвакуационном выходе, открывающуюся не по направлению выхода из здания, демонтировать на первом этаже здания глухие металлические решетки, возложив на администрацию Задонского муниципального района Липецкой области обязанность выделить денежные средства на выполнение указанных противопожарных мероприятий.

Свои требования мотивирует тем, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Задонского района Липецкой области совместно с отделением надзорной деятельности по Задонскому району ГУ МЧС России по Липецкой области, установлено, что в собственности администрации Задонского муниципального района Липецкой области находится здание, расположенное по адресу: <адрес>, которое является объектом культурного наследия. Указанное здание находится в оперативном управлении муниципального учреждения культуры культурно-методический центр «Элегия» Задонского муниципального района Липецкой области и используется им в качестве краеведческого музея. В деятельности указанного учреждения требования Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» исполняются ненадлежащим образом. В нарушение п.40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) на оконных проемах первого этажа здания краеведческого музея установлены глухие металлические решетки, в нарушение п.52 ППБ 01-03 металлическая решетка перед дверью на запасном эвакуационном выходе открывается не по направлению выхода из здания. В нарушение п.4 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №315, помещение котельной здания Задонского краеведческого музея не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Вышеуказанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУК КМЦ «Элегия» свидетельствуют об опасном нахождении граждан в здании Задонского краеведческого музея, создают угрозу безопасности их жизни и здоровья. В 2010 году прокуратурой совместно с отделением надзорной деятельности по Задонскому району ГУ МЧС России по Липецкой области в ходе проверки деятельности указанного учреждения уже выявлялись нарушения законодательства о пожарной безопасности, что подтверждается постановлениями прокурора Задонского района от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении заместителя директора МУК КМЦ «Элегия» Ереминой Е.И. и заведующей отделом краеведения МУК КМЦ «Элегия» Анашкиной Т.В., а также постановлениями ОНД МЧС РФ Липецкой области по делам об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенными в отношении указанных лиц. Однако до настоящего времени нарушения не устранены, в том числе в связи с отсутствием достаточного финансирования со стороны администрации Задонского муниципального района <адрес>. Дальнейшая бездеятельность МУК КМЦ «Элегия», а также администрации Задонского муниципального района, как учредителя данного юридического лица, может повлечь за собой трагические последствия.

В судебном заседании помощник прокурора Задонского района Липецкой области Гитичева О.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным выше и просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации Задонского муниципального района Липецкой области по доверенности Князев Р.Н. исковые требования признал в полном объеме, просил предоставить время для устранения указанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика МУК КМЦ «Элегия» по доверенности Бухарова О.В. исковые требования признала.

Выслушав помощника прокурора Гитичеву О.С., представителей ответчиков, государственного инспектора по пожарному надзору Задонского района Потехина Ю.М., изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно положениям ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности” пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В соответствии с п.п.1 и 2 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003года № 313 (ППБ 01-03) данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Пункт 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно п.40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 (ППБ 01-03) в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.

Пункт 52 указанных правил предусматривает, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Согласно п.53 Правил (ППБ 01-03) при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.

В соответствии с п.4 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года №315 - в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади.

Постановлениями государственного инспектора по пожарному надзору Задонского района Потехина Ю.М. от ДД.ММ.ГГГГ заведующая отделом краеведения МУК КМЦ «Элегия»Анашкина Т.В. и заместитель директора МУК КМЦ «Элегия» Еремина Е.И. были привлечены к административной ответственности за нарушений требований пожарной безопасности.

Государственный инспектор по пожарному надзору ГУ МЧС России по Липецкой области Потехин Ю.М. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время часть нарушений противопожарной безопасности, выявленных в ходе проверки в <данные изъяты> года устранены, однако в ходе проведенной совместно с прокуратурой <адрес> проверки в <данные изъяты> года было установлено, что до настоящего времени на оконных проемах первого этажа здания музея установлены глухие металлические решетки, металлическая решетка перед дверью на запасном эвакуационном выходе открывается не по направлению выхода из здания, помещение котельной здания Задонского краеведческого музея не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.

Факт нарушения МУК КМЦ «Элегия» требований противопожарной безопасности в здании краеведческого музея подтверждается также справкой Задонской районной прокуратуры /л.д.9-10/.

Указанные обстоятельства не оспаривались также представителями ответчика Князевым Р.Н., Бухаровой О.В..

Выявленные нарушения Правил пожарной безопасности в здании Задонского краеведческого музея ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц. Суд с учетом всех обстоятельств дела, в частности, мнения участников процесса о невозможности устранения всех нарушений в краткие сроки, считает необходимым установить срок для совершения требуемых действий - до ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая вопрос о надлежащем ответчике в части требований о субсидиарном взыскании расходов, необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности, суд исходит из следующего.

В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно требованиям Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Частью 3 ст.48 указанного Федерального закона установлено, что собственник культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Согласно ст.51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений в ходе осуществления ими деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.

Коль скоро собственником здания Задонского краеведческого музея является администрация Задонского муниципального района Липецкой области, следовательно на нее в силу требований закона должно быть возложено финансирование мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности.

В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд принимает признание иска ответчиками, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При таких данных, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Задонского района Липецкой области и обязать МУК КМЦ «Элегия» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать помещение котельной здания Задонского краеведческого музея автоматической пожарной сигнализацией, демонтировать металлическую решетку перед дверью на запасном эвакуационном выходе, открывающуюся не по направлению выхода из здания музея, демонтировать на первом этаже здания музея глухие металлические решетки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

                                                               Р Е Ш И Л:

Обязать муниципальное учреждение культуры культурно-методический центр «Элегия» Задонского муниципального района Липецкой области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния здания и помещений Задонского краеведческого музея, расположенного по адресу: <адрес> соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: помещение котельной здания Задонского краеведческого музея оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, демонтировать металлическую решетку перед дверью на запасном эвакуационном выходе, открывающуюся не по направлению выхода из здания музея, демонтировать на первом этаже здания музея глухие металлические решетки.

Обязать администрацию Задонского муниципального района Липецкой области принять меры по соблюдению требований пожарной безопасности в МУК КМЦ «Элегия» путем выделения денежных средств на выполнение указанных противопожарных мероприятий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Задонский районный суд.

         Председательствующий                                                          Л.А. Леонова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                                          Л.А. Леонова