Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г.Задонск Задонский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Леоновой Л.А. при секретаре Юшиной Н.А. с участием представителя ответчика Маркина С.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Курс» о признании незаконными действия ООО «Курс» по сбросу сточных вод в реку Дон и возложении обязанности прекратить самовольное использование реки Дон У С Т А Н О В И Л: Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Курс» о признании незаконными действий ООО «Курс», которые выражаются в самовольном использовании реки Дон при сбросе сточных вод по водовыпуску - самотечному коллектору в <данные изъяты> км ниже по течению от села <адрес> и возложении обязанности на ответчика прекратить самовольное использование реки Дон для указанных целей до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии с Водным Кодексом РФ. Свои требования мотивирует тем, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по Липецкой области проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в процессе хозяйственной деятельности в ООО «Курс». В ходе проверки установлено, что на балансе общества находится станция очистки сточных вод <данные изъяты>, предназначенная для очищения хозяйственно-бытовых сточных вод, производительностью <данные изъяты> куб. метров в сутки. После обработки сточных вод на указанных очистных сооружениях Общество осуществляет их сброс в реку Дон с левого берега по водовыпуску - самотечному коллектору диаметром <данные изъяты> мм и длиной около <данные изъяты> метров, примерно в <данные изъяты> метрах ниже по течению от села <адрес>. Однако пользование водным объектом - рекой Дон осуществляется Обществом самовольно, без решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод. В судебное заседание представитель Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, в письменном ходатайстве прокурор просил рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме. Представитель ответчика ООО «Курс» Маркин С.С. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме и пояснил, что в настоящее время ООО «Курс» проводятся работы по получению решения о предоставлении водного объекта - реки Дон в пользование, просил предоставить время для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель третьего лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом. Выслушав представителя ответчика Маркина С.С., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные Липецким природоохранным прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Согласно ст.3 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 года №74-ФЗ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Согласно ч.1, 2 ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу. В соответствии с ч.1 ст.9 Водного Кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. Пунктом 2 ч.2 ст.11 Водного Кодекса РФ установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод. В соответствии с п.2 ч.1, ч.3 ст.22 Водного Кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать цель, виды и условия использования водного объекта или его части в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод; объем допустимых сбросов сточных вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Согласно ч.1, 2 ст.23 Водного Кодекса РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 ст.11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 ст.11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. В течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, в пользование, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 ст.11 настоящего Кодекса, принимают решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывают в предоставлении такого водного объекта или его части в пользование. Частью 2 ст.55 и ч.1 ст.56 Водного Кодекса РФ предусмотрено, что при использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления запрещаются. Частью 1 и ч.4 ст.44 Водного Кодекса РФ установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами. Согласно ст.80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено ограничение, приостановление и прекращение деятельности юридических или физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Таким образом законодательством определена необходимость получения разрешительной документации, как одной из гарантий рационального использования и охраны водных объектов. Отсутствие указанных документов свидетельствует не только о нарушении права государственной собственности, но и создает угрозу загрязнения и истощения водных ресурсов, влияния на них негативных факторов, снижающих соответствующее качество. Действующее законодательство допускает возможность прекращения самовольного пользования водными объектами. По результатам проведенной в <данные изъяты> года Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Управлением Росприроднадзора по Липецкой области проверки деятельности ООО «Курс» было установлено, что на балансе общества находится станция очистки сточных вод <данные изъяты> предназначенная для очистки хозяйственно-бытовых вод, производительностью <данные изъяты> куб.м./сут. (<данные изъяты> тыс. куб.м./год), в нарушение требований природоохранного законодательства ООО «Курс» в процессе своей хозяйственной деятельности осуществляет использование реки Дон для сброса нормативно-очищенных сточных вод в поверхностный водный объект реки Дон без документов, на основании которых возникает право пользования поверхностным водным объектом, что является нарушением ч.1 ст.9, п.2 ч.2 ст.11 Водного Кодекса РФ. Как установлено в судебном заседании, в настоящее время ООО «Курс» ведутся работы по получению решения Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод. Самовольное использование ООО «Курс» водного объекта - реки Дон для сброса сточных вод свидетельствует о нарушении ответчиком интересов Российской Федерации на право собственности, а также прав граждан на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. С учетом всех обстоятельств дела, принимая во внимание, что для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование требуется время., суд считает необходимым установить срок для совершения требуемых действий - до ДД.ММ.ГГГГ. В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, подп.3 п.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ, а также учитывая, что исковое заявление подано прокурором в интересах физических лиц, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконными действия ООО «Курс», выразившиеся в самовольном использовании реки Дон при сбросе сточных вод по водовыпуску - самотечному коллектору в <данные изъяты> км ниже по течению от села <адрес> и обязать ООО «Курс» в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить самовольное использование реки Дон для указанных целей до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии с Водным кодексом РФ. Взыскать с ООО «Курс» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Задонский районный суд. Председательствующий Л.А. Леонова Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий Л.А. Леонова