Жалоба на неправомерные действия ТИК Хлевенского района Липецкой области



Гражданское дело <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 ноября 2011 года с. Хлевное

Задонский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Панова В.В.

с участием прокурора Лариной О.М.,

при секретаре Косиновой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Болотова М.В. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Хлевенского района Липецкой области об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Хлевенского муниципального района Липецкой области,

УСТАНОВИЛ:

Болотов М.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Хлевенского района №12/41 от 02.11.2011 года об отказе ему в регистрации кандидатом на должность главы Хлевенского муниципального района Липецкой области.

В обоснование своих требований заявитель указал, что для регистрации его кандидатом на должность главы Хлевенского муниципального района Липецкой области в территориальную избирательную комиссию Хлевенского района им были представлены необходимые документы, в том числе подписные листы, собранные в его поддержку. 02.11.2011 года территориальная избирательная комиссия Хлевенского района вынесла постановление об отказе ему в регистрации в качестве кандидата на должность главы Хлевенского муниципального района. С данным решением заявитель не согласен, поскольку, он представил необходимое количество подписных листов с подписями избирателей, собранными в его поддержку и в установленные законом сроки. Заявитель не согласен с данными в итоговом протоколе о признании недействительными подписей избирателей, по причине неверного указания места жительства.

В ходе судебного разбирательства Болотов М.В. заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Дополнительно пояснив, что им в избирательную комиссию были представлены 94 подписных листа с 368 подписями избирателей, собранными в его поддержку в установленные законом сроки. В ходе проверки подписных листов ТИК Хлевенского района были признаны недействительными 37 подписей избирателей, что составило 10,06 % подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Однако, с выводом ТИК о признании недействительными подписей избирателей: <данные изъяты> супругов <данные изъяты> из с. <данные изъяты>, супругов <данные изъяты>, из <данные изъяты>, поддержавших его кандидатуру, он не согласен, так как, в подписных листах адрес их места жительства указан правильно.

В ходе проверки все 368 подписей избирателей были признаны достоверными, подписи сделаны самими избирателями, имеющими активное избирательное право, часть подписей избирателей признана недействительными по формальным основаниям, в связи с чем у избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа ему в регистрации на должность главы Хлевенского муниципального района.

Болотов М.В. также считает, что в нарушение Закона Липецкой области №299-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области» территориальной избирательной комиссией до него не было доведено решение ТИК о количестве подписей избирателей, необходимом для его регистрации в качестве кандидата на должность главы Хлевенского муниципального района. По причине ненадлежащего уведомления, он был лишен права личного участия при проверке подписей избирателей, представленных им в избирательную комиссию. Копия обжалуемого постановления выдана ему в нарушение установленного срока, чем грубо нарушены его права.

Перечисленные выше недостатки, по мнению заявителя, являются основанием для отмены обжалуемого постановления территориальной комиссии Хлевенского района об отказе ему в регистрации в качестве кандидата на должность главы Хлевенского муниципального района на выборах от 04.12. 2011 года.

Председатель территориальной избирательной комиссии Хлевенского района Дуванова В.В. возражала против удовлетворения заявления Болотова М.В., пояснив, что выборы главы Хлевенского муниципального района Липецкой области назначены на 04 декабря 2011 года. Полномочия муниципальной избирательной комиссии Хлевенского района согласно постановления избирательной комиссии Липецкой области №67/454 от 16 июня 2006 года возложены на территориальную избирательную комиссию Хлевенского района, председателем которой является она.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Хлевенского района определено, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы Хлевенского муниципального района составляет 339 подписей, или 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории Хлевенского муниципального района – 16 955 чел.

На период избирательной компании была создана рабочая группа по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы Хлевенского муниципального района, которая проводила сплошную проверку достоверности данных, содержащихся в подписных листах в отношение всех кандидатов.

07.10. 2011 года в порядке самовыдвижения Болотов М.В. обратился в территориальную избирательную комиссию Хлевенского района с письменным заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы Хлевенского муниципального района, о чем ему было выдано соответствующее подтверждение.

24.10. 2011 года Болотов М.В. представил в ТИК необходимые документы, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения в качестве кандидата на должность главы Хлевенского муниципального района, в одной папке, в количестве 94 шт., в которых содержались 368 подписей избирателей.

Проверив представленные Болотовым М.В. подписные листы территориальная избирательная комиссия Хлевенского района установила, что из 368 проверенных рабочей группой подписей избирателей в 94 подписных листах были признаны недействительными 37 подписей избирателей, в их числе: 10 (десять) подписей избирателей признаны недействительными, поскольку в подписных листах были указаны сведения, не соответствующие действительности; 3 (три) подписи избирателей признаны недействительными, поскольку имелись исправления в датах их внесения в подписной лист, при этом эти исправления не были специально оговорены избирателями; 20 (двадцать) подписей избирателей были признаны недействительными, поскольку подписные листы не были заверены собственноручно кандидатом, а также имелись исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей; 4 (четыре) подписи избирателей признаны недействительными, в связи с чем, что заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата. В связи с чем 37(тридцать семь) обнаруженных недействительных подписей избирателей были исключены из количества представленных подписей избирателей, что составило 10,06 % от 368 подписей избирателей, подвергнутых проверке.

С учетом вышеизложенного, постановлением территориальной избирательной комиссии Хлевенского района №12/41 от 02 ноября 2011 года в регистрации кандидатом в порядке самовыдвижения на должность главы Хлевенского муниципального района Липецкой области, Болотову М.В. было отказано.

Дуванова В.В. также пояснила, что после вынесения обжалуемого постановления, при детальном осмотре подписных листов ими дополнительно обнаружено две подписи избирателей Берлевых из с. Н. Колыбелька, в которых неверно указан адрес места жительства, которые также должны быть признаны недействительными. Болотов М.В. не участвовал при проведении проверки подлинности подписных листов, письменное уведомление ему не направлялось, члены ТИК пытались ему звонить на сотовый телефон, однако, тот был недоступен. Заявителю доводились постановления избирательной комиссии о количестве подписей избирателей, которые необходимо ему представить для регистрации. Однако, данное нарушение не является основанием для отмены постановления, так как после подписания итогового протокола, Болотов М.В. имел возможность лично ознакомиться с выявленными нарушениями и оспорить их, что им не было сделано. Копия постановления об отказе в регистрации его в качестве кандидата в главы Хлевенского муниципального района вынесена в установленные сроки и вручена лично заявителю, с приложением итогового протокола, ведомости и других документов своевременно.

В соответствии с положениями ст. 249 ГПК РФ, обязанность доказывания правильности действий избирательной комиссии лежит на заинтересованном лице, согласно п. 1 ст. 68 ГПК РФ, суд вправе обосновать свои выводы на объяснениях другой стороны.

Выслушав объяснения заявителя, представителя территориальной избира­тельной комиссии Хлевенского района, исследовав мате­риалы дела, заслушав мнение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявле­ния отказать, суд приходит к следующему.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт3статьи21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статья25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, статья3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, статья3 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года).

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ, граждане Российской Федера­ции имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредст­венно так и через своих представителей. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного само­управления, а также участвовать в референдуме.

Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ определяются основные гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

В силу ст. 1 ФЗ «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральными конституционными закона­ми, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установлен­ные настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 75 названного ФЗ, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общест­венных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездей­ствие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избира­тельные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обра­титься избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица иные общественные объе­динения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномочен­ные представители, наблюдатели, а также комиссии.

В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц ме­стного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 259 ч.1 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Судом установлено, что выборы главы Хлевенского муниципального района Липецкой области назначены на 04 декабря 2011 года.

Полномочия муниципальной избирательной комиссии Хлевенского района согласно постановления избирательной комиссии Липецкой области №67/454 от 16 июня 2006 года возложены на территориальную избирательную комиссию Хлевенского района.

Постановлением избирательной комиссии Липецкой области №85/666-4 от 10 декабря 2010 года сформирована территориальная избирательная комиссия Хлевенского района.

Постановлением избирательной комиссии Липецкой области №85/6674 от 10 декабря 2010 года председателем территориальной избирательной комиссии Хлевенского района назначена Дуванова В.В.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Хлевенского района №3/15 от 10 сентября 2011 года определено, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы Хлевенского муниципального района составляет 339 подписей (2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории Хлевенского муниципального района – 16 955 чел.) Этим – же постановлением определено, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата может превышать не более чем на 33 подписи (10% от количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата).

Постановлением территориальной избирательной комиссии Хлевенского района №3/16 от 10 сентября 2011 года создана рабочая группа по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы Хлевенского муниципального района в составе: Дувановой В.В., Гудкова В.Е., Пальчиковой Л.А.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Хлевенского района №3/17 от 10 сентября 2011 года установлено проведение сплошной проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения каждого кандидата на должность главы Хлевенского муниципального района Липецкой области.

Согласно ст. 34 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», самовыдвижение кандидатов произво­дится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Порядок проведения муниципальных выборов на территории муници­пальных образований Липецкой области определен Законом Липецкой области от 02 июня 2006 года №299-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области» (с изменениями от 30 июля 2007 г., 25 ноября 2008 г., 7 июля, 15 октября 2009 г., 14 июля, 26 августа 2011 г.)

Согласно ч. 13 ст. 30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года №299-ОЗ недействительны­ми признаются:

а) подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов;

б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;

в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 8 настоящей статьи;

г) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;

д) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

е) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 8 настоящей статьи;

ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;

з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;

и) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 6 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 8 статьи 29 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 4 статьи 29 настоящего Закона;

к) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 5 статьи 29 настоящего Закона;

л) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 8 настоящей статьи;

м) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом;

н) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата.

Согласно части 14, 15 ст. 30 этого - же Закона, при обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных «з», «и» и «н» части 13 настоящей статьи.

Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с «з», «и», и «н» части 13 настоящей статьи.

Судом установлено, что 07 октября 2011 года в порядке самовыдвижения Болотов М.В. обратился в территориальную избирательную комиссию Хлевенского района с письменным заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы Хлевенского муниципального района, о чем избирательной комиссией ему было выдано соответствующее подтверждение.

24 октября 2011 года территориальная избирательная комиссия Хлевенского района выдала заявителю Болотову М.В. подтверждение о приеме документов, необходимых для его регистрации кандидатом на должность главы Хлевенского муниципального района Липецкой области в порядке самовыдвижения, в том числе приняла от него: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения в качестве кандидата на должность главы Хлевенского муниципального района, в одной папке, в количестве 94 шт., в которых содержались 368 подписей избирателей; протокол об итогах сбора подписей избирателей; финансовый отчет кандидата и две фотографии кандидата.

Проверив соблюдение порядка выдвижения кандидата на должность главы Хлевенского муниципального района Липецкой области Болотова М.В., требованиям Закона Липецкой области «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области», порядка сбора подписей, оформления подписных листов, а также достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, первый финансовый отчет кандидата, территориальная избирательная комиссия Хлевенского района установила, что Болотовым М.В. было заявлено 368 подписи избирателей, представлено в избирательную комиссию 368 подписей избирателей, проверено 368 подписей избирателей.

31октября2011года был составлен протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в главы Хлевенского муниципального района Болотова М.В., в соответствии с которым из 368 проверенных рабочей группой подписей избирателей в 94 подписных листах были признаны недействительными 37 подписей избирателей, в их числе:

- на основании п. «в» ч.13 ст.3О Закона ЛО №299-ОЗ 10 (десять) подписей избирателей признаны недействительными, поскольку в подписных листах были указаны сведения, не соответствующие действительности;

- на основании п. «е» ч.13 ст.3О Закона ЛО №299-ОЗ 3 (три) подписи избирателей признаны недействительными, поскольку имели исправления в датах их внесения в подписной лист, при этом эти исправления не были специально оговорены избирателями;

- на основании п. «з» ч.13 ст.3О Закона ЛО №299-ОЗ 20 (двадцать) подписей избирателей признаны недействительными в связи с тем, что подписные листы не были заверены собственноручно кандидатом, а также имелись исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей;

- на основании п. «н» ч.13 ст. 3О Закона ЛО №299-ОЗ 4 (четыре) подписи избирателей признаны недействительными, в связи с тем, что заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата.

По результатам проверки подписных листов, собранных в поддержку выдвижения Болотова М.В. кандидатом на должность главы Хлевенского муниципального района Липецкой области территориальной комиссией Хлевенского района 37(тридцать семь) обнаруженных недействительных подписей избирателей были исключены из количества представленных подписей избирателей, что составило 10,06 % от 368 подписей избирателей, подвергнутых проверке.

С учетом вышеизложенного, постановлением территориальной избирательной комиссии Хлевенского района №12/41 от 02 ноября 2011 года в регистрации кандидатом в порядке самовыдвижения на должность главы Хлевенского муниципального района Липецкой области, Болотову М.В. было отказано.

Проверяя доводы заявителя Болотова М.В. о необоснованности принятого территориальной избирательной комиссии Хлевенского района решения об отказе ему в качестве кандидата на должность главы Хлевенского муниципального района, судом были исследованы ведомость, итоговый протокол и подписные листы, с подписями избирателей и установлено следующее:

- в подписном листе №18 (подпись №3) - не указан номер паспорта; в подписных листах №40 (подпись №1,4), №70 (подпись №1,2) - неверно указан адрес места жительства; в подписном листе №40 (подпись №2) - неверно указано имя избирателя и место его жительства; в подписных листах №75 (подпись №4), №85 (подпись №2), №86 (подпись №1), №88 (подпись №1) - неверно указан номер паспорта. Перечисленные выше нарушения в соответствии с пунктом «в» ч. 13 ст. 30 Закона ЛО №299-ОЗ являлись достаточными для признания 10 (десяти) подписей избирателей, в поддержку кандидата Болотова М.В. недействительными;

- в подписных листах №29 (подпись №4), №35 (подпись №3), допущено исправление даты внесения подписи избирателя, в связи с чем в соответствии с п. «е» ч. 13 ст. 30 Закона ЛО №299-ОЗ 2 (две) подписи избирателей также обоснованно признаны недействительными;

- подписные листы №56 (подпись №1-4), №77 (подпись №1-4) не были заверены собственноручно кандидатом в главы Хлевенского муниципального района Болотовым М.В.; в подписных листах №47 (подпись №1-4), №61 (подпись №1-4) имеются исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей; в подписном листе № 58 (подпись №1-4) имеется исправление в дате внесения подписи лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Данные нарушения, в соответствии с п. «з» ч. 13 ст. 30 Закона ЛО №299-ОЗ являлись достаточными, для признания 20 (двадцати) подписей избирателей недействительными;

- в подписном листе №27 (подпись №1-4) заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, была внесена 22.10. 2011 года, то есть позднее заверительной записи кандидата Болотова М.В., внесенной в подписной лист 21.10. 2011 года. По указанным основаниям 4 (четыре) подписи избирателей в указанном подписном листе на основании п. «н» ч. 13 ст. 30 Закона №299-ОЗ обоснованно признаны недействительными.

Соглашаясь с выводом ТИК о признании недействительной подписи №2 в подписном листе №37, суд считает, что в ведомости и итоговом протоколе при изложении правовых оснований для признания недействительной подписи №2, была допущена техническая ошибка.

Установив факт, что избирателем <данные изъяты> было допущено исправление второй цифры серии паспорта, рабочая группа избирательной комиссии признала эту подпись недействительной, со ссылкой на п. «е» ч. 13 ст. 30 Закона ЛО №299-ОЗ. Вместе с тем, суд считает, что правовым основанием для признания данной подписи недействительной, является п. «ж» ч. 13 ст. 30 Закона ЛО №299-ОЗ, поскольку в подписном листе было допущено исправление в сведениях об избирателе, при этом исправление специально не оговорено избирателем или лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей.

Данный факт был признан представителем территориальной избирательной комиссии Хлевенского района Дувановой В.В., которая подтвердила, что подпись <данные изъяты> должна быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным п. «ж» ч. 13 ст. 30 Закона ЛО №299-ОЗ, а в ведомости и итоговом протоколе допущена техническая ошибка.

Доводы заявителя Болотова М.В. о том, что данная ошибка является основанием для признания подписи избирателя действительной, суд находит несостоятельными. Факт нарушения порядка сбора подписи избирателя <данные изъяты> и заполнения подписного листа установлен в судебном заседании, данная подпись была признана избирательной комиссией недействительной, что в свою очередь не лишало суд исправить указанную ошибку.

При таких обстоятельствах суд соглашается с выводами территориальной избирательной комиссии Хлевенского района о признании недействительными 37 подписей из 368 подписей избирателей, указанных в итоговом протоколе, в поддержку Болотова М.В. в качестве кандидата на должность главы Хлевенского муниципального района.

В соответствии со ст. 30 Закона Липецкой области №299-ОЗ, при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, или его доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, городской список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей.

Из объяснений заявителя, представителя ТИК и материалов дела следует, что Болотов М.В. о месте и времени проведения проверки подписей не был письменно уведомлен и по этим причинам не участвовал при проведении рабочей группой проверки подписей избирателей. Помимо этого, ему не были выданы копии постановлений территориальной избирательной комиссии Хлевенского района об определении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы Хлевенского муниципального района, о создании рабочей группы по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей и о проведении сплошной проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах.

Суд полагает, что данные нарушения являются несущественными, так как не могут повлиять на законность обжалуемого постановления территориальной избирательной комиссией, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 15 п. 4 Закона Липецкой области №299-ОЗ от 02.06. 2006 года «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области», избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

Заявитель Болотов М.В. в ходе избирательной кампании данным правом не воспользовался, каких – либо жалоб на действия ТИК о нарушении принципа гласности в деятельности избирательной комиссии, от него не поступило.

Из материалов Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ от 29.06. 1990 года следует, что само по себе нарушение отдельных избирательных процедур избирательными комиссиями, если это не повлекло серьезных, неустранимых нарушений избирательных прав граждан, не может рассматриваться как достаточный повод для отмены результатов волеизъявления избирателей.

В соответствии с п.7 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», повторная проверка подписных листов после принятия комиссией решения о регистрации кандидата может быть осуществлена только судом или комиссией в силу п.6 ст.76 этого же закона в пределах подписей избирателей, подлежащих проверке.

Гражданский процессуальный кодекс РФ и федеральные избирательные законы не возлагают на суд обязанность истребовать доказательства по своей инициативе, а лишь наделяет его таким правом в целях правильного разрешения дела.

В целях обеспечения объективной, всесторонней и полной проверки его доводов, суд в процессе рассмотрения настоящего дела провел повторную проверку подписных листов (в пределах ранее проверенных), для чего истребовал необходимые сведения из ТП УФМС РФ по Липецкой области в Хлевенском районе, а также копии необходимых постановлений ТИК, о которых указал заявитель.

Судом установлено, что информация о количестве подписей избирателей необходимом для выдвижения заявителя в качестве кандидата на должность главы Хлевенского муниципального района была доведена до него устно членом ТИК, данный факт был подтвержден заявителем в ходе судебного разбирательства. Подписные листы сброшюрованы в одну папку, заверены кандидатом, сопоставлены с ведомостью, итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей и данными ТП УФМС РФ по Липецкой области в Хлевенском районе.

Итоговый протокол проверки подписей избирателей от 31.10. 2011 года содержит подробное описание недостатков, выявленных при сборе подписей избирателей, копия которого была вручена заявителю сразу – же после его подписания.

Помимо этого, Болотову М.В. была предоставлена копия ведомости проверки подписных листов, в которых указаны основания признания подписей избирателей недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.

Суд установил, что результаты проверки рабочей группы подписей избирателей соответствуют данным, изложенным в ведомости проверки подписных листов и в итоговом протоколе рабочей группы ТИК. Основания, по которым подписи были признаны недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям Закона Липецкой области №299-ОЗ от 02.06. 2006 года.

В ходе повторной проверки подписных листов установлено, что помимо 37 недействительных подписей избирателей в поддержку кандидата Болотова М.В., установленных территориальной избирательной комиссией Хлевенского района, судом были установлены 4 (четыре) недействительные подписи избирателей.

Так, в подписном листе №1 избирателем <данные изъяты> (подпись №4) имеется исправление даты внесения подписи избирателя, предыдущая запись «23.20.2111» исправлена на новую «23.10.2011» года. В соответствии с п. «е» ч. 13 ст. 30 Закона ЛО №299-ОЗ данное нарушение является основанием для признания подписи избирателя недействительной.

В подписном листе №8 (подпись №4) фамилия избирателя <данные изъяты> ошибочно указана, как «<данные изъяты> В соответствии с п. «в» ч. 13 ст. 30 Закона ЛО №299-ОЗ данный факт является основанием для признания подписи избирателя недействительной.

В подписном листе №42 (подписи №3,4) неверно указан адрес места жительства избирателей <данные изъяты> и <данные изъяты>. Поскольку, согласно справки ТП УФМС РФ в Хлевенском районе указанные избиратели зарегистрированы по адресу: д. <данные изъяты> в подписном листе местом их жительства указано: Липецкая область, Хлевенский район, <данные изъяты> Данное нарушение в соответствии с п. «в» ч. 13 ст. 30 Закона ЛО №30-ОЗ является основанием для признания 2 (двух) подписей избирателей недействительными.

В ходе судебного разбирательства заявитель Болотов М.В. не оспаривал факт недействи­тельности подписей в подписных листах №18 (подпись №3), №27 (подпись №1-4), №56 (подпись №1-4), №75 (подпись №4), №77 (подпись №1-4), №85 (подпись №2), №86 (подпись №1), №88 (подпись1). Учитывая признание заявите­лем указанного обстоятельства, данный факт в дополнительных доказательствах не нуждается.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, представитель территориальной избирательной комиссии не был освобожден судом от выполнения обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспоренных заявителем решения.

Так, представитель указанной комиссии Дуванова В.В. в ходе судебного разбирательства доказала, что отказ в регистрации Болотова М.В. в качестве кандидата на должность главы Хлевенского муниципального района был подготовлен на основании представленных официальных данных, что никаких расхождений между данными УФМС, итоговым протоколом ТИК и подписными листами, не имеется.

Заявитель Болотов М.В., в силу действующего процессуального законодательства был обязан доказывать утверждения о нарушении его избирательных прав в результате принятия ТИК оспоренного постановления и наличии оснований для признания незаконным данного решения и его отмены, что последним сделано не было.

Утверждения Болотова М.В. об отсутствии исправлений в дате заверения подписного листа сборщиком подписей, подписной лист №29 (подпись №4), подписной лист №35 (подпись №3); об отсутствии исправлений в подписном листе №37 (подпись №2) серии паспорта избирателя; об отсутствии исправлений в подписных листах №47 (подпись №1-4), №61 (подпись №1-4) сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей; об отсутствии исправлений в подписном листе №58 (подпись №1-4) даты внесения подписи лица, осуществлявшего сбор подписей; об отсутствии исправлений в дате внесения подписи избирателя в подписном листе №1 (подпись №4), опровергаются исследованными в судебном заседании оригиналами этих подписных листов, из которых очевидно следует наличие исправлений, а не помарки или обводки.

Суд также не соглашается с доводами заявителя о необоснованности признания недействительными подписей избирателей в подписных листах №40 (подпись №1,2,4), №42 (подпись №3,4), №70 (подпись №1,2) в связи с неверным указанием адреса места жительства избирателей.

В соответствии с п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Аналогичное положение предусмотрено в п. 5 ч. 24 ст. 30 ст. Закона Липецкой области №299-ОЗ от 02 июня 2006 года «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области».

В силу ст. 16 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», регистрации (учету) подлежат все избира­тели, участники референдума. Регистрация (учет) избирателей, участников ре­ферендума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федера­ции - города федерального значения, - руководителем территориального ор­гана исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории му­ниципального образования является факт нахождения места жительства (в от­ношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избира­телей, участников референдума на соответствующей территории.

Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осу­ществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребы­вания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистри­рованных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоя­нию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС «Выборы».

Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011года№5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом5статьи2 Федерального закона от 12 июня 2002г.№67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.

Согласно справки ТП УФМС РФ по Липецкой области в Хлевенском районе №23/1991 от 27.10. 2011 года и №23/2018 от 07.11. 2011 года избиратели <данные изъяты> и <данные изъяты> (подписной лист №70) зарегистрированы и проживают по адресу: Липецкая область, Хлевенский район, с. Синдякино, <данные изъяты> В подписном листе местом жительства указанных лиц ошибочно указано: Липецкая область, <данные изъяты>

Избиратели <данные изъяты>. и <данные изъяты> (подписной лист №42) по данным УФМС зарегистрированы и проживают по адресу: Липецкая область, Хлевенский район, д. <данные изъяты> Вместе с тем в подписном листе место их жительства указано ошибочно, как: Липецкая область, Хлевенский район, с. <данные изъяты>

Избиратели <данные изъяты> и <данные изъяты>подписной лист №40) по данным УФМС зарегистрированы и проживают по адресу: Липецкая область, Хлевенский район, д. <данные изъяты> в подписном листе место их жительства указано ошибочно, как: Липецкая область, Хлевенский район, с. <данные изъяты>

Аналогичная ошибка допущена избирателем <данные изъяты> при заполнении подписного листа №40, так как будучи зарегистрированным по адресу: Липецкая область, Хлевенский район, д. <данные изъяты> в подписном листе место жительство указано ошибочно: Липецкая область, Хлевенский район, <данные изъяты>

Помимо сведений из УФМС, данные о месте регистрации избирателей <данные изъяты>., <данные изъяты>., <данные изъяты>., <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>. и <данные изъяты> подтверждаются представленными суду копиями их паспортов граждан РФ, адресными листками прибытия.

Суд считает, что избирательное законодательство не допускает возможности субъективной оценки значения сведений, указываемых в подписных листах, как и возможности определения степени допущенных нарушений для признания недействительными подписей избирателей Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом. По смыслу как федерального, так и областного закона любое, даже формальное нарушение требований законодательных норм, в том числе при оформлении подписного листа, влечет за собой ответственность в виде отказа в регистрации кандидата.

Согласно п.6 ст.76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии со ст. 261 ГПК РФ, суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

В результате исследования в судебном заседании материалов УФМС, подписных листов, ведомости и итогового протокола установлено, что из 368 подписей, предоставленных заявителем в 94 подписных листах в поддержку выдвижения кан­дидата в главы Хлевенского муниципального района Болотова М.В., 41 подпись избирателей, или 11,1%, являются недействительными.

Суд считает, что на момент принятия обжалуемого постановления у территориальной избирательной комиссии Хлевенского района имелись законные основания для отказа Болотову М.В. в регистрации кандидатом в главы Хлевенского муниципального района, по основанию выявления более 10 процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Таким образом, постановление территориальной избирательной комиссии Хлевенского района №1241 от 02 ноября 2011 года об отказе Болотову М.В. в регистрации кандидатом в главы Хлевенского муниципального района Липецкой области является законным.

По указанным основаниям в удовлетворении заявления Болотову М.В. об отмене данного постановления, необходимо отказать.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 259 - 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Болотову М.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Хлевенского района №12/41 от 02.11.2011 года об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Хлевенского муниципального района Липецкой области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Задон­ский районный суд Липецкой области в течение пяти дней, со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: В.В. Панов

Мотивированное решение составлено 11 ноября 2011 года.