2010.08.03 Решение об оспаривании бездействия органа государственной власти



Дело №2-2198/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 августа 2010 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в лице председательствующего судьи Хрисанфова И.В.

при секретаре Ткаченко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Голубева Р.Н., оспаривающей бездействие Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области,

установил:

Голубева Р.Н. просит признать бездействие Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее Департамент), заключающееся в непринятии решения о предоставлении ей в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен, расположенного под принадлежащим ей жилым домом Номер обезличен по ... г. Смоленска, незаконным о обязать Департамент принять решение о предоставлении ей его в собственность за плату.

В обоснование требований, заявительница указала, что ей на праве собственности, на основании договора купли-продажи, принадлежит индивидуальный жилой дом Номер обезличен по ... г. Смоленска, расположенный на земельном участке площадью 800 кв.м с кадастровым номером Номер обезличен. Намереваясь оформить земельный участок по указанному адресу в собственность, заявительница представила заинтересованному лицу необходимые документы. Однако Департамент отказался от заключения с ней договора купли-продажи земельного участка, мотивировав это отсутствием кадастрового паспорта земельного участка, содержащего информацию об объекте недвижимого имущества, расположенного на земельном участке. Таким образом, Департамент необоснованно уклоняется от принятия решения о предоставлении заявительнице в собственность за плату земельного участка.

В судебном заседании Голубева Р.Н., её представитель Шкатулова И.Н. требование и доводы, изложенные в заявлении, поддержала. Кроме того они просили взыскать с Департамента в пользу Голубевой Р.Н. судебные расходы в размере 5200 рублей л.д.22).

Представитель Департамента Герасименко В.А. возражал против удовлетворения заявления. Он пояснил, что Департамент предлагает истице выполнить требования, которые предъявляет к содержанию документов ст.7 закона «О государственном кадастре». В случае удовлетворения требования заявительницы судебные расходы должны быть возмещены в разумных пределах.

Заслушав заявительницу, представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

К решениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст.255 ГПК РФ).

В силу ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Верховный Суд РФ в своем Постановлении № 2 от 10 февраля 2009 г. разъяснил, что к решениям относятся акты органов государственной власти, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Оно может быть изложено и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Согласно ст.36 Земельного кодекса РФ, граждане, имеющие в собственности строения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для приобретения права на эти земельные участки обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 октября 2007 г. N 370, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, и на котором расположены здания, строения, сооружение физическое лицо прилагает следующие документы: 1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; 3) копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя; 4) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); 5) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 6) кадастровый паспорт земельного участка; 7) копию документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Согласно п.8 ст.36 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В соответствии с п.2.1 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243; п.1.1 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86 Департамент распоряжается земельными участками в г. Смоленске.

Голубевой Р.Н. на основании договора купли-продажи от 28.01.2010 г. л.д.18), на праве собственности принадлежит жилой дом, находящийся по адресу: г. Смоленск, ..., ..., расположенный на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличен, площадью 800 кв.м.

Право Голубевой Р.Н. на указанный дом зарегистрировано, что подтверждается соответствующим свидетельством, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Смоленской области л.д.16).

В соответствии с данными кадастрового паспорта земельного участка от 04.09.2008 г. л.д.13-15), участок по адресу: г. Смоленск, ..., ..., с кадастровым номером Номер обезличен, площадью 800 кв.м. находится в государственной собственности.

Как видно из писем Департамента л.д.11-12), Голубева Р.Н. обращалась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату вышеуказанного земельного участка. Заявительнице сообщалось, что решение о предоставлении ей в собственность земельного участка может быть принято только после представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, содержащего информацию об объекте недвижимого имущества, расположенного на земельном участке. По мнению Департамента такое требование вытекает из закона «О государственном кадастре недвижимости». Из них, а также из пояснений Герасименко В.А. усматривается, что все иные необходимые документы ею представлены.

Между тем, ссылка департамента на вышеуказанный закон несостоятельна.

Под кадастром недвижимости понимается систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с законом недвижимом имуществе, а также о других, предусмотренных законом сведений (ч.2 ст.1 закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – закон)).

Из содержания ст.16 закона усматривается, что постановка на кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется в связи с его образованием или созданием, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 закона сведений об объекте недвижимости. То есть, нахождение на кадастровом учете означает наличие объекта недвижимого имущества.

Кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения и является формой предоставления информации заинтересованному лицу (ч.5 ст. 14 закона).

Очевидно, что именно для подтверждения наличия объекта (в данном случае земельного участка), который может быть объектом сделки, законодатель предусмотрел необходимость предоставления в уполномоченный орган кадастрового плана земельного участка.

Статья 7 закона, на которую ссылается представитель Департамента, определяет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости вообще, а не содержание кадастрового плана земельного участка, который может быть предметом сделки.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявительницей соблюдены требования законодательства, регулирующего порядок обращения за земельным участком и состав представляемых при этом документов, а требование Департамента представить кадастровый план земельного участка с отражением на нем объекта недвижимого имущества не основано на законе.

Решение Департамента об отказе в предоставлении участка Голубевой Р.Н. следует расценить, как создание препятствий к осуществлению заявительницей ее прав и свобод, в частности, права на приобретение земельного участка в собственность за плату. Следовательно, требования заявительницы подлежат удовлетворению.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, (ч.1 ст.98 ГПК РФ).

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (ч.1 ст.100).

Голубева Р.Н. уплатила госпошлину в размере 200 рублей л.д.3) и понесла расходы по оплате услуг представителя в сумме 3800 рублей л.д.23,24).

Госпошлина подлежит возмещению в полном объеме.

Принимая во внимание длительность рассмотрения дела, количество судебных заседаний, суд определяет размер подлежащих возмещению судебных расходов в 1500 рублей.

С учетом изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области принять решение о предоставлении Голубевой Р.Н. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен, расположенного по адресу: г. Смоленск, ..., ....

Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу Голубевой Р.Н. в возмещение судебных расходов 1700 (одну тысячу семьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский райсуд в течение 10 дней.

Председательствующий: