Дело №2-1651/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2010 г.
Заднепровский районный суд г. Смоленска
в лице председательствующего судьи Хрисанфова И.В.
при секретаре Ткаченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бобылева А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Заднепровском р-не г.Смоленска о взыскании пенсии, ежемесячной денежной выплаты, компенсации морального вреда, понуждении к зачету в трудовой стаж периодов нахождения в местах лишения свободы,
установил:
Бобылев А.В. просит взыскать с ответчика ежемесячную денежную выплату за пять дней октября 2009 г., за ноябрь и декабрь 2009 г.; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г.Смоленска (деле – управление) доплатить пенсию за январь, февраль, март, апрель, май, июнь и июль 2010 г. до прожиточного минимума; выплатить ежемесячную денежную выплату за февраль, март, апрель, май, июнь; засчитать время нахождения в местах лишения свободы в трудовой стаж; взыскать компенсацию морального вреда 200000 рублей.
В обоснование своих требований истец сослался на то, что, находясь в местах лишения свободы, работал без отпусков и с двумя выходными в месяц. 26.10.2009 г. по 31.10.2010 г. ему установлена группа инвалидности. Однако, ему не была начислена пенсия за пять дней октября, ноябрь и 29 дней декабря; не была выплачена ежемесячная денежная выплата за ноябрь и декабрь 2009 г., а также за февраль, март, апрель, май и июнь 2010 г. Ответчик не доплатил истцу пенсию до прожиточного минимума за январь, февраль, март 2010 г. С апреля 2010 г. пенсия должна была увеличиться, однако, у истца она уменьшилась. В этот период он вправе пользоваться льготами для инвалидов л.д.2,3, 50).
В судебном заседании истец свои требования, а также доводы, изложенные в заявлениях, поддержал. Он пояснил, что работал в местах лишения свободы. В соответствии с действующим законодательством периоды работы в местах лишения свободы засчитываются в трудовой стаж. В управление для учета указанных периодов представил справку об освобождении. Других документов, подтверждающих работу там, у него нет и представлять их он не будет. В соответствии с законом до прожиточного минимума в Смоленской области должна доплачиваться пенсия. Кроме того, ему должна выплачиваться ежемесячная денежная выплата. Льготы, которые он имеет по оплате за жилое помещение и ежемесячная денежная выплата не должны учитываться при определении его материального обеспечения. Работники управления отказались принять у него заявление об отказе от набора социальных услуг. В результате он не может приобрести необходимые ему лекарства.
Представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда РФ в Заднепровском районе г. Смоленска (далее Управление) Васечкина О.Г. возражала против удовлетворения иска. Она пояснила, что выплаты Бобылеву А.В. осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Пенсия по инвалидности назначена и выплачивается с момента установления группы инвалидности, а ежемесячная денежная выплата – с момента обращения за ней. Менее прожиточного минимума в Смоленской области не должна быть не пенсия истца, а общая сумма материального обеспечения пенсионера, при определении которой учитываются и ежемесячная денежная выплата, и денежный эквивалент мер социальной поддержки, и стоимость набора социальных услуг. Если сумма указанных выплат менее 4330 рублей, то пенсионеру производится доплата до этой величины. Принять заявление об отказе от получения мер социальной поддержки работники управления не могли, так как такой отказ на очередной год возможен только с 1 января до 1 октября текущего года. Бобылев А.В., возможно, заявил об этом устно при обращении в управление 29 декабря 2009 г. Даже если бы он в э то день обратился письменно, то ему в этом было бы отказано. Истцом не было представлено сведений о работе в местах лишения свободы по установленной законодательством форме.
Представитель третьего лица Департамента Смоленской области по социальному развитию Корнеенков А.П. пояснил, что с января по июнь 2010 г. истцу начислялись и направлялись по почте суммы денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение. В связи с тем, что истец их в отделении связи не получал, они возвращались в центр по начислению пенсий и пособий. В июле 2010 г. указанные суммы перечислены на банковский счет Бобылева А.В. и получены им.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Законом Смоленской области от 29.09.2009 N 85-з "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Смоленской области в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", на 2010 год" (далее – закон №85-з) прожиточный минимум пенсионера в Смоленской области в целях установления социальной доплаты к пенсии, на 2010 год установлен в размере 4330 рублей.
Согласно ст. 12.1 закона РФ "О государственной социальной помощи" в редакции законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.12.2009 N 341-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия которому установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации: 1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; 2) дополнительного материального (социального) обеспечения; 3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); 4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Ст.15 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – закон №173 – ФЗ) не предусматривает, что размер трудовой пенсии по инвалидности не должен быть менее прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ.
Таким образом, мнение Бобылева А.В. о том, что размер только его пенсии не должен быть меньше прожиточного минимума не основан на нормах действующего законодательства.
В силу п./п.2 п.4 ст.19 закон №173 – ФЗ трудовая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня.
Согласно выписке из акта освидетельствования л.д.69), справке, выданной ФГУ «ГБ МСЭ по Смоленской области» от 15 декабря 2009 г. Бобылеву А.В. 26 октября 2009 г. установлена 3-я группа инвалидности л.д.15).
Как видно из заявления Бобылева А.В. л.д.56-57) за пенсией по инвалидности он обратился 21 января 2010 г.
Решением управления от 26 января 2010 г. л.д.58 оборот) истцу с 26 октября 2010 г. назначена трудовая пенсия по инвалидности. С 26 октября 2009 г. она установлена ему в сумме 1067 рублей 73 копейки, с 1 декабря 2009 г. – в сумме 1373 рубля 73 копейки, с 1 января 1382 рубля 59 копеек л.д.58,59).
Из справки управления л.д.105) усматривается, что за период с 26 по 31 октября 2009 г. истцу причиталась пенсия в сумме 206 рублей 66 копеек, а всего за период с 26 октября по 28 февраля 2010 г. – 5413 рублей 30 копеек.
Именно такая сумма пенсии, а также сумма федеральной социальной доплаты к пенсии – 1711 рублей 41 копейка - была перечислена истцу в феврале 2010 г., что подтверждается справкой управления л.д.38), а также сведениями из сберегательной книжки Бобылева А.В. л.д.16), из которой видно, что 17 февраля 2010 г. ему перечислено 7124 рубля 71 копейка (5413,30 +1711,41=7124,71).
Как видно из упомянутой справки л.д.16), а также из копии страниц его сберегательной книжки л.д.52 оборот) с апреля 2010 г. пенсия истцу выплачивается в большем по сравнению с мартом размере – 1469 рублей 50 копеек.
При таких обстоятельствах необоснованны утверждения истца о том, что пенсия за указанные периоды ему не выплачивалась, выплачивалась в меньшем размере.
Согласно ст. 28.1 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату (далее – ЕДВ) в размере, установленном этой статьей. В соответствии с п.2 данной статьи в редакции закона от 28.04.2009 N 72-ФЗ ежемесячная денежная выплата с 5 мая 2009 г. была установлена в сумме 1 236 рублей.
Размер ЕДВ подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции (п. 4 ст.28.1).
Статьей 1 закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в редакции, действовавшей на 1 апреля 2010 г., уровень инфляции был определен в 10%. Следовательно, с 1 апреля 2010 г. размер ЕДВ инвалиду составляет 1359 рублей 60 копеек (1236+10%=1236+123,60=1359,60).
ЕДВ устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Часть суммы ЕДВ может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (п.п.5,6,7 ст. 28.1).
В соответствии с п.14 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 N 29 (далее – порядок) ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ЕДВ считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
ЕДВ начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги), предусмотренных Федеральным законом "О государственной социальной помощи" (п.23 порядка).
В том случае если гражданин до 1 октября текущего года не подал заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), то с 1 января следующего года и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), сумма ЕДВ выплачивается за вычетом стоимости набора социальных услуг (социальные услуги) (п. 27 порядка).
На оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 641 рубль в месяц. Она индексируется в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат (п.1 ст. 6.5 закона РФ "О государственной социальной помощи").
Бобылев А.В. обратился в управление за ЕДВ 29 декабря 2009 г. л.д.71).
4 января 2010 г. истцу была назначена ЕДВ в сумме 1236 рублей, исчислена сумма такой выплаты за период с 29 по 31 декабря 2009 года - 57 рублей 58 копеек л.д.72).
Как это видно из справок управления л.д.38, 89), истцу в январе 2010 г. выплачено ЕДВ за период с 29.12.2009 г. по 31.01.2010 г. в сумме 652 рубля 58 копеек, в феврале и марте 2010 г. – 595 рублей, в апреле – июле 2010 г. (с учетом вышеупомянутого увеличения размера ЕДВ на 10%) – 654 рубля 50 копеек.
ЕДВ выплачивалось, как это и предусмотрено законодательством, за вычетом стоимости набора социальных услуг (1236-641=595; 1359,60 – 705,10=654,50).
Учитывая изложенное, следует признать, что доводы истца о том, что ему не выплачивается ежемесячная денежная выплата не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Мнение Бобылева А.В. о том, что работники управления обязаны были принять 29 декабря 2009 г. и рассмотреть его заявление об отказе от получения социальных услуг, не основано на действующем законодательстве.
Согласно статье 6.3 закона "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Из данной нормы следует, что с момента приобретения права на получение социальных услуг, они предоставляются заявителю в натуральной форме. Лицо может отказаться от них и получать их денежный эквивалент только с 1 января будущего года и сделать он это должен в установленном порядке до 1 октября текущего года.
Как показано выше, истец обратился в управление за ЕДВ 29 декабря 2009 г., то есть после 1 октября 2009 г. В силу закона в 2009 г. и 2010 г. социальные услуги ему могли быть предоставлены только в натуральном виде.
Вопреки мнению Бобылева А.В. его права на обеспечение лекарственными средствами при этом не нарушаются, поскольку он получает право на их бесплатное получение, в связи с чем ему была выдана соответствующая справка л.д.12).
Инвалидам предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда) (ст.17 закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ст.28.2 закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с Положением о предоставлении мер социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, зарегистрированным по месту жительства на территории Смоленской области, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным Постановление Администрации Смоленской области от 29.03.2007 N 104 меры социальной поддержки инвалидов, зарегистрированных по месту жительства на территории Смоленской области, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячного начисления и выплаты денежного эквивалента 50-процентной скидки на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда (п. 1.1) (далее – денежный эквивалент).
13 января 2010 г. Бобылев А.В. обратился в подразделение Департамента Смоленской области по социальному развитию с заявлением о начислении ему денежного эквивалента 50-ти процентной скидки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги л.д.116).
Из расчета л.д.124), сообщения департамента л.д.131-132), документов, оформленных для перечисления денежных средств л.д.133-135), пояснений Корнеенкова А.П. видно, что денежный эквивалент ему назначался и ошибочно перечислялся посредством почтовой связи. До июля 2010 г. перечисления возвращались в департамент. В июле очередная выплата и сумма задолженности была перечислена на счет истца в банке, как о том указывалось в заявлении.
Бобылев А.В. признал в судебном заседании, что денежный эквивалент за период с января по июль 2010 г. ему перечислен.
Таким образом, материальное обеспечение инвалида Бобылева А.В. состоит из пенсии, ежемесячной денежной выплаты, мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. В него засчитывается и стоимость предоставляемых в натуральной форме социальных услуг. Если в сумме они будут составлять менее прожиточного минимума в Смоленской области, то до 4330 рублей ему выплачивается федеральная социальная доплата к пенсии (ФСДП).
Из справок л.д.38,81,105,124,131-132) следует, что за январь 2010 г. ему была выплачена пенсия – 1382 рубля 59 копеек, ЕДВ – 595 рублей, ФСДП – 1711 рублей 41 копейка, денежный эквивалент 450 рублей 10 копеек, что с учетом стоимости социальных услуг (641 рубль) составляет 4780 рублей 10 копеек, что превышает прожиточный минимум в Смоленской в области. Исчисленное подобным образом материальное обеспечение истца в 2010 году составляет: за февраль 5165 рублей 64 копейки (1382,59 + 595 + 1711,41 + 835,64+641 = 5165,64); за март – 4327 рублей 89 копеек (1382,59 + 595 + 875,77 +833,53+ 641 = 4327,89); за апрель – 4328 рублей 99 копеек (1469,69 + 654,50 + 667,18 + 832,52+705,10 = 4328,99); за май – 4333 рубля 13 копеек (1469,69 + 654,50 + 668,19 + 835,65+705,10=4333,13); за июнь – 4317 рублей 85 копеек (1469,69 + 654,50 + 665,06 + 823,50+705,10 = 4317,85); за июль – 4340 рублей 94 копейки (1469,69 + 654,50 + 677,21 + 834,44+705,10=4340,94).
Как показано выше размер пенсии, ежемесячного денежного содержания, социальной выплаты был исчислен правильно. Расчет и размер денежного эквивалента л.д.133- 135) суд находит верным, истцом они не оспариваются. При таких обстоятельствах, материальное обеспечение инвалида Бобылева А.В. в 2010 г. ниже прожиточного минимума для инвалидов в Смоленской области в марте - на 2 рубля 11 копеек, в апреле - на 1 рубль 01 копейку, в июне - на 12 рублей 15 копеек произошло вследствие неправильного исчисления федеральной социальной доплаты к пенсии.
Требование о взыскании федеральной социальной доплаты к пенсии истцом не заявлялось. В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Законом не предусмотрено, что в подобном случае суд может выйти за пределы заявленных требований.
Не подлежит удовлетворению и требование Бобылева А.В. о включении в общий трудовой стаж периодов, когда он отбывал наказание в местах лишения свободы.
Статьей 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР от 18 декабря 1970 г. в редакции, действовавшей до 1 сентября 1992 г. предусматривалось, что время работы осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы в трудовой стаж не засчитывается, кроме случаев, специально предусмотренных в законе.
Законом РФ от 12.06.1992 N 2988-1 в ст.38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР были внесены изменения, в соответствии с которыми время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы стало засчитываться в общий трудовой стаж. Учет проработанного времени был возложен на администрацию исправительно - трудового учреждения и производился ею по итогам календарного года. При систематическом уклонении осужденным от выполнения трудовых заданий или ином проявлении им недобросовестного отношения к труду соответствующий период времени исключается по представлению администрации исправительно - трудового учреждения из общего трудового стажа осужденного решением суда.
Бобылев А.В. в период с 1975 по 1996 г. шесть раз был судим за различные преступления с назначением наказания в виде лишения свободы. Четыре из них – судимости до 1 сентября 1992 г. л.д.14).
Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 12.06.1992 г. N 2989-1 о порядке введения в действие Закона РФ N 2988-1 от 12.06.1992, принятая этим законом в новой редакции ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР вступает в силу с 01.09.1992 г. Обратной силы данная норма не имеет.
В связи с внесением изменения в ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 02.11.1992 г. N 1-94-У была принята Инструкция "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж" (далее – инструкция), в п. 1.1 которой также указано о том, что положение ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР вступает в силу только с 01.09.1992 г.
Отказывая в принятии к производству жалобы гражданина Ерышева В.И. Конституционный Суд РФ в своем определении от 23 марта 2010 г. №439-О-О подтвердил ранее сформированную им правовую позицию, в соответствии с которой решение вопроса о придании законодательному акту, устанавливающему дополнительные социально-экономические гарантии, обратной силы является исключительной прерогативой законодателя.
Таким образом, периоды работы в местах лишения свободы до 1 сентября 1992 г. не подлежат включению в трудовой стаж.
Как указано выше, после внесения изменений в ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы стало учитываться в порядке, определенном Инструкцией.
Согласно 2.1 инструкции документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, является трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, выдаваемая администрацией исправительно - трудового учреждения (Приложение N 1).
Как видно из образца справки содержащейся в приложении л.д.29), её содержание отличается от содержания справки об освобождении л.д.14). Справка об освобождении не содержит сведений о работе и её периодах.
Таким образом, представлявшаяся Бобылевым А.В. в управление справка об освобождении не является тем документом, на основании которого определяется трудовой стаж.
Истцу разъяснялось, каким доказательством могут быть подтверждены периоды работы, что суд может оказать ему содействие в сборе доказательств, однако он отказался представлять сведения о его работе в местах лишения свободы в 1994 – 1998 годах.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст.151 ГК РФ).
Истец просил компенсировать моральный вред, причиненный ему несвоевременной и не в полном объеме выплате денежных средств, то есть в связи с нарушением имущественных прав.
В настоящем судебном заседании установлено, что управление не допустило действий или бездействия, которые бы нарушили неимущественные права и блага истца.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требования о компенсации морального вреда Бобылеву А.В. также следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Бобылеву А.В. в удовлетворении всех требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский райсуд в течение 10 дней.
Председательствующий: