Дело №2-2440/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2010 г.
Заднепровский районный суд г. Смоленска
в лице председательствующего судьи Хрисанфова И.В.
при секретаре Шульковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шитикова А.А. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию об определении размера денежной компенсации, возмещении убытков,
установил:
Шитиков А.А. просит обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию (далее – департамент) установить ему с 1 августа 2010 г. размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 1300 рублей 12 копеек, взыскать с ответчика задолженность, возникшую вследствие несвоевременной выплаты денежных средств в период с 01.01.2005 г. по 31.07.2010 г. в сумме 24876 рублей 01 копейку.
В обосновании своих требований истец сослался на то, что решением суда от 27 октября 2004 г. отдел социальной защиты населения Заднепровского района г. Смоленска обязан был ему с 1 сентября 2004 г. установить размер компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 724 рубля 40 копеек с последующей индексацией в соответствии с законодательством РФ до 1 сентября 2007 г. Однако индексация в соответствии с решением суда не проводилась. По состоянию на 1 августа 2010 г. размер компенсации должен составлять 1300 рублей 12 копеек. В связи с уплатой компенсации в меньшем размере образовалась задолженность в сумме 21730 рублей. Так как покупательная способность невыплаченных денежных средств вследствие инфляции уменьшилась, задолженность составляет 24168 рублей 16 копеек. С учетом суммы, которая ему не доплачена за июль 2010 г. (707 рублей 85 копеек), задолженность составляет 24876 рублей 01 копейку.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Его представитель Новиков И.Е. требования поддержал. Он уточнил основания иска: просил взыскать задолженность за период с 1 сентября 2007 г. по 31 июля 2010 г., уменьшив размер требования до 24607 рублей 98 копеек (л.д.25).
Новиков И.Е. также пояснил, что с 1 сентября 2004 г. по 1 сентября 2007 г. Шитикову А.А. выплачивалась на приобретение продовольственных товаров сумма, определенная решением суда. После 1 сентября 2007 г. истцу стали выплачивать компенсацию в размере, установленной постановлением Правительства РФ.
Представитель департамента Коростелев Д.И. иск не признал. Он пояснил, что с 1 января 2005 г. отделы социальной защиты населения в администрациях районов Смоленской области были ликвидированы, а полномочия в сфере защиты населения переданы департаменту. Департамент выплачивал истцу компенсацию в соответствии с решением суда до 1 сентября 2007 г. С 1 сентября 2007 г. компенсация выплачивается в размере, установленном Правительством РФ, поскольку она не входит в объем возмещения вреда. Вины департамента в том, что Шитикову А.А. несвоевременно производились выплаты, нет. Расчет размера компенсации и задолженности с учетом инфляции арифметически верен.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее – закон) гражданам РФ гарантируются установленные законом возмещение вреда, причиненного их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки.
Размеры выплат гражданам, установленные законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст.5 закона).
В соответствии с п.1 ст.6. "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Шитиков А.А. является инвалидом с сентября 2002 г. Инвалидность связана с заболеванием, полученным вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д.27).
Решением <данные изъяты> суда г. Смоленска от 27 октября 2010 г. суд обязал отдел социальной защиты населения Заднепровского района г. Смоленска установить Шитикову А.А. с 1 сентября 2004 г. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 724 рубля 40 копеек с последующей индексацией в соответствии с законодательством РФ до 1 сентября 2007 г. (л.д.6-8). При этом судом было установлено, что истец является инвалидом 3-й группы. Инвалидность установлена до 1 сентября 2007 г.
Как видно из справки, выданной департаментом (л.д.11), с 1 сентября 2004 г. по 1 сентября 2007 г. истцу компенсация выплачивалась и индексировалась в соответствии с указанным решением суда. Это обстоятельство подтвердил в судебном заседании и Новиков И.Е.
Из этой же справки усматривается, что после 1 сентября 2007 г. ежемесячная компенсация Шитикову А.А. выплачивалась в следующих размерах: до 31.12.2007 г. – 431 рубль 21 копейка; с 1 января по 31 декабря 2008 г. – 476 рублей 49 копеек; с 1 января по 31 декабря 2009 г. – 538 рублей 43 копейки; с 1 января 2010 г. – 592 рубля 27 копеек.
Такой размер компенсации определен вопреки решению суда и действующему законодательству.
После 1 сентября 2007 г. истец не перестал быть инвалидом, что подтверждается справкой медико-социальной экспертизы от 13 сентября 2007 г. Инвалидность установлена до 1 октября 2012 года (л.д.28). Следовательно, он не утратил право на получение компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной п.13 ст.14 закона для инвалидов.
Как указано выше, решением суда на 1 сентября 2004 г. размер компенсации на приобретение продовольственных товаров установлен в сумме 724 рубля 40 копеек.
В соответствии с законом, Постановлениями Правительства РФ эта сумма должна была увеличиваться следующим образом:
с 01.01.2005 г. - в 1,11 раза (Постановление Правительства РФ от 07.05.2005 N 292 (ред. от 03.03.2007) "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС");
с 01.01.2006 г. – в 1,09 раза (Постановление Правительства РФ от 25.04.2006 N 246 (ред. от 03.03.2007) "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС");
с 01.01.2007 г. – в 1,08 раза (Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Таким образом, по состоянию на 1 сентября 2007 г. размер компенсации на приобретение продовольственных товаров должен был составлять 946 рублей 57 копеек (724,40 х 11,11 х 1,09 х 1,08?946,57).
С 01.01.2008 г. размер компенсации увеличен в 1,105 раза (Постановление Правительства РФ от 21.12.2007 N 914 (ред. от 24.12.2008) "Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") и должен был составлять 1045 рублей 96 копеек;
с 01.01.2009 г. размер компенсации увеличен в 1,13 раза (Постановление Правительства РФ от 21.12.2007 N 914 (ред. от 07.07.2009) "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") и должен был составлять 1181 рубль 93 копейки;
с 01.01.2010 г. размер компенсации увеличен в 1,1 раза (Постановление Правительства РФ от 16.12.2009 N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Таким образом, по состоянию на 1 августа 2010 г. размер компенсации составит 1300 рублей 12 копеек (946,57 х 1,105 х 1,13 х 1,1?1300,12).
Довод представителя ответчика о том, что после 1 сентября 2007 г. компенсацию следует выплачивать в размере, установленном Постановлением Правительства, несостоятелен.
Ни статья 5 закона, ни принятые на ее основе нормативные правовые акты, в том числе и Постановление Правительства РФ не предполагают проведение какого-либо перерасчета установленных в соответствии с судебными решениями размеров компенсационных выплат и придание обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат установлены на основании судебных решений, принятых со дня вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 11-П (19.06.2002) до дня вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ (29.05.2004).
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7) разъяснено, что решения об индексации ежемесячных компенсационных выплат в возмещение вреда исходя из прожиточного минимума не могут быть пересмотрены только по тем основаниям, что редакция части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ была изменена Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ и этой норме придана обратная сила, поскольку они были вынесены на основании действовавшей в тот период редакции закона с учетом положений, закрепленных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П. Такие решения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (статья 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Как видно из решения, размер компенсации установлен судом в соответствии с действовавшим в период получения компенсации законодательством, решение вступило в законную силу, не изменялось и, следовательно, именно его следует принимать во внимание при определении размера. Совершенно очевидно, что при сохранении инвалидности, при ежегодной индексации (увеличении) размера компенсации, в сентябре 2007 г. и позже она не может быть менее той, какая определена решением суда в 2004 г.
Так как инвалидность установлена до 1 октября 2012 года выплату суммы компенсации и индексацию следует производить именно до этой даты.
Вследствие выплаты компенсации в меньшем размере в период с 1 сентября 2007 г. по 31 июля 2010 г. образовалась задолженность. В сентябре – декабре 2007 г. она составлял 515 рублей 36 копеек ежемесячно (946,57-431,21=515,36); в 2008 г. она составила 569 рублей 47 копеек ежемесячно (1045,96-476,49=569,47); в 2009 г. – 643 рубля 50 копеек ежемесячно ( (1181,93 – 538,43=643,5); в 2010 г. – 707 рублей 85 копеек ежемесячно (1300,12 – 592,27=707,85). Таким образом, за период с 1 сентября 2007 г. по 30 июня 2010 г. задолженность составила 20864 рубля 18 копеек (515,36х4+569,47х12+643,50х12+707,85х6=20864,18).
Уровень инфляции - скорость измерения цен за определенный период (месяц, год), определяемая величиной их прироста в процентах за этот период; устанавливается по индексу потребительских цен и цен средств производства. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б."Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006).
Поскольку законом предусматривается индексация выплат исходя из уровня инфляции, Правительством принимались решения об их индексации, следует признать, что в указанный период имела место быть инфляция и денежные средства в сумме 20864 рубля 18 копеек, которые не были выплачены Шитикову А.А. своевременно, частично утратили свою покупательную способность.
В упомянутом выше Постановлении Пленума Верховный Суд РФ разъяснил, что суд вправе с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации, удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации, поскольку задержка выплаты назначенных сумм в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу (п.16).
Из справки Росстата видно, что с учетом инфляции сумма задолженности за период с 1 сентября 2007 г. по 30 июня 2010 г. составила 23900 рублей 13 копеек (л.д.26).
Представитель ответчика не оспаривает правильность исчисления этой суммы.
Поскольку в июле 2010 г. компенсация также была выплачена в меньшем размере (на 707 рублей 85 копеек) долг перед истцом составляет 24607 рублей 98 копеек.
В соответствии с ч.1 ст.100 стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истец уплатил юридической фирме «<данные изъяты>» 3000 рублей, что подтверждается квитанцией (л.д.21), договором (л.д.29).
Учитывая сложность дела, количество судебных заседаний, размер удовлетворенных требований, суд находит разумным взыскать в возмещение судебных расходов 2000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию установить Шитикову А.А. с 1 августа 2010 г. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 1300 рублей 12 копеек (одна тысяча триста) рублей 12 (двенадцать) копеек с последующей индексацией этой суммы в соответствии с законодательством РФ до 1 октября 2012 года.
Взыскать с Департамент Смоленской области по социальному развитию за счет средств федерального бюджета в пользу Шитикова А.А. задолженность за период с 1 сентября 2007 г. по 31 июля 2010 г. в сумме 24607 рублей 98 копеек, расходы по оплате услуг представителя 2000 рублей, почтовые расходы 28 рублей 75 копеек, а всего 26636 (двадцать шесть тысяч шестьсот тридцать шесть) рублей 73 (семьдесят три) копейки.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский райсуд в течение 10 дней.
Председательствующий: