2010.10.13. - Решение признание недействительным общего собрания председателя, переизбрание предселателя, признание правомочным собрание признание неправомерным избрание председателя.



Дело № 2 - 2159

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2010 года

Заднепровский районный суд г. Смоленска

Судья Штейнле А.Л. при секретаре Домнич М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чуйкова Е.П. к Ермакову М.И. о признании недействительным решения общего собрания членов ГСК и встречному иску Ермакова М.И. к Чуйкову Е.П. о признании правомочным решения общего собрания членов ГСК о переизбрании председателя ГСК, о признании неправомерным избрание председателя ГСК

Установил:

Чуйков Е.П. обратился в суд с иском к Ермакову М.И. об устранении препятствий к исполнению обязанностей председателя правления гаражно-строительного кооператива «Чайка-1» (далее ГСК «Чайка-1»), ссылаясь на то, что 11.04.2010 г. было проведено общее собрание членов ГСК, которое не может быть признано состоявшимся, поскольку на нем присутствовало 38 человек, из которых не все являлись членами кооператива при минимально необходимом количестве 168 человек. Ответчик требует передачи ему всех дел ГСК, срывает информационные листки, мешает исполнять обязанности председателя правления ГСК (л.д. 2).

В последующем истец изменил требования и вместо вышеуказанного требует признать недействительным решение общего собрания членов ГСК «Чайка-1» от 11.04.2010 г., сославшись на то, что является председателем правления ГСК. 11.04.2010 г. по его инициативе состоялось общее собрание членов ГСК. Протокол общего собрания никем не велся и появился спустя две недели. Согласно п.2.1.3 Устава ГСК общее собрание признается состоявшимся при участии в нем не менее двух третей членов кооператива или их доверенных лиц. Минимальное число членов ГСК на собрании должно быть 224, а присутствовало незначительное количество людей. Данное собрание проведено при отсутствии кворума, а поэтому недействительно (л.д. 53, 54).

Ермаков М.И. обратился к Чуйкову Е.П. со встречным исковым заявлением, в котором требует признать законным и обоснованным принятое на общем собрании членов ГСК «Чайка-1» от 11.04.2010 г. решение об избрании правления и председателя ГСК и признать избрание Чуйкова Е.П. председателем ГСК «Чайка-1» недействительным, обязать его передать по акту вновь избранному председателю Захаренкову С.А. и правлению кооператива правоустанавливающие документы ГСК и печать, письменный отчет о проделанной работе. Обосновывает свои требования тем, что 16.02.2008 г. общим собранием членов ГСК «Чайка-1» Чуйков Е.П. был избран председателем кооператива. Согласно п.2.3.1 Устава, председатель избирается составом правления и утверждается общим собранием членов кооператива сроком на 2 года. Пролонгации полномочий председателя Уставом не предусмотрено, поэтому его полномочия истекли. 11.04.2010 г. состоялось общее собрание членов ГСК, в котором принимало участие 38 членов ГСК, что соответствует п.2.1.3 Устава, предусматривающем, что собрание признается состоявшимся при участии в нем не менее одной десятой членов ГСК. Решением данного собрания вместо Чуйкова был избран новый председатель кооператива и было предложено Чуйкову передать все правоустанавливающие документы ГСК, печать кооператива новому председателю, однако, Чуйков отказался это сделать (л.д.46-48).

В судебном заседании истец Чуйков Е.П. измененные исковые требования поддержал, встречный иск не признал, доводы заявления подтвердил, пояснив, что Устав ГСК «Чайка-1» от ДД.ММ.ГГГГ. был утвержден общим собранием членов ГСК от 13.11.1995 г. и зарегистрирован постановлением главы администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ. В последующем изменений в Устав не вносилось. В кооперативе 335 человек. На общем собрании от 11.04.2010 г., на котором решался вопрос о его переизбрании, присутствовало всего 26 членов ГСК и еще 12 посторонних лиц, у которых отсутствовали полномочия представлять на собрании интересы иных членов кооператива. Поэтому собрание не правомочно было принимать какие-либо решения. Владельцем гаража в кооперативе он является с лета 2007 г. Избран был председателем ГСК в феврале 2008 г. общим собранием, на котором присутствовало 59 членов ГСК.

В свою очередь Ермаков М.И. настаивал на удовлетворении своих требований и не признал требования Чуйкова. Суду пояснил, что в кооперативе 338 владельцев гаражей, некоторым из них принадлежит несколько гаражей. По количеству голосов членов кооператива около 334-335 человек. На общем собрании ГСК о переизбрании председателя кооператива Чуйкова присутствовало 38 человек, из которых не все были членами ГСК. Несколько человек были их родственники. Доверенностей на представление интересов отсутствующих на собрании членов ГСК он представить не может. Если, считать что правомочным является собрание при участии в нем двух третей членов кооператива, то Чуйкова избирали председателем ГСК на собрании в феврале 2008 г. также при отсутствии необходимого количества членов ГСК. Собрание было нелегитимным, так как на нем присутствовало 52 члена ГСК и полномочий у него возникнуть не могло. На момент избрания Чуйкова председателем ГСК он не был членом кооператива, так как не являлся владельцем гаража в ГСК.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида (пункт 2 статьи 52 ГК РФ).

Согласно пункта 2 статьи 116 ГК РФ устав потребительского кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. При этом порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

В судебном заседании установлено, чтоПостановлением № от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован Устав ГСК «Чайка-1» от ДД.ММ.ГГГГ. утвержденный общим собранием членов ГСК от 13.11.1995 г. (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.). ДД.ММ.ГГГГ произведена перерегистрация ГСК «Чайка-1» за основным государственным регистрационным номером № в едином государственном реестре юридических лиц, что подтверждается копией Устава (л.д. 55-63, 81-85, 102-110), постановления главы администрации Заднепровского района № (л.д. 80), свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.122).

Согласно пункту 1.3 Устава ГСК «Чайка-1» кооператив считается созданным со дня регистрации администрацией района утвержденного общим собранием его членов Устава.

В соответствии с п. 2.1.1 Устава высшим органом управления ГСК является общее собрание членов, которое наделено исключительными полномочиями по ряду вопросов, в том числе определение основных направлений деятельности ГСК и его планов, утверждение отчетов об их выполнении, внесение изменений и дополнений в Устав, избрание правления и утверждение председателя. В пункте 2.1.3 Устава закреплено, что общее собрание ГСК считается состоявшимся при участии в нем не менее двух третей членов кооператива или их доверенных лиц (л.д.57, 104). Согласно п.2.3.1 Устава председатель избирается составом правления и утверждается в этой должности общим собранием членов кооператива сроком на два года, возглавляет правление и руководит его работой (л.д. 58, 105). При этом суд руководствуется положениями Устава ГСК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55-63, 81-85, 102-110).

Представленные ответчиком Ермаковым М.И. копии Уставов, в пунктах 2.1.3 которых предусмотрено, что общее собрание признается состоявшимся при участии в нем не менее половины членов кооператива или их доверенных лиц, а в случае невозможности собрать необходимое количество членов ГСК, общего собрание признается состоявшимся при участии в нем не менее одной десятой членов ГСК (л.д.19-20, 32-33), не имеют для дела юридического значения и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку эти Уставы общим собранием членов ГСК не принимались, в установленном порядке не регистрировались. Как следует из ответов администрации Заднепровского района г. Смоленска и архивного отдела администрации г. Смоленска, сведений ИФНС, на сегодняшний момент в ГСК «Чайка-1» действует Устав, зарегистрированный в администрации района на основании распоряжения главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д. 80-85, 101-110), какие либо изменения в этот Устав, его перерегистрация, не производились (л.д. 79, 100). Доказательств, свидетельствующих об обратном сторонами не представлено.

Как следует из материалов дела, объяснений сторон, 11 апреля 2010 г. состоялось общее отчетно-выборное собрание членов ГСК «Чайка-1», на котором, вместо председателя Правления кооператива Чуйкова Е.П. выбран новый председатель Правления ГСК <данные изъяты> Согласно списочной численности членов ГСК «Чайка-1», с учетом объяснения сторон, о том, что некоторым членам кооператива принадлежит несколько гаражей, общее количество членов ГСК на момент проведения общего собрания составляло 334 человек. На общем собрании присутствовало 38 человек, из которых некоторые не были членами кооператива, а являлись их родственниками и действовали без доверенностей. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, копией протокола № 1 общего собрания (л.д. 39-40), списком присутствующих на собрании (л.д.41), списком членов ГСК (л.д. 91-99, 111-119)

Действующим законодательством не урегулирован порядок управления гаражно-строительными кооперативами, поэтому с учетом требований статьи 52 ГК РФ суд руководствуется положениями действующего в ГСК Устава от ДД.ММ.ГГГГ

Исходя из положений п. 2.1.3 Устава кооператива общее собрание считается правомочным, если на нем присутствовало 223 члена ГСК (334 / 3 х 2). В данном случае, при принятии указанного решения о переизбрании председателя Правления кооператива, на общем собрании присутствовало менее 38 членов ГСК. Таким образом, общее собрание, проведенное 11 апреля 2010 г., не правомочно было принимать какие-либо решения. В соответствии с п. 3.4 Устава член кооператива вправе опротестовать незаконные решения общего собрания в суд. Следовательно, требование истца Чуйкова Е.П., являющегося членом кооператива, так как ему принадлежит в ГСК «Чайка-1» гараж и, он в соответствии с п.3.2 Устава имеет право на членство в кооперативе, хотя и отсутствуют документы о его принятии общим собранием в члены ГСК о признании решений данного общего собрания недействительными, подлежит удовлетворению.

16 февраля 2008 г. общим собранием членов ГСК «Чайка-1» председателем Правления ГСК был утвержден Чуйков Е.П. Общее количество членов ГСК на момент проведения общего собрания составляло 334 человек. На общем собрании присутствовало 59 членов кооператива. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, выпиской из протокола № 1 общего собрания (л.д. 7, 14), списком членов ГСК (л.д. 91-99, 111-119)

Как выше установлено, для признания общего собрания состоявшимся и правомочным принимать решения необходимо, чтобы на нем присутствовало 223 члена ГСК или их доверенных лиц. Поскольку необходимого количества членов ГСК в общем собрании участия не принимало, поэтому, избрание Чуйкова Е.П. председателем гаражно-строительного кооператива «Чайка-1» общим собранием членов ГСК «Чайка-1» от 16 февраля 2008 года является недействительным.

Требования Ермакова М.И. о признании законным и обоснованным принятого на общем собрании членов ГСК «Чайка-1» от 11.04.2010 г. решения об избрании правления и председателя ГСК и понуждении Чуйкова Е.П. передать по акту вновь избранному председателю <данные изъяты>. и правлению кооператива правоустанавливающие документы ГСК и печать, письменный отчет о проделанной работе удовлетворению не подлежат, так как решения общего собрания членов ГСК «Чайка-1» от 11.04.2010 г. являются недействительными по вышеуказанным основаниям

Каждый из сторон должен возместить друг другу уплаченную при подаче искового заявления госпошлину пропорционально размеру удовлетворенных требований, т.е. в сумме 200 руб. 00 коп. (ст.410 ГК РФ суд производит зачет данных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Чуйкова Е.П. удовлетворить.

Признать недействительным решение отчетно-выборного общего собрания членов гаражно-строительного кооператива «Чайка-1» от 11 апреля 2010 года.

Встречные исковые требования Ермакова М.И. удовлетворить частично.

Признать избрание Чуйкова Е.П. председателем гаражно-строительного кооператива «Чайка-1» общим собранием членов ГСК «Чайка-1» от 16 февраля 2008 года недействительным.

В остальной части встречных исковых требований отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд города Смоленска в течение десяти дней.

Судья А.Л. Штейнле

Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2010 года