2010.10.19. - решение о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного ДТП



Дело № 2 - 2636

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2010 года

Заднепровский районный суд г. Смоленска

Судья Штейнле А.Л. при секретаре Домнич М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова В.И. к Администрации г. Смоленска о признании права собственности на самовольную постройку

Установил:

Морозов В.И. обратился в суд с иском к Администрации г. Смоленска о признании за ним права собственности на фундамент площадью 29,6 кв. м., по адресу: г. Смоленск, <адрес>, расположенный на земельном участке площадью 1430 кв. м., сославшись на то, что он является сыном и единственным наследником первой очереди по закону ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ При жизни ФИО1 построил жилой дом по указанному адресу, однако, необходимых документов, связанных с постройкой дома и подтверждающих право собственности умершего ФИО1. не имеется. ФИО1 уплачивал земельный налог, начисляемый ему исходя из размера земельного участка (1430 кв. м.), что по мнению истца свидетельствует о законном пользовании земельным участком. Жилой дом № № в <адрес> г. Смоленска ФИО1 был застрахован. 01.10.2007 г. в результате пожара данный дом сгорел, после него остался фундамент площадью 29,6 кв. м.

Согласно заключению от 15.07.2010 г. «О соответствии предъявляемым нормам и требованиям СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания», СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», конструкции фундаментов строения под литером «А» на земельном участке № могут быть использованы после выполнения работ по реконструкции фундаментов с выполнением работ по усилению существующих конструкций. Чьих либо прав или законных интересов фундамент площадью 29,6 кв. м., не нарушает.

Других наследников кроме истца нет. В последние годы жизни ФИО1 и сразу после его смерти истец постоянно пользовался и владел указанным жилым домом, нес расходы по его эксплуатации, осуществлял текущий ремонт дома, принимал меры по его сохранению, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, задолженностей по оплате всех необходимых налогов не имел. Таким образом, он фактически принял наследство в виде жилого дома № после смерти ФИО1. При обращении к нотариусу ему было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по причине отсутствия документов бесспорно подтверждающих право собственности умершего ФИО1 на жилой дом, а также, доказательств, свидетельствующих о фактическом принятии Морозовым В.И. наследства. В настоящее время он намерен восстановить дом после пожара.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще, его представитель Киреев А.А. исковые требования поддержал, обстоятельства, изложенные в заявлении подтвердил.

Представитель ответчика Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился. Ответчик указал, что у Администрации города нет возражений по существу иска, просил рассмотреть дело без участия его представителя (л.д. 35).

Департамент имущественных и земельных отношений по Смоленской области, привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица просил рассмотреть дело без участия его представителя, возражений на иск не представил, в письменном отзыве указал, что предоставит истцу земельный участок под объектом недвижимого имущества в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ за плату (л.д.24).

Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданный без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.

Как следует из материалов дела, сведений исполнительного комитета Смоленского городского совета депутатов трудящихся от 22 августа 1977 года (л.д. 47), платежных извещений и квитанций об уплате земельного налога (л.д. 7-11), в пользовании ФИО1 находился земельный участок площадью 600 кв. м по адресу <адрес> в г. Смоленске. Фактически же им использовался земельным участком по указанному адресу площадью 1430 кв. м. Сведений о постановке данного земельного участка на кадастровый учет сторонами не представлено. На этом земельном участке ФИО1. без соответствующего разрешения и ввода в эксплуатацию был построен жилой дом (копия справки № л.д.30, план земельного участка л.д.49). Как следует из справки ГУ МЧС России по Смоленской области от 02.10.2007 г. № и справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 21.06.2010 г. указанный дом по адресу <адрес> г. Смоленска сгорел 01.10.2007 года.

В настоящее время по данным ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное – БТИ» указанный жилой дом после пожара числится за ФИО1. и представляет собой строение площадью застройки – 29,6 кв. м со степенью износа 77% (фундамент – 55%, стены – 80%. (л.д. 15, 16, 30, 49). Как видно из технического заключения и дополнения к нему (л.д. 17-18, 45) конструкции фундаментов сгоревшего дома могут быть использованы для строительства жилого дома и соответствуют требованиям СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», поэтому, поскольку данное строение прочно связано с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в соответствие с п.1 ст. 130 ГК РФ данное строение в виде фундамента является объектом недвижимого имущества

Изложенные обстоятельства указывают, что названный объект недвижимости является самовольной постройкой и расположен на земельном участке, находившемся в пользовании ФИО1 на законных основаниях.

В соответствии с п.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с техническим заключением главного инженера АНО «Смоленсккурорт» Луньковой Н.И. от 15.07.2010 г. и дополнением к заключению от 16.10.2010 г., фундаменты строения № в <адрес> г. Смоленска кирпичные и монолитные, после выполнения работ по их усилению с целью дальнейшего использования для строительства жилого дома, соответствуют требованиям СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты». Противопожарные расстояния между строением № после пожара и соседними домами соответствуют требованиям СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Строение не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Поэтому, при указанных обстоятельствах, судом не установлено, что названная самовольная постройка в виде фундамента сгоревшего жилого дома №, общей площадью застройки 29,6 кв. м в <адрес> г. Смоленске нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы, и на нее за Морозовым В.И. может быть признано право собственности.

Согласно п.1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В соответствие со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст.1141 п.1 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ. В соответствии со ст. 1142 п.1 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

После смерти ФИО1. 17.10.1996 г., его сын, Морозов В.И. в соответствии с п.2 ст.1153 ГК РФ фактически принял наследство, в том числе право требовать признания за ним права собственности на данную самовольную постройку, т.к. на момент смерти отца, проживал совместно с ним (свидетельство о смерти, рождении, справка с места жительства л.д. 4-6). Другой наследник по закону, мать истца, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. После ее смерти Морозов В.И. также принял наследство, о чем свидетельствует надпись на свидетельстве о смерти ФИО2. (л.д. 46).

Помимо истца, других наследников первой очереди по закону к указанному имуществу либо лиц претендующих на данное наследство, судом не установлено (сведения нотариуса л.д. 27).

Все исследованные доказательства подтверждают довод истца, что за ним может быть признано право собственности на строение - жилой дом после пожара в виде фундамента общей площадью 29,6 кв. м расположенное в <адрес> под № в г. Смоленске.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Морозовым В.И. право собственности на строение - жилой дом после пожара в виде его фундамента, площадью застройки - 29,6 кв. м, расположенное в <адрес> г. Смоленска под № на земельном участке фактической площадью использования 1430 кв. м,

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья А.Л. Штейнле