Дело № 2 –2391
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2010 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
в составе председательствующего судьи Хананеевой В.В.,
при секретаре Шульковой В.В.,
с участием представителя истца Чепикова Ю.Н.,
представителя ответчика Головко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логачевой Л.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ
Логачева обратилась с иском о признании права собственности на земельный участок площадью 2512 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, литера А.
Определением суда от 14 сентября 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчиков привлечены ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Смоленской области, С. (л.д.54-56).
В судебное заседание Логачева не явилась.
Представитель истицы Чепиков Ю.Н. уменьшил размер исковых требований, просит признать право собственности на земельный участок площадью 2303 кв.м. В обоснование иска пояснил, что в 1963 году В. было построено два жилых дома, одновременно стали использоваться земельные участки, на которых расположены дома. Правоустанавливающих документов на дома и земельные участки не имелось. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ за Логачевой признано право собственности на дом под литерой А. Дом под литерой Б находится во владении С.. Истица продолжает использовать земельный участок, который находится во владении с 1963 года. Он состоит из двух участков: под домом площадью 2303 кв.м, через дорогу – участок площадью 209 кв.м, на нем расположены хозяйственные постройки. В связи с длительным использованием участка площадью 2303 кв.м, уплатой земельного налога истица просит признать на него право собственности. Кроме того, истца является ветераном труда.
Представитель ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Головко О.В. иски не признала и пояснила, что документов о предоставлении земельного участка не имеется, поэтому он может быть приобретен в собственность за плату. Ветеранам труда предоставляются свободные земельные участки. Строение являлось самовольной постройкой, сделки, направленной на приобретение дома с земельным участком, не было.
Третье лицо - С. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении не возражала относительно удовлетворения иска, указав, что спора о границах не имеется.
Представитель третьего лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Смоленской области» в судебное заседание не явился, письменно сообщил, что кадастровый учет земельного участка осуществлен на основании перечня ранее учтенных участков от ДД.ММ.ГГГГ, он не закоординирован.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд удовлетворяет иск.
Как следует из кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке по ул. <адрес> г. Смоленска, д.3 имеется два дома (л.д.7-8).
Решением Заднепровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за Логачевой Л.В. признано право собственности на самовольную постройку – дом № по ул. <адрес>, литера А, право собственности зарегистрировано в установленном порядке (л.д.10-12).
Дом под литерой Б находится во владении С. (л.д.6, 60).
Согласно п.1 ст. 36 ЗК РФ собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены эти здания, строения, сооружения. Указанное право осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из межевого плана следует, что в фактическом пользовании Логачевой находятся два участка площадью 2303 кв.м и 209 кв.м, между ним располагается проезд (л.д.27-41).
В соответствии с ч.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Земельные участки, отраженные в межевом плане, разделены проездом, они являются самостоятельными объектами земельных отношений. Их нельзя рассматривать в качестве единого земельного участка, поскольку такой вариант образования участка представляет собой чересполосицу, тем самым нарушает требование закона.
Жилой дом располагается на земельном участке площадью 2303 кв.м, поэтому приватизации в соответствии со ст. 36 ЗК РФ подлежит данный участок.
П.5 ч.1 ст. 1 ЗК РФ закрепляет принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона РФ от 25октября2001года
N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
По смыслу приведенной нормы, право оформления в собственность фактически занимаемого участка возникает, если у приобретателя жилого дома имелось право на использование занимаемого земельного участка, однако оформление этого права не было произведено.
Как установил суд при вынесении решения, жилой дом № литера А был построен в 1963 году. Следовательно, с момента возведения дома его владельцы стали использовать земельный участок.
Из кадастрового паспорта здания и кадастровых выписок о земельном участке (л.д.42-43) следует, что под двумя жилыми домами сформированы самостоятельные земельные участки, стоящие на кадастровом учете.
С. указывает, что спора о границах земельных участков не имеется.
План земельного участка 1976 года подтверждает, что в фактическом пользовании под домом с литерой А находился земельный участок площадью 2442 кв.м, под вторым домом участок площадью 1303 кв.м (л.д.46).
Планы 1964 года и 1970 года подтверждают использование земельных участков под жилыми домами примерно такой же конфигурации и размера (л.д.45, 47).
По данным БТИ 1996 года площадь участка под жилым домом с литерой А составляла 2483 кв.м (л.д.44).
Согласно платежному извещению и квитанции в 1998 году начислялся и оплачивался земельный налог по данному адресу, исходя из площади 2512 кв.м (л.д.19).
Налоговые уведомления и квитанции (л.д.20-21, 49-53) свидетельствуют об уплате земельного налога до 2008 года.
Приведенные доказательства подтверждают, что с момента возведения жилого дома в пользование его владельцев поступил земельный участок, площадь и конфигурация которого не изменялась и по данным межевания составляет 2303 кв.м. Поскольку право собственности на жилой дом признано за истицей, следует признать, что использование земельного участка под домом являлось правомерным. Земельный участок стал использоваться вместе с жилым домом до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", что является основанием для приобретения участка в собственность бесплатно.
Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Иск удовлетворить.
Признать за Логачевой Л.В. право собственности на земельный участок, площадью 2303 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, литера А.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Председательствующий: