03 ноября 2010 года
Заднепровский районный суд гор. Смоленска
Судья Штейнле А.Л. при секретаре Домнич М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции ФНС России по городу Смоленску (далее Инспекция) к Григоряну С.Ш. о взыскании недоимки по налогам и пени,
Установил:
Инспекция обратилась с исковым заявлением к Григоряну С.Ш. о взыскании недоимки по земельному налогу в сумме 80391, 98 руб., в том числе за 2006 год – 3524,75 руб., за 2007 год – 3524,75 руб., за 2008 г. – 3524,75 руб., за 2009 год – 69817,73 руб., пени за просрочку уплаты этого налога в сумме 542,25 руб., а также, недоимки по налогу на имущество в размере 71772,55 руб., в том числе за 2008 год – 28952,59 руб., за 2009 год – 42819,96 руб. и пени за просрочку уплаты налога на имущество в размере 782,31 руб., кроме того, Инспекция просит восстановить пропущенный срок для взысканий земельного налога и налога на имущество за 2006 г.; 2007 г. и 2008 г.
При этом, Инспекция сослалась на то, что в постоянном (бессрочном) пользовании у ответчика находится земельный участок площадью <данные изъяты> в пос. <адрес> г. Смоленска. Там же расположено несколько строений, находящихся в его собственности, однако земельный налог и налог на имущество за указанные периоды им не уплачены.
В последствии, когда в суд была представлена справка об инвалидности ответчика, Инспекцией был произведен перерасчет налога на имущество, в связи с чем, истцом уточнены исковые требования в части размера недоимки по этому налогу, который, был им снижен до 54457,39 руб.
Представитель истца Заблоцкий С.С. исковые требования поддержал, обстоятельства изложенные в заявлении подтвердил. При этом пояснил, что в 2006, 2007, 2008 годах по земельному налогу и в 2008 г. по налогу на имущество ответчику не высылались налоговые уведомления и требования, поскольку Инспекции не были представлены соответствующие сведения из регистрирующих органов в отношении кадастровой стоимости земельного участка и сведения в отношении строений. До 2006 года Инспекцией исчислялся земельный налог на основании ранее поступавших от этих органов сведений и ответчиком оплачивался. Пеня рассчитывалась только за 2009 год и исходя из недоимки по налогам за данный год. В 2009 году кадастровая стоимость земельного участка значительно выросла в связи с принятием нового порядка ее исчисления. Изменение целевого назначения земельного участка после 01 января 2009 года значения не имеет, поскольку налоговая база определяется, как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января года являющегося налоговым периодом. Инспекция обращалась в Росреестр и земельную кадастровую палату по вопросу представления сведений из регистрирующих органов в отношении земельного участка и строений за период с 2006 г. по 2008 г., однако, ответы еще не получены.
Представитель не явившегося в суд ответчика, Чалова С.А., иск не признала, заявила о пропуске истцом срока давности обращения в суд по требованиям о взыскании недоимки по земельному налогу за 2006 – 2008 годы, по налогу на имущество за 2008 год, так как налоговых уведомлений и требований за эти периоды ее доверитель не получал. Она не отрицает того, что в бессрочном пользовании у истца находится указанный Инспекцией земельный участок, а в собственности – строения (торговый павильон, здание ресторана, спортивно-оздоровительный комплекс №, спортивно-оздоровительный комплекс №, шесть помещений для отдыха, шесть беседок) и соответственно, земельный налог и налог на имущество ответчиком за указанный налоговым органом период не уплачивался. Полагает, что неверно определена (завышена) кадастровая стоимость земельного участка, так как не учтено изменение целевого назначения земельного участка, произведенное в марте 2009 г. Размер нении и методику ее расчета не оспаривает, но просит снизить в связи с тяжелым материальным положением.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика и, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В Российской Федерации, в частности, установлены земельный налог и налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ).
Налогоплательщиками земельного налога признаются, в том числе физические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Согласно ст. 12 утвержденного решением Смоленского городского Совета положения о земельном налоге на территории города Смоленска уплата земельного налога физическими лицами производится на основании налогового уведомления направленного налоговыми органами, о подлежащей уплате суммы налога путем авансовых платежей в срок до 15 сентября и до 15 ноября текущего налогового периода. Сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, подлежит уплате в срок не позднее 15 февраля года, следующим за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 09.12.1991 г. (в дальнейшем Закон) плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
В силу статьи 2 Закона объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. На основании пункта 1 статьи 3 Закона налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Максимальная ставка налога не может превышать 2.0 %.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
Согласно абз.2 пункта 2, пунктов 8, 9 статьи 5 Закона за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Как следует из объяснений представителей сторон и копии кадастровой выписки о земельном участке, ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок в <адрес> г. Смоленска с кадастровым № (л.д. 47).
Согласно выписке из базы данных ИФНС России по городу Смоленску, копиям соответствующих свидетельств о государственной регистрации права, ответчику также принадлежит на праве собственности 16 расположенных в пос. <адрес> города Смоленска строений, в том числе торговый павильон, здание ресторана, спортивно-оздоровительный комплекс №, спортивно-оздоровительный комплекс №, шесть помещений для отдыха и шесть беседок (л.д. 30-46, 66-67).
Тот факт, что земельный налог на данный земельный участок, за период с 2006 г. по 2009 г., а также налог на имущество (указанные строения) за 2008 г. и 2009 г. ответчиком не уплачен, никем не оспаривается.
Согласно представленных истцом расчетов, ответчик должен был уплатить налог на землю в сумме - 80391, 98 руб., в том числе за 2006 год – 3524,75 руб., за 2007 год – 3524,75 руб., за 2008 г. – 3524,75 руб., за 2009 год – 69817,73 руб., а также, налог на имущество (указанные строения) слогу аетсялог на имущество (указанные строения) за период 2008 г., а ткже шесть беседок (л.д. сударственной регистрации правав размере 54457,39 руб., в том числе, за 2008 год – 28952,59 руб., за 2009 год – 25504,80 руб. В соответствии с пунктами 1, 10 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сбора и штрафов.
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
При неуплате плательщиком налога в установленный срок требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (статья 70 НК РФ), а при неисполнении требования исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока его исполнения. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (статья 48 НК РФ). Положения п. 2 ст. 70 НК РФ не подлежат применению в данном случае, так как истец не производил налоговых проверок (ст. 87 НК РФ).
Ответчик был обязан заплатить земельный налог за 2006 г. в срок не позднее 15 февраля 2007 г., соответственно за 2007 г. в срок не позднее 15 февраля 2008 г., за 2008 г. не позднее 15 февраля 2009 г., за 2009 г. не позднее 15 февраля 2010 г. Налог на имущество должен был быть уплачен за 2008 год не позднее 15 ноября 2008 г., за 2009 г. не позднее 15 ноября 2009 г.
Согласно п. 4 статьи 5 Закона, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 391, пунктом 12 статьи 396 НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц уплачивается на основании налогового уведомления, т. е. обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения этого уведомления (п. 8 ст. 5 закона РФ от 09 декабря 1991 года «О налогах на имущество физических лиц», п. 4 ст. 57, п. 4 ст. 396. п. 4 ст. 397 НК РФ).
Как следует из объяснений представителя истца уведомление за 2008 г. по налогу на имущество направлялось ответчику только в 2009 г., а уведомления по налогу на землю в 2006, 2007, 2008 годах ответчику вообще не высылались, поскольку Управлением Росреестра по Смоленской области истцу не были представлены соответствующие сведения в отношении кадастровой стоимости земельного участка.
Сведения, необходимые для исчисления земельного налога за 2006-2008 годы были предоставлены Управлением Росрегистрации по Смоленской области только 26.01.2009 г., а налога на имущество ответчика за 2008 год – 15.01.2009 г.
В данном случае ответчику налоговым органом 22 мая 2009 г. направлялось налоговое уведомление по налогу на имущество за 2008 г. и 2009 г. с указанием последнего срока уплаты налога 16 ноября 2009 г., а 26 июня 2009 г. направлялось требование по земельному налогу за 2009 г. с тем же сроком уплаты налога (л.д. 10-12, 78). 23 ноября 2009 г. налоговым органом ответчику было направлено требование об уплате земельного налога за период с 2006 г. по 2009 г. и налога на имущество за 2008 г., 2009 г., а также пени, содержащие срок уплаты указанных в нем сумм 10 декабря 2009 года (л.д. 13-15). Представитель ответчика не отрицает факта получения этих налоговых документов.
Однако, истец, в виду неуплаты налога, был обязан направить требование об оплате налога и пени в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ), т.е. по налогу на имущество за 2008 г. не позднее 15 февраля 2009 года, а по налогу на землю не позднее за 2006 г. - 15.05.2007 г., за 2007 г. - 15.05.2008 г., за 2008 г. – 15.05.2009 г., так как, ответчик, был обязан заплатить данный налог за 2006 г. до 15.02.2007 г., за 2007 г. до 15.02.2008 г., за 2008 г. до 15.02.2009 г., и эти даты являются сроком выявления недоимки, а налоговому органу стало известно (должно было стать известно) о неуплате налога, именно в эти даты, поскольку исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, но направил соответственно 22.05.2009 г. и 23.11.2009 г. (л.д. 13-15), т. е. со значительным нарушением срока. Следовательно, необходимо исходить из сроков направления требования указанных в НК РФ, а, не исходя из сроков фактического направления требования. Истец в требовании установил срок для оплаты налога 10.12.2009 г., т.е. 17 дней. С учетом указанного срока, срок обращения истца в суд для взыскания недоимки по земельному налогу за 2006, 2007 и 2008 гг., по налогу на имущество за 2008 г. начинает течь соответственно с 03.06.2007, 2008, 2009 г.; по налогу на имущество за 2008 г. с 03.03.2009 г. Инспекция должна была подать исковое заявление по земельному налогу за 2006-2008 гг. в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования (п.2 ст. 48 НК РФ), т.е. до 03.12.2007, 2008, 2009 г.; по налогу на имущество за 2008 г. до 03.09.2009 г. Исковое заявление было направлено в суд 07.06.2010 г. Следовательно, срок обращения с иском в суд по указанным налогам за 2006-2008 гг. и 2008 г. был пропущен.
Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд, не представлено.
Пояснения представителя истца о том, что уведомления и требования об уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога могут быть направлены за три предыдущих года, не основаны на правильном толковании закона и противоречат вышеуказанным нормам права. Доказательств, свидетельствующих о том, что регистрирующие органы сведения, необходимые налоговому органу для исчисления налогов не направляли в Инспекцию в 2006-2008 годах и эти сведения были направлены только 15.01.09 и 26.01.2009 г., не представлено, как и не имеется доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд.
Письмо Управления ФНС по Смоленской области о направлении Инспекции сведений о земельных участках 26.01.2009 г. таким доказательством являться не может, поскольку указанные в письме сведения должны представляться в налоговые органы ежегодно и из него не видно, что в 2006 -2008 годы такие сведения регистрирующими органами в Инспекцию не представлялись. Данная информация органами, на которые Федеральными законами возложена обязанность ежегодно в установленные сроки, представлять в \Инспекцию необходимые сведения, не подтверждена.
Более того, как пояснил представитель истца, до 2006 года сведения о земельном участке ответчика в Инспекцию из регистрирующих органов представлялись, земельный налог исчислялся и ответчиком оплачивался. Следовательно, Инспекция располагала сведениями о земельном участке ответчика в спорные налоговые периоды и имела возможность исчислить земельный налог и направить ответчику соответствующие уведомления и требования о его уплате за период 2006-2008 годы. Даже в случае, если Инспекции кадастровая стоимость земли была неизвестна (не определена), для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», п.5 ст. 65 ЗК РФ).
В связи с указанным, оснований для восстановления срока обращения в суд не имеется.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных норм права, в исковых требованиях Инспекции о взыскании с ответчика недоимки по налогу на землю за 2006 г. в размере - 3524,75 руб., за 2007 г. в размере - 3524,75 руб. и за 2008 г. в размере - 3524,75 руб., а также недоимке по налогу на имущество за 2008 г. в размере – 28952,59 руб., необходимо отказать за необоснованностью.
Что касается взыскания недоимки по земельному налогу и налогу на имущество за 2009 г., то истец в требовании от 23.11.2009 г. установил срок для оплаты налога до 10.12.2009 г. Инспекция должна была подать исковое заявление по налогу на землю и имущество в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования (п.2 ст. 48 НК РФ), т.е. до 10.06.2010 г. Исковое заявление было направлено в суд 07.06.2010 г. Следовательно, срок обращения с иском в суд по налогу истцом не пропущен.
Срок, установленный законом, для уплаты недоимки по земельному налогу и налогу на имущество за 2009 г. истек 15.11.2009 г. Ответчику надлежащим образом направлялось требование о необходимости уплаты налогов (что подтверждается требованием № и списком внутренних почтовых отправлений), предлагалось числящую за Григоряном С.Ш. задолженность погасить в срок до 10.12.2009 г. (л.д. 13-15). В добровольном порядке Григорян С.Ш. в установленные законом, а также предложенные истцом сроки земельный налог, налог на имущество и начисленные пени в бюджет не внес, за ним числится задолженность по земельному налогу за 2009 г. в размере 69817,73 руб., по налогу на имущество - 25 504,80 руб. Сумму налога на имущество за 2009 год представитель ответчика не оспаривала.
Земельный налог за 2009 год истцом правомерно рассчитан на основании сведений Управления Роснедвижимости по Смоленской области о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом в соответствии со статьей 396 НК РФ, как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, установленной в соответствии со статьей 394 настоящего Кодекса, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.
Доводы представителя ответчика о неправильном отнесении земельного участка к определенной категории земель (здания пивного бара), что влечет за собой исчисления земельного налога в большем размере, о резком увеличении размера налога в 2009 году, судом не могут быть учтены по следующим причинам.
Согласно статьи 390, пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии с пунктом 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Следовательно, налоговая база по земельному налогу за 2009 год не может быть исчислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в текущем налоговом периоде, в связи с целевым изменением категории земельного участка со «здание пивного бара» на «спортивно-оздоровительные здания».
Согласно п.п.1, 3, 4, 6 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.
В силу абз. 2 п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате земельного налога и налога на имущество считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налогов было направлено ответчику 23.11.2009 года и определен срок исполнения до 10.12.2009 г.
Расчет пеней по налогу на имущество рассчитанных на указанную недоимку по налогу за 2009 год ответчиком не оспаривался и признается судом верным. Оснований для снижения размера данной неустойки не имеется, поскольку данный размер незначительный, уважительных причин для снижения пени судом не установлено. Наличие у ответчика инвалидности само по себе такой причиной являться не может, поскольку в собственности ответчика находится значительное количество объектов недвижимости. Расчет пени по земельному налогу также судом признается верным. Истцом применен один и тот же способ расчета, что и при расчете пени по налогу на имущество, который ответчиком не оспаривается. Расчет пени произведен только с учетом недоимки по налогу за 2009 год, недоимки за 2006-2008 годы не учитывались. Поэтому с ответчика подлежат взысканию пени по земельному налогу за 2009 г. в размере 542 руб. 25 коп и пени по налогу на имущество за 2009 г. в размере 782 руб. 31 коп.
В связи с указанным, с ответчика надлежит взыскать недоимку по земельному налогу за 2009 г. в размере – 68817,73 руб., пеню - 542 руб. 25 коп и по налогу на имущество за 2009 год в размере - 25504,80 руб., пеню - 782 руб. 31 коп, а также государственную пошлину в доход бюджета, от уплаты которой истец освобожден в силу закона (ч.1 ст. 103 ГПК РФ).
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Решил:
Иск Инспекции ФНС России по г. Смоленску удовлетворить частично.
Взыскать с Григоряна С.Ш. в доход местного бюджета недоимку по земельному налогу за 2009 г. в размере – 68817,73 руб. и пеню за просрочку уплаты данного налога в размере 542 руб. 25 коп, недоимку по налогу на имущество за 2009 год в размере - 25504,80 руб., и пеню за просрочку уплаты данного налога в размере 782 руб. 31 коп.
Взыскать с Григоряна С.Ш. в доход бюджета государственную пошлину в размере 3069 (три тысячи шестьдесят девять) руб. 41 коп.
В остальной части требований отказать за необоснованностью.
В течение 10 дней на решение может быть подана кассационная жалоба в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска.
Судья: А.Л. Штейнле.