2010.11.01. - решение о понуждении к предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка



Дело № 2 - 2730

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 ноября 2010 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в составе председательствующего судьи Хананеевой В.В.,

при секретаре Шульковой В.В.,

с участием истца Барашковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барашковой Н.Ю. к Администрации г. Смоленска о понуждении к предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ

Барашкова обратилась с иском к Администрации г. Смоленска о понуждении к предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по <адрес>, рядом с участком № (л.д.2-3, 14).

Определением суда от 13.10.2010 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее Департамент) (л.д.1).

В судебном заседании Барашкова иск поддержала и пояснила, что является многодетной матерью, поэтому обратилась в Департамент с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, площадью 800 кв.м по <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Департамент указал, что земельные участки располагаются в территориальной зоне сельскохозяйственного использования (СХ1), где условно разрешенным видом использования является строительство отдельных жилых домов. В случае получения такого разрешения возможно рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка в собственность. Барашкова обратилась к ответчику с заявлением о разрешении условно разрешенного вида использования земельного участка. В выдаче разрешения ответчиком было отказано ввиду отсутствия проекта планировки территории. Истица считает отказ необоснованным, поскольку данные земли не используются в сельскохозяйственных целях, имеется несколько построенных жилых домов.

Представитель ответчика Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Выслушав объяснения истицы, исследовав письменные доказательства, суд находит иск обоснованным.

В соответствии с п.п.1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность за плату, а также бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п.1, 4 ст. 1, ст. 2 Закона Смоленской области от 10 июня 2003г. N23-з
"О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно"
земельные участки, находящиеся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются бесплатно для индивидуального жилищного строительства в собственность ветеранам труда, родителям, воспитывающим трех и более детей в возрасте до 18 лет, инвалидам и другим категориям, проживающим на территории Смоленской области.

Истица обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 800 кв.м, в районе <адрес> <адрес>, рядом с участком №, для индивидуального жилищного строительства (л.д.15).

Департамент указал, что земельный участок располагается в территориальной зоне сельскохозяйственного использования (СХ1), где условно разрешенным видом использования является строительство отдельных жилых домов; предоставление участка для жилищного строительства возможно после получения разрешения на условно разрешенный вид использования (л.д.8).

Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п.8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно п.п.1,2. ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования.

Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490 утверждены Правила землепользования и застройки г. Смоленска (далее Правила).

Как следует из сообщений Департамента, схемы, представленной истицей, схемы территориального зонирования г.Смоленска, являющейся приложением к Правилам, испрашиваемый земельный участок располагается в территориальной зоне СХ1 (л.д.15, 23).

В соответствии со ст. 18 Правил СХ1 – земли сельскохозяйственного использования в городской черте, основным видом использования являются пашни, многолетние насаждения, животноводство со всеми необходимыми производственными и складскими объектами и сооружениями - в рамках природоохранных и водоохранных требований; сопровождающим - лесозащитные полосы; требующим согласования - обслуживающие дороги, инженерные коммуникации и сооружения, оросительные и мелиоративные системы и устройства, строительство отдельных жилых домов, применение гербицидов и пестицидов.

В силу п.п. 4,6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются правообладателями самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования; предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия. На основании заключения о результатах публичных слушаний комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Из сообщения Администрации г. Смоленска следует, что на заседаниях комиссии по землепользованию и застройке г. Смоленска от 03.07.2008 года, 09.07.2009 года отказано в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков в районе <адрес> до разработки проекта планировки территории (л.д.7).

Требование истицы относится к сфере публичных правоотношений, и потому обязанность по доказыванию законности отказа в предоставлении разрешения лежит на Администрации г. Смоленска.

Ответчик от явки в судебное заседание уклонился и не представил доказательств, подтверждающих законность принятого решения.

В качестве единственного основания для отказа в предоставлении разрешения ответчиком указано отсутствие планировки территории.

В данном случае условно разрешенный вид использования земельного участка (строительство отдельных жилых домов) включен в градостроительный регламент зоны СХ1 при принятии Правил, и решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования должно принимается без проведения публичных слушаний. Между тем, независимо от необходимости проведения публичных слушаний, в соответствии с нормами ст. 39 Градостроительного кодекса РФ невозможность предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования должна быть обусловлена необходимостью соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, проживающих в пределах данной территориальной зоны, недопустимостью негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, в связи с наличием в данной территориальной зоне основного вида разрешенного использования земельных участков, запрет на условно разрешенный вид использования может быть вызван необходимостью использования земельного участка в испрашиваемом месте для сельскохозяйственных целей.

Таким образом, отсутствие планировки территории не может являться основанием к отказу в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Поскольку возможность использования сельскохозяйственной зоны для строительства отдельных жилых домов уже предусмотрена Правилами, однако органы власти не выполняют возложенную на них законом обязанность планировки территории, такое бездействие является незаконным и не может препятствовать реализации истицей права на получение в собственность земельного участка.

Сведений о возникновении указанных в законе последствий в случае использования земельного участка для строительства жилого дома ответчик не представил. Наличие в испрашиваемом месте сформированного участка, используемого в сельскохозяйственных целях, также не доказано. Из объяснений истицы следует, что сельскохозяйственные работы в данном месте не осуществляются.

Таким образом, предусмотренные законом основания, исключающие предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования участка, отсутствуют, и потому отказ Администрации г. Смоленска является необоснованным.

Согласно ст. 206 ГПК РФ в случае вынесения решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

В соответствии с приведенной нормой представляется разумным принятие ответчиком соответствующего решения в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Смоленска предоставить Барашковой Н.Ю. разрешение на условно разрешенный вид использования (строительство отдельных жилых домов) земельного участка, расположенного по <адрес>, рядом с участком №, в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Председательствующий: