2010.11.15 - Решение о признании права собственности на самовольную постройку



Дело №2-2529/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2010 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в лице председательствующего судьи Мурашко М.С.,

при секретаре Кватидзе М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эрдман Р.А. к Администрации г. Смоленска о признании права собственности на самовольную постройку,

У С Т А Н О В И Л:

Эрдман Р.А. обратилась в суд с иском к Администрации города Смоленска о признании права собственности на самовольную постройку – жилой дом №№, расположенный в г.Смоленске, <адрес>.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала и пояснила, что спорный жилой дом был построен в 1952 году отцом ее мужа ФИО2 Под указанный жилой дом ФИО2 выделялся земельный участок. На момент выделения участка населенный пункт, где выделялся участок именовался <адрес>, впоследствии он был присоединен к городу и переименован в <адрес>

Дом возведен без разрешения на строительство дома и поэтому является самовольной постройкой. В 1988 году ФИО2 умер, после его смерти наследство принял муж истицы ФИО3

В 2004 году умер и муж.

Истица зарегистрирована в доме и, следовательно, приняла наследство после смерти мужа.

Оформить наследственные права на дом истица не может из-за отсутствия на спорные дом и земельный участок правоустанавливающих документов. Между тем, жилой дом №<адрес> в г.Смоленске соответствует санитарно-эпидемиологическим, градостроительным нормам и требованиям, пригоден для проживания.

Администрация города Смоленска в письменном заявлении просила рассмотреть дело и сообщила об отсутствии у Администрации города Смоленска возражений против исковых требований Эрдман Р.А. (л.д.49,50).

Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица определением суда от 15.10.2010 года, в отзыве на иск просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента, указав на то, что жилой дом №№ общей площадью 47.4 кв.м. в реестре государственной собственности <адрес> не значится (л.д.48).

Заслушав объяснения истицы, третьего лица Сушко А.В., исследовав письменные материалы дела, суд считает иск обоснованным.

Согласно справке Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ правоустанавливающие документы на жилой дом №<адрес> в г.Смоленске общей площадью 47.4 кв.м. отсутствуют. Дом числится за ФИО3 (л.д.12).

В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданный без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.

Суду не представлено доказательств того, что жилой дом №<адрес> в г.Смоленске построен с разрешения компетентных органов, на отведенном земельном участке. При таких обстоятельствах данный объект недвижимости является самовольной постройкой.

В соответствии с п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольнуюпостройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольнуюпостройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно поэтажному плану (л.д.14) и заключению ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом №<адрес> в городе Смоленске соответствует градостроительным, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим требованиям, пригоден для проживания, его сохранением не представляется угроза жизни и здоровью граждан.

По сообщению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом №№, расположенный по адресу: г.Смоленск, <адрес>, соответствует п.3.2 и п.3.3 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» (л.д.11).

Согласно архивной справке в документах жилищно-коммунального отдела Заднепровского райисполкома в списке населения поселка <адрес> значится ФИО2. В графах списка указано: «Наименование улиц» - <адрес>; № дома – №; вид строения – деревянный; какие имеются документы на строение дома - не имеет; кем утверждено – ни кем; размер земельного участка – 10 соток; принят ли дом гос.комиссией – не принят» (л.д.36).

ФИО2 умер 14.11.1988 года (л.д.7).

Застройщик дома ФИО3 умер 22.09.2004 года (л.д.8, 10).

Истица является супругой ФИО3, что подтверждается копией свидетельства о браке (л.д.9).

Наследниками ФИО3 являются супруга (истица по делу) Эрдман Р.А. и дочь Сушко А.В. (л.д.5,9).

Согласно п.1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В соответствие со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с п.1 ст.1152 ГК РФ для принятия наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство (ст.1153 п.1 ГК РФ).

В силу п.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

Сушко А.В. сообщила о своем отказе от наследства в пользу истицы.

Истица на день смерти мужа ФИО3 проживала совместно с умершим, по адресу: г.Смоленск, <адрес> фактически приняла наследство, оставшееся после смерти супруга ФИО3,.

Учитывая, что истица приняла наследство умерших, к ней в порядке наследования перешло, в том числе право требовать признания права собственности на дом.

Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что жилой дом №№, расположенный по <адрес> в г.Смоленске, отвечает существующим строительным нормам и правилам, его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Истица и те лица, правопреемником которых она является, правомерно пользуются спорным земельным участком.

При таких обстоятельствах за застройщиком дома могло быть признано право собственности на него, поскольку истица является наследником умершего за ней также может быть признано такое прав.

Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать за Эрдман Р.А. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г.Смоленск, <адрес>, общей площадью 47.4, надворные постройки: туалет, сарай.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через районный суд в течение 10 дней.

Судья: