Дело №2-2673/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2010 года
Заднепровский районный суд г. Смоленска
в лице председательствующего судьи Хрисанфова И.В.
при секретаре Островой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Нестерова С.С. к Администрации г. Смоленска о признании права собственности на дом, как на самовольную постройку,
установил:
Нестеров С.С. просит признать договор (от 21.06.1996 г.) купли-продажи дома, расположенного по адресу: <адрес>, действительным, сохранить указанный жилой дом, общей площадью 92,6 кв.м., в том числе жилой площадью 25,7 кв.м. в перепланированном и переустроенном состоянии, признать за ним право собственности на него (л.д.2-4).
В обоснование своих требований истец сослался на то, что между ним и ФИО1 21.06.1996 г. заключен договор купли-продажи жилого дома по адресу: <адрес>, в соответствии с которым дом передан истцу, деньги за него уплачены. Наличие договора подтверждается распиской. Государственная регистрация перехода права собственности на дом не проведена, договор не зарегистрирован. Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1690 кв.м., предоставленном матери ФИО1 по договору застройки от 1946 года. Дом после его приобретения был перепланирован, в результате чего его общая площадь увеличилась с 30,32 кв.м. до 92,6 кв.м., а жилая уменьшилась с 30,32 кв.м. до 25,7 кв.м. Согласно заключению ОАО «<данные изъяты>» дом пригоден для проживания, угрозу жизни и здоровью граждан не представляет.
Впоследствии истец уточнил требования и просил признать за ним право собственности на дом (л.д.33).
Нестеров С.С. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах с неявки не сообщил.
Представитель истца Федосова Н.Н. в суде исковое требование, а также доводы, изложенные в иске, поддержала.
Представитель ответчика ФИО2 не возражала против удовлетворения иска, просила рассмотреть дело без её участия (л.д.38).
Заслушав пояснения представителя истца, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению, учитывая нижеследующее.
Согласно п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с ст.239 ГК РСФСР договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе или поселке городского типа, должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета депутатов трудящихся.
В соответствии со ст.550 ГК РФ, договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
Согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", впредь до введения в действие федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для договоров, предусмотренных статьями 550, 560 и 574 Гражданского кодекса Российской Федерации, сохраняют силу правила об обязательном нотариальном удостоверении таких договоров, установленные законодательством до введения в действие части второй Кодекса.Согласно ст. 165 ГК РФ несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной. Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется (ч.2 указанной статьи).
Из архивной копии договора (л.д.21) усматривается, что застройщику ФИО3 предоставлен земельный участок под номером № по ул. <адрес>, площадью 1050 кв.м. По договору, Гринева в трехлетний срок со дня его заключения, обязана возвести на отведенном участке одноэтажный дом, площадью 28,63 кв.м, жилой площадью 21,08 кв.м., а также иные строения (сарай, наружное отхожее место и помойную яму).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 15.02.1994 г. (л.д.18), собственником жилого дома, общей площадью 21,8 кв.м., в том числе жилой площадью 21,8 кв.м., расположенного на земельном участке, площадью 1050 кв.м., находящемся в пользовании, по адресу: <адрес>, после смерти ФИО3 стала ее дочь ФИО1.положенного на земельном участке, площадью 1050 кв.м.,,63 кв.м, жилой площадью 21,08
Данное обстоятельство подтверждается справкой Смоленского филиала БТИ (л.д.17).
Из расписки от 21.06.1996 г. (л.д.28) следует, что ФИО1 продала Нестерову С.С. жилой дом по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке, площадью 1050 кв.м., находящемся в пользовании. Нестеров С.С. уплатил за дом 5000000 рублей.
По данным домовой книги (л.д.29), с 03.08.1966 г. в доме под номером № <адрес> в г. Смоленске проживает Нестеров С.С.
Свидетели ФИО4 и ФИО5 показали, что в 1996 году истец купил дом у ФИО1 Последней дом принадлежал на основании завещания. Дом был небольшим, Нестеров С.С. сделал деревянную пристройку к нему. Кроме того, ФИО5 показал, что в его присутствии была составлена расписка о продаже Нестерову дома, а также переданы деньги за него.
Не доверять показаниям свидетелей, у суда оснований нет.
Таким образом, между сторонами был заключен договор купли-продажи жилого дома, который не был нотариально удостоверен. Между тем, договор подписан сторонами, не содержит ничего противозаконного, исполнен обеими сторонами и его следует признать действительным.
При таких обстоятельствах следует признать, что с июня 1996 г. жилой дом №№, расположенный в <адрес> в г. Смоленске, принадлежал Нестерову С.С.
Согласно плану-схеме жилого дома №№, расположенного в <адрес> г. Смоленска по состоянию на 10.04.1947 г. (л.д.15), его общая и жилая площади составляют по 30,32 кв.м. По данным поэтажного плана, составленного 13.11.2008 г. (л.д.16), общая площадь дома по вышеуказанному адресу составляет 92,6 кв.м., жилая – 25,7 кв.м. Указанные сведения говорят о реконструкции строения.
Сведений о том, что Нестеровым С.С. было получено разрешение на реконструкцию, не имеется. При таких обстоятельствах следует признать, что реконструкция дома осуществлялась без надлежащего разрешения и в настоящее время он является самовольной постройкой.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо не создает угрозу жизни и здоровью граждан п.3 ст.222 ГК РФ.
В соответствии с заключением, данным ОАО «<данные изъяты>» от 30.03.2010 г. (л.д.10-14), жилой одноэтажный одноквартирный смешанной конструкции жилой дом №№ в <адрес> г. Смоленска имеет общую площадь 92,6 кв.м., в том числе жилую площадь 25,7 кв.м. До произведенных в нем работ по реконструкции, перепланировке и переустройству, общая и жилая его площади составляли по 30,32 кв.м. В доме увеличилось количество помещений, изменилось их функциональное назначение, проведены инженерные коммуникации.
Объемно-планировочное решение жилого дома №№ в <адрес> в г. Смоленске соответствует нормативным требованиям СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные-02-2001 " г. Смоленске соответствует нормативным требованиям СНиП жено.». Размещение жилого дома в системе городской застройки соответствует нормативным требованиям СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства». Дом пригоден для проживания, угрозу жизни и здоровью граждан не представляет.
Оснований не доверять заключению у суда не имеется, оно выполнено организацией, которой выданы свидетельства, подтверждающие допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (л.д.26,27).
Учитывая изложенное, следует признать, что дом не представляет собой угрозу жизни и здоровью.
Согласно данным паспорта земельного участка, кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, д.№, участок находится в государственной собственности. Правообладателем указана ФИО1
В соответствии со ст. 37 ЗК РСФСР 1991 г. при переходе права собственности на строение к другим гражданам с этими объектами переходит и право пользования земельным участком.
Таким образом, при переходе права на строение от ФИО3 к ФИО1 от последней к Нестерову С.С. к последнему перешло и право пользования земельным участком.
Учитывая изложенное, следует признать, что названная самовольная постройка возведена на принадлежащем истцу на законных основаниях земельном участке, не нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы, не создает угрозу жизни и здоровью граждан и за Нестеровым С.С. может быть признано право собственности на неё.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за Нестеровым С.С. право собственности на жилой дом под номером №, расположенный в пос. <адрес> в г. Смоленске, общей площадью 92,6 кв.м., в том числе жилой площадью 25,7 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский райсуд в течение 10 дней.
Председательствующий: Хрисанфов И.В.