2010.11.12 Решение о признании решения Управления Пенсионного Фонда РФ незаконным, перерасчете пенсии.



Дело №2-2708

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2010 г.

Заднепровский районный суд г. Смоленска

в лице председательствующего судьи Хрисанфова И.В.

при секретаре Ткаченко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шокотько В.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г.Смоленска о признании незаконным решения, понуждении к проведению перерасчета,

установил:

Шокотько В.А. просила признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г.Смоленска (далее – управление) от 23 августа 2010 г., которым ей было отказано в перерасчете трудовой пенсии; обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии, включив периоды работы с 1990 г. по 2001 г. (л.д.2-3).

Позднее истица уточнила свое требование и просила обязать ответчика принять во внимание при перерасчете пенсии её заработную плату за период с 1997 г. по 2001 г., перерасчет пенсии произвести с момента назначения.

В обоснование своих требований Шокотько В.А. сослалась на следующие обстоятельства. 19 марта 2008 г. ей была назначена трудовая пенсия по старости в связи с вредными условиями труда. В 2010 г. она обратилась в управление с заявлением о перерасчете пенсии с учетом периода работы с 1999 г. по 2001 г. Истице было отказано в перерасчете со ссылкой на то, что ОАО «<данные изъяты>», где она работала в указанный период, сведения о её заработке за 2000 г. на сдало. Однако, её заработок за указанный период подтверждается лицевым счетом.

В судебном заседании истица свои требования поддержала. Она пояснила, что для расчета пенсии при её назначении не был взят заработок за наиболее благоприятный для неё период с 1997 г. по 2001 г. по той причине, что предприятие в 2000 г. не сдало в управление сведения персонифицированного учета о ней. Однако, уже тогда у ответчика были сведения о её заработке за этот год, отраженные в лицевом счете.

Представитель управления Шкарманцева Ю.В. иск не признала. Она пояснила, что после регистрации истицы в системе обязательного пенсионного страхования сведения о её заработке можно было брать только из представляемых предприятием сведений индивидуального персонифицированного учета. В 2000 г. ОАО «<данные изъяты>» в отношении истицы таких сведений не сдало. На момент назначения пенсии в управлении были сведения о заработке истицы за указанный год, отраженные в лицевом счете. Если исходить из них, то в результате перерасчета пенсия Шокотько В.А. увеличится.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Установление трудовой пенсии - назначение трудовой пенсии, перерасчет или корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой (ст.2 закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – закон)).

Решения об отказе в установлении трудовой пенсии могут быть обжалованы в суд (п. 7 ст.18 закона).

Решением управления от 11 июня 2008 г. Шокотько В.А. назначена трудовая пенсия по старости с 19 марта 2008 г.

При определении размера пенсии расчет среднемесячного заработка производился за период с 1 июля 1986 г. по 31 июля 1993 г.

20 августа 2010 г. Шокотько В.А. обратилась в управление с заявлением о перерасчете пенсии (л.д.10).

Решением управления от 23 августа 2010 г. истице было отказано в перерасчете пенсии. При этом ответчик сослался на то, что в соответствии с п.26 Постановления от 27 февраля 2002 г. Министерства труда и социального развития РФ №16 Пенсионного фонда РФ №19 среднемесячный заработок за любые 60 месяцев до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. Шокотько В.А. зарегистрирована в системе персонифицированного учета 15 августа 2000 г. После этой даты сведения о заработке могут быть подтверждены только сведениями персонифицированного учета. Сведения персонифицированного учета за 2000 год ОАО «<данные изъяты>» не представило.

Согласно ст. 18 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением от 21.01.2002 N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Правительства РФ поручило Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" согласно приложению (п.4). В приложении N 4 среди прочих указаны Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – перечень); Правила обращения за пенсией, назначения и перерасчета размера пенсии, перехода с одного вида пенсии на другой.

Пунктом 26 перечня определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

Как видно из выписки из лицевого счета застрахованного лица на имя Шокотько В.А. истица зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 15 августа 2000 г. Сведения о заработной плате истицы за 2000 –й год работодатель ОАО «<данные изъяты>» в управление не представил (л.д.12-15).

В то же время, сведения о заработной плате истицы за 2000 –й год, а также за 1997 – 1999 годы имеются и содержатся в её лицевых счетах, которые велись на предприятии (л.д. 16-23). Это обстоятельство не оспаривается ответчиком, не подвергается им сомнению и достоверность сведений, указанных в нем.

Из письма управления истице от 15.07.2010 г. (л.д.9), решения (л.д.11) усматривается, что сведения персонифицированного учета в отношении Шокотько В.А. ОАО «<данные изъяты>» не сдавало. Сведения о стаже за 2000 – й год внесены на основании решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан.

Таким образом, истице отказано в перерасчете пенсии только на том основании, что работодатель не представил страховщику сведения индивидуального персонифицированного учета.

Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 10.07.2007 N 9-П сформировал правовую позицию, согласно которой исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, недопустимо. Фактически это означает установление различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Из данной правовой позиции следует также, что непредставление сведений персонифицированного учета о застрахованном лице, в частности о его заработной плате за тот или иной период, в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этого лица не должны препятствовать реализации им права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Учитывая изложенное, следует признать, что исключение из расчетного периода 2000 –го года только на том основании, что работодателем не были представлены сведения индивидуального персонифицированного учета о работнике, противоречит Конституции РФ.

Поскольку сведения о заработке за 2000 г. имелись в управлении на день назначения пенсии, перерасчет пенсии следует произвести с указанной даты.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г.Смоленска от 23 августа 2010 г. об отказе Шокотько В.А. в перерасчете пенсии незаконным.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г.Смоленска произвести перерасчет пенсии Шокотько В.А. исходя из её заработной платы за период с 1997 г. по 2001 г. включительно с момента назначения пенсии.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский райсуд в течение 10 дней.

Председательствующий: