Дело №2-2592/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2010 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
в составе судьи Мурашко М.С.,
при секретаре Кватидзе М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Блинова Д.С. и Блиновой Л.Н. к Администрации города Смоленска о признании права собственности на жилой дом и по иску Блинова О.В. к Блинову А.Ф., Блинову Д.С. и Администрации города Смоленска о признании права собственности на 1\3 часть жилого дома в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ
Блинов Д.С. и Блинова Л.Н. обратились в суд с иском к Администрации города Смоленска о признании за ними права собственности на жилой <адрес> общей площадью 91.6 кв.м., жилой – 53.5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, указывая, что данный жилой дом был построен ФИО8 После смерти ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ. Данный дом по наследству перешел к ФИО9 соответственно отцу и мужу истцов. Последние фактически приняли наследство, принадлежащее умершему, осуществляя владение и пользование данным домом. Оформить права на дом не представляется возможным по причине отсутствия на него правоустанавливающих документов. Между тем, данный дом по заключению специализированной организации признан пригодным для проживания, его сохранением не создается угроза жизни и здоровью граждан.
Определением судьи от 03 ноября 2010 года к производству суда принято исковое заявление Блинова О.В. к Блинову А.Ф., Блинову Д.С. и Администрации города Смоленска о признании права собственности на 1\3 часть жилого <адрес> г.Смоленска. Данное дело объединено в одно производство с делом по иску Блинова Д.С. и Блиновой Л.Н. для совместного рассмотрения.
В судебном заседании Блинов Д.С. и Блинова Л.Н. уточнили заявленные требования и просили признать за ними право общей долевой собственности на 2\3 доли в праве собственности на спорный дом, Блинов О.В., уточнив требования, просил признать за ним право собственности на 1\3 долю в праве собственности на дом.
Блинов О.В. по делу пояснил, что он является наследником первой очереди после смерти отца ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Последний являлся сыном ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Истец является наследником ФИО8 по праву представления в связи со смертью своего отца. На момент открытия наследства ФИО8 его (истца) интересы, являвшегося на тот момент несовершеннолетним, представляла его мать ФИО7, которая своевременно обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО8, однако, получить права на дом не представилось возможным по ряду причин: не представлению информации об имуществе умершего со стороны других наследников, отсутствием на дом правоустанавливающих документов. В настоящее время дом отвечает строительным нормам и правилам, земельный участок под его строительство выделялся, о чем свидетельствует факт наличия в списках граждан, подлежащих налогообложению, фамилии наследодателя ФИО8 Он (истец) в лице своей матери, своевременно обратился с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО8, в связи с чем просит признать за собою право собственности на 1/3 долю в праве собственности на спорный дом.
Администрация г. Смоленска явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, в направленных в суд сообщениях представитель ответчика указала на отсутствие возражений со стороны Администрации города Смоленска относительно удовлетворения требований Блиновых в случае представления доказательств о выделении земельного участка под жилой дом в установленном законом порядке.
Блинов А.Ф. исковые требования Блинова О.В., Блинова Д.С. и Блиновой Л.Н. признал и просил их удовлетворить, указав, что он оказывал содействие в строительстве дома отцу ФИО8 Для строительства дома выделялся земельный участок и после возведения фундамента представители исполнительной власти выявили нарушения и по их указанию фундамент был перенесен на другую часть земельного участка. Сдача дома в эксплуатацию не производилась. После смерти отца его наследники разделили имущество. При этом право на дом должно принадлежать наследникам <данные изъяты>.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданный без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.
Как следует из справки Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, поэтажного плана по адресу: <адрес>, расположен жилой <адрес> общей площадью 91.6 кв.м., в том числе жилой – 53.5 кв.м., заявителем на первичную инвентаризацию данного домовладения являлся ФИО8 (л.д.5,34).
Документы на строительство дома, ввод его в эксплуатацию суду не представлены, что свидетельствует о том, что данный дом является самовольным строением.
В соответствии с п.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольнуюпостройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольнуюпостройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с техническим заключением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-9) главного инженера АНО «<данные изъяты>» жилой <адрес> в <адрес> является пригодным для проживания и соответствует требованиям экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных норм, которые обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию. Объемно-планировочное решение существующего жилого дома соответствует нормативным требованиям СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные».
По сообщению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36), жилой <адрес> в г.Смоленске по планировочным решениям соответствует п.3.2 и п.3.3 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что самовольная постройка не нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы.
Согласно архивной выписке из решения исполкома Смоленского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № в Списке граждан города Смоленска, подлежащих обложению подоходным налогом по доходам от сельского хозяйства на 1958 года по <адрес> значится ФИО8, дом – №, площадь участка в фактическом пользовании – 1094 (л.д.35).
Из кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок площадью 1433 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> находится в государственной собственности. Разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства (л.д.39).
Содержание кадастрового паспорта, выписка из решения исполкома, подтверждают объяснения Блинова А.Ф. о предоставлении земельного участка под строительство <адрес>.
При таких обстоятельствах за ФИО8могло быть признано право собственности на жилой <адрес>, являющийся самовольной постройкой.
ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).
В соответствие со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п.1 ст.1152 ГК РФ для принятия наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство (ст.1153 п.1 ГК РФ).
В силу п.2 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно ни находилось.
Наследниками ФИО8 являлись ФИО9 (л.д.31), Блинов А.Ф., а также в порядке представления после смерти ДД.ММ.ГГГГ (л.д.80) ФИО6 (сына наследодателя), внук Блинов О.В.
По сообщению нотариуса Смоленского городского нотариального округа Смоленской области РФ ФИО10, указанные лица обратились с заявлениями о принятии наследства по закону после смерти ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Данным лицам выдано свидетельство о праве на наследство по закону в отношении денежных вкладов, автомашины, принадлежащих умершему, что свидетельствует о принятии ими наследства умершего, в том числе и права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку в виде спорного жилого дома.
ФИО9, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29). После смерти последнего наследниками первой очереди являются Блинов Д.С. и Блинова Л.Н. (л.д.30,32).
По сообщению нотариуса ФИО10, указанные лица обратились в нотариальную контору с заявлениями о принятии наследства после смерти ФИО9 (л.д.94).
Поскольку судом установлено, что сохранение жилого <адрес> <адрес> не нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, строение находится на земельном участке, предназначенном для строительства, за истцами может быть признано право собственности на данное строение. Так как при разделе наследственного имущества наследники определили, что право требовать признания права собственности на дом переходит к истцам, определение принадлежащих истцам долей должно производится в соответствии с их соглашением: за Блиновым О.В. на 1/3 долю дома; за Блиновой Л.Н. и Блиновым Д.С. – на 2/3 доли.
Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Признать за Блиновым Д.С. и Блиновой Л.Н. право общей долевой собственности на 2\3 доли ( с равными долями), за Блиновым О.В. – на 1/3 долю в праве собственности на жилой <адрес>, общей площадью 91.6 кв.м., жилой – 53.5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через районный суд в течение 10 дней.
Судья: