2010.12.02 - Решение о признании права собственности на самовольные постройки



Дело №2-2923/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2010 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в составе судьи Мурашко М.С.,

при секретаре Кватидзе М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова Ю.А., Лобовой Т.А. и Ковнеревой Е.Ю. к Администрации города Смоленска о признании права собственности на самовольные постройки,

УСТАНОВИЛ

Истцы обратились в суд с иском, в котором просили признать в порядке наследования за Захаровым Ю.А. право собственности на жилой дом № № литера Б, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 69.5 кв.м., жилой 33.7 кв.м.; за Лобовой Т.А. и Ковнеревой Е.Ю. право общей долевой собственности (по ? доли за каждой) на жилой дом №№ литера А общей площадью 93.5 кв.м., жилой – 39.7 кв.м., расположенный по тому же адресу.

В последующем истцы уточнили заявленные требования в части основания иска, указав, что указанные жилые дома были реконструированы без получения необходимых разрешений, в эксплуатацию в установленном порядке не сдавались, в связи с чем являются самовольными постройками, а потому право собственности на них возможно признать только на основании решения суда.

В обоснование иска истцы сослались на следующие обстоятельства.

По договору дарения от 23 апреля 1955 года ФИО5 подарил ФИО6 принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (в настоящее время – <адрес>). В последующем на земельном участке был возведен еще один дом, а первый дом подвергся реконструкции. Дома в настоящее время обозначаются литерами А и Б. ФИО6 27.11.1995 года умер. Фактически наследство после его смерти приняла его жена ФИО7, умершая 01.11 2004 года. Прямые наследники умершей ФИО8 умер 08.09.2004 года, ФИО9 умерла 25.09.1988 года. В связи с этим по праву представления вместо них наследство умершей ФИО7 фактически приняли внуки – истцы по делу Захаров Ю.А., Лобова (Захарова) Т.А. и Ковнерева (Мицкевич) Е.Ю. При этом наследники в добровольном порядке разделили наследственное имущество, состоящее из двух жилых домов между собой следующим образом: Захаров Ю.А. унаследовал жилой дом №№ литера Б, общей площадью 69.5 кв.м., жилой 33.7 кв.м.; Лобова Т.А. и Ковнерева Е.Ю. жилой дом №№ литера А общей площадью 93.5 кв.м., жилой – 39.7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес>

Свидетельства о праве на наследство на указанные дома истцы не могут получить по причине того, что жилые дома не введены в эксплуатацию в установленном законом порядке. Между тем, по заключению специализированной организации дома соответствуют нормам СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания многоквартирные», при строительстве домов соблюдены установленные градостроительные, строительные, экологические,, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные правила и нормы. Несущие конструкции домов находятся в работоспособном состоянии и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию. Указанные строения расположены на земельном участке, выделенном под строительство.

Представитель ответчика - Администрации г. Смоленска – в судебное заседание не явился. В отзыве на иск указал на отсутствие возражений у Администрации города Смоленска против удовлетворения заявленных требований.

В судебное заседание не явилось и третье лицо Захарова А.М. (мать Захарова Ю.А. и Лобовой Т.А.).

Заслушав объяснения истцов, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданный без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.

По договору дарения от 23 апреля 1955 года (л.д.9) ФИО5 подарил ФИО6 принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (в настоящее время – <адрес> <адрес>). Договор дарения нотариально удостоверен.

Как следует из справок Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, поэтажных планов на участке по адресу<адрес>, в настоящее время расположены два дома: литера А общей площадью 93.5 кв.м., жилой – 39.7 кв.м., и литера Б общей площадью 69.5 кв.м., жилой – 33.7 кв.м. Указанные дома зарегистрированы за ФИО6 на основании договора дарения от 23.04.1955 года, акта государственной приемки жилых домов в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ и постановления мэра города Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.10,11,29,35). При этом в постановлении мэра указано на то, что жилой дом под литерой А имеет общую площадь 70.3 кв.м., жилую – 53.2 кв.м., жилой дом под литерой Б общей площадью 52.8 кв.м., жилой – 42.3 кв.м. Дома расположены на земельном участке площадью 1944 кв.м. (л.д.12).

Из представленных справок Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и поэтажных планов следует, что площади дома существенно изменились.

Документы на реконструкцию домов, ввод их в эксплуатацию суду не представлены, что свидетельствует о том, что данные дома являются самовольными строениями.

В соответствии с п.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольнуюпостройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольнуюпостройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с техническими заключениями ПК «<данные изъяты>» (л.д.25-30, 31-36) объемно-планировочное решение существующих жилых домов № литера А и № литера Б по <адрес> в <адрес> соответствует нормам СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания многоквартирные», при строительстве домов соблюдены установленные градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные правила и нормы. Несущие конструкции домов находятся в работоспособном состоянии и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что самовольные постройки не нарушают чьи-либо права и охраняемые законом интересы.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1994 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находится в государственной собственности. Разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. Дата внесения в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

Указание в кадастровом паспорте на то, что земельный участок выделен под индивидуальное строительство, расположенный на участке, а дом был предметом договора дарения, подтверждают доводы истцов о том, что земельный участок выделялся под строительство на законных основаниях.

Изложенное свидетельствует о том, что за застройщиком домов ФИО6могло быть признано право собственности на самовольные постройки.

ФИО6 умер 27.11.1995 года (л.д.14).

Согласно п.1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В соответствие со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с п.1 ст.1152 ГК РФ для принятия наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство (ст.1153 п.1 ГК РФ).

В силу п.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

По сообщениям нотариуса Смоленского городского нотариального округа Смоленской области РФ ФИО11 и Смоленской областной нотариальной палаты наследственных дел к имуществу умерших ФИО6 и ФИО8 в производстве нотариальной конторы и в архиве палаты не имеется (л.д.73,74).

Из объяснений истцов следует, что наследство после смерти ФИО6 приняла его жена ФИО7 (л.д.23).

После смерти ФИО7, наступившей 01.11.2004 года, наследство приняли по праву представления истцы - ее внуки, что подтверждается объяснениями истцов и представленными ими документами об оплате ими земельного налога и коммунальных платежей (л.д.47-56).

С принятием наследства умерших к истцам перешло и право требовать признания за ними права собственности на строения – самовольные постройки.

Поскольку судом установлено, что сохранением жилых домов № литера А и № литера Б по <адрес> не нарушаются чьи-либо права и охраняемые законом интересы, не создается угрозы жизни и здоровью граждан, строения находятся на земельном участке, отведенном на законных основаниях, за истцами может быть признано право собственности на данные строения. Наследники пришли к соглашению по поводу раздела наследственного имущества, по которому за Захаровым признается право собственности на дом под литерой Б, за Лобановой Т.А. и Ковнеровой Е.Ю. признается право общей долевой собственности с равными долями на дом с литерой А. Суд считает такое соглашение соответствующее требованиям закона и не нарушающем права истцов и других лиц.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать за Захаровым Ю.А. право собственности на жилой дом №№ литера Б, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 69.5 кв.м., жилой 33.7 кв.м..

Признать за Лобовой Т.А. и Ковнеревой Е.Ю. право общей долевой собственности (по ? доли за каждой) на жилой дом №№ литера А общей площадью 93.5 кв.м., жилой – 39.7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через районный суд в течение 10 дней.

Судья: