2010.12.01-Решение о признании права собственности на жилой дом



2-2902/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 декабря 2010 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в лице судьи Качкан Г.М.

при секретаре Кудимовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Маровой Э.Г. к Администрации города Смоленска о признании права собственности на жилой дом,

у с т а н о в и л:

Марова Э.Г.обратилась в суд с иском к Администрации города Смоленска о признании права собственности на жилой дом №№ по ул. <адрес> в г. Смоленске, указав, что ее отцу П.Г.М. на основании договора дарения от 14.04.1953 года принадлежал жилой дом №№ по ул. <адрес> в г. Смоленске. 26.05.1994 года отец завещал дом ей, истице. Отец умер 13.06.2000 года, мать П.А.Н. умерла 02.10.2000 года. Летом 2010 года она обратилась к нотариусу за оформлением наследства, однако получила отказ в связи с пропуском срока принятия наследства и самовольной реконструкцией дома. Она является единственной наследницей. После смерти родителей наследство приняла фактически, так как продолжила пользоваться домом, заменила наружные стены и крыши в связи с их физическим износом, в 2003 году – провела газ, водяное отопление, установила газовый котел, производит уплату коммунальных услуг. После выполнения реконструкции общая площадь дома увеличилась до 72.3 кв.м., жилая – до 36.6 кв.м. Согласно заключению от 07.09.2010 года жилой дом является пригодным для постоянного проживания, соответствует экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным нормам и правилам, не нарушает права третьих лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан (л.д. 2-3)

Истица Марова Э.Г. в судебное заседание не явилась.

Требования истицы в судебном заседании поддержала ее представитель Новикова Л.И., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности с полномочиями, предусмотренными ст. 54 ГПК РФ, которая сослалась на изложенные в заявлении обстоятельства, а также указала, что составленное П.Г.М. завещание в пользу дочери Маровой Э.Г. не отменено и не изменено. Марова Э.Г. переехала жить к родителям еще при их жизни, осуществляла за ним уход и после их смерти осталась проживать в доме и пользоваться им как своим собственным, осуществила в нем реконструкцию. Дом соответствует строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, безопасен для жизни и здоровья граждан, признание за истицей права собственности на этот дом не нарушит ничьих прав.

Администрация г. Смоленска просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указав на отсутствие возражений по существу иска при условии, если это не нарушает прав и законных интересов лиц и не угрожает жизни и здоровью граждан ( л.д. 70-71).

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области просил рассмотреть дело без участия своего представителя. В письменном отзыве представитель Департамента Кощеев А.А. указал, что жилой дом №№ по ул. <адрес> в г. Смоленске собственностью Смоленской области не является, сведениям о предоставлении земельного участка по этому адресу кому-либо на каком-либо праве Департамент не располагает, земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. (л.д. 28-29).

Заслушав пояснения представителя истицы, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

Согласно п. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.

На основании п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.

В силу п.1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

В силу ст. 4 ГК РФ к отношениям, возникшим до введения в действие Гражданского кодекса РФ, применяется законодательство, действующее на момент их возникновения, в данном случае – Гражданский кодекс РСФСР 1964 года.

В соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, созданный на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданный без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).

В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.

14.04.1953 года был заключен договор дарения, в соответствии с которым Х.У.А. подарила П.Г.М. домовладение № по <адрес> в г. Смоленске. Договор был удостоверен нотариусом (л.д. 34).

Сведения о правах на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, №, г. Смоленск в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним отсутствуют. Отсутствуют такие сведения о земельном участке и в государственном кадастре недвижимости. Земельный участок значится в государственной собственности, имеет площадь 2500 кв.м., предназначен для индивидуального жилищного строительства (л.д. 38, 39, 18).

По данным ФГУП « Ростехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом №№ по ул. <адрес> в г. Смоленске имеет общую площадь 73.2 кв.м., в том числе жилую – 36.6 кв.м, зарегистрирован на основании договора дарения от 14.04.1953 года за П.Г.М. (л.д. 17).

Согласно заключению главного инженера АНО «С.» Л.Н.И. от 07.09.2010 года, поэтажному плану, составленному 11.08.2010 года, жилой дом №№ по ул. <адрес> в г. Смоленске – одноквартирный, одноэтажный, щитовой, был реконструирован, общая площадь дома составляет в настоящее время 73.2 кв.м., жилая площадь составляет 36.6 кв.м. Собственником были выполнены следующие работы: заменены наружные стены и крыша в связи с большим физическим износом несущих и ограждающих конструкций. После работ по реконструкции наружные стены дома – из деревянных щитов заводского изготовления (сборно-щитовые), внутренние разделяющие перегородки – дощатые по деревянному каркасу. Перекрытие в доме – из деревянных конструкций, крыша – двускатная, из деревянных конструкций, кровля – шиферная, отопление в доме – водяное, от отопительного газового котла, установленного в коридоре дома. Состав помещений, их размеры и функциональная взаимосвязь соответствуют требованиям к жилым домам: имеются жилые и подсобные помещения. Жилой дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилым домам согласно СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания», СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» и Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденному постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года, дом пригоден для постоянного проживания. Основания и несущие конструкции дома в ходе реконструкции выполнены таким образом, что возможность разрушений или повреждений конструкций в процессе эксплуатации дома исключена. Противопожарные расстояния между домом и соседними домами и хозяйственными постройками, расположенными на <адрес> в г. Смоленске, соответствуют требованиям СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Дом безопасен для жизни и здоровья людей (л.д. 15-16, 14).

Оснований сомневаться в заключении у суда не имеется, т.к. оно специалистом, выполняющим функции инженера по технадзору за строительством и функции заказчика-застройщика по строительству объектов согласно функциональным обязанностям (л.д. 15).

На поэтажном плане жилого дома имеется отметка ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании (л.д. 14).

Истицей представлен акт о приемке законченного строительством объекта системы газоснабжения от 12.09.2003 года, из которого усматривается, что по заявке Маровой Э.Г. в соответствии с проектом ГУП «Смолкк.» ООО «СТП.» были произведены строительно-монтажные работы внутреннего газоснабжения жилого дома №№ по ул. <адрес> в г. Смоленске, соответствующие требованиям СНиП 3.05.02-88 и «Правилам безопасности в газовом хозяйстве» (л.д. 13).

Анализ исследованных доказательств указывает на то, что жилой дом №№ по ул. <адрес> в г. Смоленске, приобретенный П.Г.М. на основании нотариально удостоверенного договора дарения от 14.04.1953 года, реконструирован с изменением площади жилого дома и проведением внутреннего газоснабжения, соответствует строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, безопасен для жизни и здоровья граждан, следовательно, за П.Г.М. или его наследниками может быть признано право собственности на спорный дом.

Из свидетельства о браке следует, что 16.06.1969 года был зарегистрирован брак П.Г.М. и П. (до брака К.) А.Н. (л.д. 62).

Марова ( до брака П.) Э.Г., 12.02.1936 года рождения, является дочерью П.Г.М. и К.А.Н., что подтверждается свидетельствами о рождении и о браке ( л.д.11-12).

Из представленных свидетельств о смерти следует, что П.Г.М. умер 13.06.2000 года, П.А.Н. умерла 02.10.2000 года (л.д. 9, 10).

В домовой книге по дому № по <адрес> в г. Смоленске имеются отметки о регистрации П.Г.М. и П.А.Н. по этому адресу с 18.01.1979 года, а также о снятии их с регистрационного учета в октябре 2010 года (л.д. 20-22).

26.05.1994 года П.Г.М. завещал все принадлежащее ему имущество, в том числе жилой дом №№ по ул. <адрес> в г. Смоленске, дочери Маровой Э.Г. По сообщению нотариуса П.В.А. от 17.11.2010 года, завещание П.Г.М. не отменялось и не изменялось (л.д. 19, 46).

Наследственного дела к имуществу П.Г.М. не имеется (л.д. 47).

После смерти 02.10.2000 года П.А.Н. к нотариусу с заявлением о принятии наследства на недополученную пенсию, вклады и жилой дом 26.02.2001 года обратилась дочь умершей Марова Э.Г., которой 11.09.2007 года выдано свидетельство о наследстве по закону на денежные вклады и денежную компенсацию (л.д. 51-69).

Истицей представлены справки ООО « СРГ» и ОАО «СЭС» об отсутствии задолженности за указанные услуги, предоставляемые в дом № № по ул. <адрес> в г. Смоленске ( л.д.72-73).

Свидетель М.В.Н. показал, что с 1959 года проживая на <адрес> в <адрес>, знает Марову Э.Г., знал ее родителей П-х А.и Г., которые проживали в доме № № по ул<адрес>. Сразу после их смерти в том доме стала проживать истица, которая ухаживала за родителями при их жизни. О наличии других детей у П-х ему ничего неизвестно.

Аналогичные показания дал свидетель А.А.В. с 1955 года проживающий по <адрес> в г. Смоленске.

Исследованные доказательства указывают на то, что полученный П.Г.М.в собственность на основании нотариально удостоверенного договора дарения от 14.04.1953 года жилой дом №№ по ул. <адрес> в г. Смоленске, приобретенный им до регистрации брака с П.А.Н., был завещан им дочери Маровой Э.Г., которая приняла наследство фактически, продолжая пользоваться домом, проживая в нем.

После работ по реконструкции жилой дом №№ по ул. <адрес> в г. Смоленске соответствует строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам, безопасен для жизни и здоровья граждан.

Лиц, чьи права могут быть нарушены признанием за Маровой Э.Г. права собственности на спорный дом, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Маровой Э.Г. удовлетворить.

Признать за Маровой Э.Г. право собственности на жилой дом № № по ул. <адрес> в г. Смоленске площадью 73.2 кв.м., в том числе жилой – 36.6 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья Г.М. Качкан